"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе,  продолжать использовать и при обучении учащихся 5-х – 7-х классов, а при обучении старшеклассников «ТРКМ» должна стать ведущей.Развитие КМ повышает интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся, способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления

"Возможности технологии развития

критического мышления в активизации

речевой деятельности учащихся на уроках

литературы"

                                       Сычева И.В.

Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…

Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому относят программу «Школа 2100», используемую в начальной школе, и некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся,обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая творческие способности личности школьника с 5 класса через использование элементов технологии критического мышления.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.

Педагогические задачи, стоящие передо мной:

  • помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
  • вызвать их мотивацию;
  • научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе,  продолжать использовать и при обучении учащихся 5-х – 7-х классов, а при обучении старшеклассников «ТРКМ» должна стать ведущей.

    Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и оценочности данной информации.

     Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.

Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

  1. Стадия вызова.

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы.

Деятельность учащихся.

Возможные приёмы и методы.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить  ответ.

Составление списка «известной информации», рассказ:

-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Сохранение интереса  к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-маркировка с использованием значков

(по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных ответов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

 Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий.

Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»

Данный приём я использую  на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.  

Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностикизнаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.

                        Прием «Толстый и тонкий вопросы»

?

?

В эту графу записывайте те ?, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Например: «Какова связь между временем года и поведением человека?»

В эту графу записывайте те ?, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ

Например: «Который сейчас час?»

1.

2.

3.

4.

Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк

Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-7-ых классах или как  средство индивидуальной работы с детьми.

Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.

Памятка «Правила написания синквейнов».

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора  к теме.
  5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.

Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.

Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Уже после года применения в работе различных  приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся (авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников и др.) дала положительный результат.

Анализ эффективности использования ТРКМ показал, что ученики отдают предпочтение данным формам обучения. 100% учащихся 10-11 классов считают возможным и нужным применение ТРКМ  на уроках литературы, поскольку, по их мнению, такие технологии способствуют всестороннему развитию личности, учат работе с различными источниками информации, учат самоанализу деятельности, позволяют по-новому взглянуть на изучаемый материал.

    Учащиеся отмечают, что уроки для них стали интереснее, появилась возможность более активно использовать наглядность, информационные технологии позволяют проявлять себя как в работе над проектом, текстом, так и в устной защите, что готовит к будущему. Но, тем не менее, учащиеся отмечают, что информационные технологии не должны занимать лидирующей позиции, поскольку урок литературы должен быть в первую очередь уроком литературы, где главная роль принадлежит книге и её автору.

   Возрос уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие КМ повышает интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся, способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию. КМ занимает важное место в структуре личности старшеклассников: оно закладывает основы теоретического мышления, способствует осознанной социализации, познанию и раскрытию своих и чужих ошибок и недостатков с целью их преодоления, снимает психологические барьеры, учит правильно воспринимать конструктивную критику и по-деловому отвечать на нее, вырабатывает активную жизненную позицию.  КМ в старшем школьном возрасте - это путь к более глубокому самопознанию, формированию адекватной самооценки, т.е. стремление к совершенствованию.

 Проведенное теоретическое исследование критического мышления высветило его личностную и социальную значимость, гуманистическую ценность, актуальность развития, а также многообразие подходов к его определению, роли, структуре, функциям, объектам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....