Использование активных методов обучения в здоровьесберегающем образовании на уроках математики
статья на тему

Морозкина Галина Геннадьевна

Здоровьесберегающие образовательные технологии   – совокупность   используемых в образовательном процессе приемов, методов, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Цель здоровьесберегающих   технологий в процессе изучения математики   - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни на уроке математики, научить использовать их в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГБОУ ДПО (ПК) С «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»

     КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОКЛАД

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

       

Докладчик: Морозкина Галина Геннадьевна,

учитель математики

 МБОУ «Марьяновская СОШ»

 Большеберезниковского района

г.Саранск, 18 августа 2015 г.


Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих основную  группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний наших подопечных.

Современное состояние общества,    темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе изменили мотивацию образовательной деятельности детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной.

Марьяновская средняя школа  с 2007 года работает по программе «Школа –территория Здоровья».  под девизом  - Учим и учимся быть здоровыми. Технологии работы –  здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии   – совокупность   используемых в образовательном процессе приемов, методов, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. Цель здоровьесберегающих   технологий в процессе изучения математики, уважаемые коллеги - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни на уроке математики, научить использовать их в повседневной жизни. И здесь особенно важно использование активных методов обучения.

Активные методы  - это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся. В основе традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению  лежит принцип передачи детям  знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности детей. К ним можно отнести проблемные ситуации, уроки-конференции,    эвристические  беседы,   поисковые практические  работы, дискуссии, самостоятельные работы с литературой.

К активным методам обучения относится  Технология диалогового обучения, которая  дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения),   эмоциональный контакт,   обратная связь, креативная (обмен идеями),  учет особенностей собеседника в процессе общения. Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся,   благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

В условиях  здоровьесбережения использование активных методов обучения подразумевает выполнение следующих условий:

  • смена 4-7 видов деятельности на уроке;
  • развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);
  • работа в парах, группах; это может быть работа над поставленной проблемой, решение математической задачи с последующей проверкой,
  • учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика, При оценивании прилежания учитывается отношение ученика к учебе и выполнению учебных заданий: ответственность, трудолюбие и систематичность при выполнении заданий.
  • использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям; это могут быть кроссворд, работа с математическими схемами, например, диаграммами. Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным., писал выдающийся ученый Блез Паскаль.
  • введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
  • хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
  • использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала; Если научить ребёнка ещё в школе грамотно использовать информационные  технологии, то есть повысить уровень ИКТ компетентности (способность грамотно применять свои знания и умения работы с информацией), то   это сможет помочь ему

с меньшими силами, более увлечённо и осознанно получать знания в школе.

  • дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику; В ФЗ 273 Об образовании В российской Федерации ст.43 п.3.   записано: Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 

определение оптимальной учебной   нагрузки .

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока математики в соответствии с современными требованиями являются  физкультминутки. Желательно, чтобы запланированные упражнения были связаны с темой урока. Так, например, при изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и т.д.

Игра "Верста – аршин- локоть - пядь".

Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово:

верста - руки поднимаете вверх,

аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",

локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,

пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь (рассояние между большим и указательным пальцами).

 Очень уместны на уроке  задачи здоровьесберегающей направленности, например, на формирование навыков  выполнения режима дня, отказ от вредных привычек.

1.        Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10 - 11 часов в сутки?  (10 часов, да)

2.        Вечерний приём пищи должен состояться не позднее, чем за 2 часа 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? (Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает).  (В 18 часов 30 минут)

Вредные привычки

3.  Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?  (180 человек)

       Задачи могут быть составлены учителем или  учеником, что делает процесс обучения ещё разносторонней и интереснее.

  • Хочу заметить, уважаемые коллеги, что возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания и  личности учителя. Для многих учащихся математика - сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения. Очень важно    построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.

  • Насколько работают в школе здоровьесберегающие технологии, можно судить по следующим показателям: 
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
  • Гигиенические условия в классе (кабинете); 
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; 
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; 
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; 
  • Физкультминутки и физкультпаузы; 
  • Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; 
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; 
  • Благоприятный психологический климат на уроке; 
  • Преобладающее выражение лица учителя; 
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; 
  • Темп и особенности окончания урока; 
  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны. «Береги честь смолоду!» - предостерегает нас народная мудрость. Давайте немного изменим её смысл: «Береги здоровье смолоду!»

     Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Здоровья всем нам, коллеги, и нашим ученикам! Здоровья и веры  в свои силы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

Использование Активных методов обучения на уроках и во внеаудиторной работе в СПО

Системное и целенаправленное использование АМО обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах; в первую очередь, формирует положительную учебную мотивацию обучающихся, позволяют достичь ...

Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения

Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...

Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии

 В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения творческой  мастерской, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инно...

Активные методы обучения (АМО) на уроках математики

  Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их ис...

Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:стимулировать мыслительную деятельность учащихся;&bull...