Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_alekseevskie_chteniya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хандыгская средняя общеобразовательная школа» Томпонского района

Доклад на тему:  «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС».

.

Выполнила: учитель истории и

        обществознания МБОУ «ХСОШ»

 Авдышева Антонина Степановна

Якутск – 2014

Введение

           Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ и отдельные учителя, ведущее место занимают индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики определяются резко возросшей ролью школы как института удовлетворения образовательных потребностей личности, а не  только запросов общества и государства. При этом дифференциация чаще всего ограничивается уровнем содержания обучения, сводится к упрощению, облегчению учебного процесса для той группы учащихся, которые по кажущемуся отсутствию достаточных способностей или реально наблюдающимся низким уровнем мотивации не включаются успешно в учебный процесс. В любом классе обучаются дети с различными качествами. Типичным учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко в силу их присущих им когнитивных черт. Их называют способными, их стиль познавательной деятельности считают образцом, под который стараются подогнать других школьников. Поскольку ученика втискивают в чуждый ему познавательный процесс, он, естественно, теряет интерес к учению, ибо испытывает насилие над собой. Тем самым теряется и важнейший компонент мотивации учения – познавательный интерес, основанный на успешной деятельности. Нет мотива, нет и деятельности. Нет деятельности, нет и результатов усвоения. Вот и готов порочный круг, репродуцирующий «неспособного», или «способного, но ленивого» ученика. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на «среднего» ученика, не давая достаточно нагрузку «сильному», не успевая  доступно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми».  Образование должно соответствовать требованиям ФГОС; значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения. Дифференциация обучения – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются  индивидуально -  типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения. Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и познавательным потребностям.  

       Технология дифференцированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы учебная деятельность была успешной. Она позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу.            При этом снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока).

     Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся тем самым повысить качество образования, путем метода дифференцированного подхода.    

Объект работы: обучение учащихся на уроках истории

Предмет работы: дифференцированный подход в изучении истории

Цель работы: разработать дифференцированные задания по истории для учащихся целью повышения качества образования.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме дифференцированного подхода в изучении истории.
  2. Разработать дифференцированные задания по истории
  3. Описать собственный опыт работы по применению методов и приемов дифференцированного подхода, показать эффективность этих методов.

1) Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, например, Вяземского Е.Е. и Стреловой О.А. (диагностический исторический диктант; задания для диагностики на историческом материале вербального и невербального воображения; для выявления школьников с преобладающей образной, смысловой, механической памятью и т.п.) К сожалению, в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не можем провести комплексную научную диагностику. Пока же учителя используют результаты диагностических работ в начале учебного года. По этим результатам в 8-ом классе в этом учебном году определились три группы учащихся:

  1. С низким уровнем обучаемости и обученности (5 человек – 20%);
  2. Со средним (17 человек – 68%)  
  3. С высоким (3 человека – 12%)

Это примерно соответствует общей тенденции, выявленной учеными: считается, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей  или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения.

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень

(20%)

  1. Пробудить интерес
  2. Ликвидировать пробелы
  3. Сформировать умение работать по образцу

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (65%)

  1. Развить устойчивый интерес к предмету
  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания
  3. Сформировать умение работать самостоятельно

Продуктивные (применения знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (15%)

  1. Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания
  2. Развить умение самостоятельной организации обучения

Творческие

Рассмотрим некоторые способы дифференциации на уроках истории

  1. Дифференциация по объему учебного материала.

Этот способ дифференциации заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным  дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд и т.п.)

  1. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  • Составить план рассказа по изучаемой теме (1 уровень);
  • Подготовить тезисы по этой теме (2 уровень);
  • Составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3 уровень)
  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.

Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».

Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: «Используя картину художника  А.М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти.  Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины»

  1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространёнными видами помощи являются:

  • Образец оформления ответа; памятки, планы;
  • Карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • Справочные материалы;
  • Наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • Начало или частичное выполнение задания.
  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Рассмотрим несколько заданий для 8 класса:

Например:

Тема: Заговор 11 марта 1801 года.

Задание для 1 группы: Сравните приведенные в учебнике оценки, данные Александру Первому. Выскажите свое отношение к ним.

Задание для 2 группы: Кем и о ком написаны эти строки? Справедливы ли они? Почему?

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

Задание для 3 группы: Назовите положительные и отрицательные черты характера императора Александра Первого.

Положительные черты

Отрицательные черты

Тема: Попытки реформ. Деятельность М.М. Сперанского.

Задание для 1 группы: Написать рассказ, какие реформы были проведены в начале царствования Александра Первого?

Задания для 2 группы: Написать рассказ, какие реформы были проведены в начале царствования Александра Первого используя понятия Негласный комитет, министерства,  вольные хлебопащцы, государственный совет.

Задания для 3 группы: Что вы знаете об этих деятелях?

В.П.Кочубей_____________________

Н.Н. Новосильцев____________________

М.М. Сперанский_____________________

Тема: Деятельность М.М. Сперанского

Задание для 1 группы: подготовьте выступление на тему «Реформы М.М. Сперанского».  Составьте развернутый план выступления.

Задания для 2 группы: заполните таблицу. Политические реформы М.М. Сперанского

Основные положения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Задания для 3 группы: Какими функциями, согласно проекту М.М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат_________________________

Государственная дума____________

Государственный совет___________

Министерства___________________

Тема: Военные поселения и проекты дальнейших реформ.

Подготовить рассказ по теме: основание военных поселений.

Задание для 1 группы. Охарактеризуйте деятельность Аракчеева А.А.

Задание для 2 группы.  Объясните, с какой целью создавались военные поселения. К каким последствиям привела их организация?

Задание для 3 группы. Что такое военные поселения? Кем они были созданы и с какой целью?

Тема: Выступление на Сенатской площади.

Картина художника Н.И. Кольмана  с разных ракурсов раздается 3 группам.

Задание для 1 группы: определите, какое действие происходит на картине?

Задание для 2 группы: по картине определить в каком городе происходить действие (обратить внимание на памятник «Медный всадник»)

Задание для 3 группы: определить время года.

Тема: Выступление на Сенатской площади.

Задание для 1 группы: Подготовьте сообщение на тему «Сенатская площадь 14 декабря 1825 года»

Задание для 2 группы: Подготовьте сообщение на тему «Сенатская площадь 14 декабря 1825 года» используя понятия: диктатор восстания, династический кризис, присяга.

Задание для 3 группы: Подготовьте сообщение на тему «Сенатская площадь 14 декабря 1825 года» используя понятия: диктатор восстания, династический кризис, присяга, а также фамилии Милорадович М.А., Каховский П.Г., Трубецкой С.П., Пестель П.И.

Тема: Выступление на Сенатской площади.

Домашнее задание на выбор:

1)        Написать развернутый ответ на вопрос: «Декабристы - это герои или безумцы» Свою точку зрения обоснуйте.

2)        Работа с документом на странице 68 прочитать и сравнить отношение Николая первого и Н.А.Бестужева  к декабристам.

3)  §12 прочитать и подготовиться к устному опросу.

Тема:  Архитектура, театр, живопись первой половины XIX века.

Задание для 1 группы: Написать сочинение «Путешествуя по Санкт-Петербургу»

Задание для 2 группы: решить кроссворд.

Задание для 3 группы заполнить пропуски.

Мониторинг качества  обучения:

Перед вами мониторинг качества 8-ых классов:

Я беру в сравнение 8 «а» и 8 «б» класс. В 8 а классе я начинаю применять дифференцированный подход.

Поскольку я работаю по данному направлению три четверти, я решила привести эти данные. Таким образом, мы можем наблюдать.

По итогам 1 четверти в 8 «а» классе качество составляет 79%, а в 8 «б» качество составляет 77%

По итогам 2 четверти в 8 «а» классе качество составляет 84%, а в 8 «б» качество составляет 79%

По итогам 3 четверти в 8 «а» классе 89%, а в 8 «б» качество составляет 81%.

Вывод: Исходя из выше приведенных данных, можно сделать вывод о том, что использование дифференцированного подхода в обучении, способствует повышению качества обучения учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология коммуникативного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Доклад содержит информацию о сущности и основных принципах коммуникативного метода обучения. Приведены примеры коммуникативных упражнений....

«Использование инновационных технологий обучения в условиях реализации ФГОС»

В данной публикации расматриваются способы применения на уроках педагогических технологий обучения, методик, приемов, форм работы в условиях реализации ФГОСв условиях реализации ФГОС....

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Данный материал содержит информацию об истории создания кейс-технологий и успешном применении их на уроках...

Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается п...

Кейс-технология как условия продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС.

Кейс-технология - это создание проблемной ситуации на основе реальной жизни. Суть метода - выбрать наиболее целесообразное решение. Мы рассмотрим метод игрового проектирования....

Статья «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС»

Главная задача образования  мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Важно организовать самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способ...