"Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
статья на тему

Середа Ирина Владимировна

Выступление на тему: "Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наш педсовет я начну с мудрой китайской притчи. А о чем она вы скажете после её прослушивания.

Притча «Трещина в кувшине»

         У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.

 Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

Это коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток  можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на ситуацию с нужной стороны!

Эта притча о важности и значимости каждого человека  в этом мире, о принятии себя и окружающих нас людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.

Слайд 2

Тема сегодняшнего педсовета «Совершенствование педагогического коллектива в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования ».

 -как эту притчу можно связать с нашей темой?

Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют право на жизнь,  они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.)

Практическая часть

Давайте попробуем почувствовать себя в роли таких кувшинов с трещинками. (Раздаем  очки, беруши).  Одна группа надевает очки, другая беруши,  третья будет выполнять задание одной рукой.  Перед собой вы видите цветную бумагу, из нее мы будем изготавливать человечков.

Итак, получились человечки, что вы испытывали, какие трудности? Почувствовали ли вы, что ваши возможности ограничены? Что или кто помог вам выполнить эту работу?

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?  

-Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня на педсовете.

Слайд 3

 «Общего у людей только одно: они все разные.»

Роберт Зенд (венгеро – канадский поэт,писатель, философ)

Слайд 4

История человеческой культуры и спорта, показывает:

инвалидность не только не препятствует достижению успеха, но, наоборот, становится стимулом для свершений. Среди актеров, музыкантов, ученых, политиков, писателей немало людей с инвалидностью и различными нарушениями здоровья. Они осуществили огромный прорыв во всех областях социальной жизни и культуры:

Щелчок Франклин Рузвельт - 32-й президент США, возглавлял Америку во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны, в 1921 году заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Без помощи стальных шин весом в десять фунтов он не мог стоять, передвигался только на костылях, но при этом запрещал всем жалеть себя, а своему окружению – проявлять любую сентиментальность.

Щелчок Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев. Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны ему ампутировали обе ноги. Несмотря на инвалидность, он продолжал летать. За время войны Алексей совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь после.

Щелчок Знаменитая французская актриса Сара Бернар (начало XX века) В 1905 году Бернар сильно повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но она не оставила сценическую деятельность: в годы Первой мировой войны она выступала на фронте и была награждена орденом Почетного легиона.

Щелчок Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен долгие годы был глухим. Родился он здоровым, но в 26 лет у него развилось заболевание, которое привело к полной глухоте. Самые знаменитые его произведения были созданы уже после того, как он полностью потерял слух, например, Девятая симфония и Торжественная месса.

Щелчок Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучал фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он являлся обладателем двенадцати почетных ученых званий. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и оставался в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управлял своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорил .

Судьбы знаменитых людей с серьезными нарушениями здоровья не только вдохновляют болеющих людей, но и учат важным уроком для всех остальных.

Одновременно в мире существуют миллионы непопулярных и непрославленных инвалидов, о которых не пишут статьи и книги, но они проживают каждый день в борьбе, превозмогают свои ограничения, преодолевают самих себя.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.

Слайд 5

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Слайд 6

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» и «дети-инвалиды» в сфере образования?

Понятие «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Для детей (лица в возрасте до 18 лет) устанавливается специальная категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

        Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ  — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  Слайд 7

     К детям с ОВЗ относятся:

•лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

•лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

•лица с нарушениями речи;

•лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

•лица с задержкой психического развития (ЗПР);

  Слайд 8

•лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

•лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);

•лица со сложными дефектами (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В  школах учится много детей с нарушением в здоровья. В нашей школе обучается 13 детей-инвалидов, из них 9 имеют статус  ОВЗ.

  Слайд 9

 В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. В любую школу в любой момент может прийти ребенок с ОВЗ, так как право выбора образовательной организации принадлежит родителям. В данных условиях школы должны обладать не только материально-техническим (пандусы, лифты), но кадровым и учебно-методическим обеспечением.

  Слайд 10

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

          Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.

           Слайд 11

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и  направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом  они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 12

Согласно закона «Об образовании» дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

 специального (коррекционного) образования;

 инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);

 в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;

 в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;

 в условиях домашнего (семейного) образования.

Слайд 13

Какие обязанности будут у педагогов в отношении учащихся с ОВЗ?

Статья 48 часть 1, пункт 6 закона «Об образовании» закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся с ОВЗ. Обязанностью и ответственностью педагогических работников является необходимость... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Эта статья убедительно доказывает, что именно педагог обязан учесть состояние здоровья ученика, создать необходимые условия на уроке, привлечь дополнительных специалистов к организации поддержки ученика в школе.

Слайд 14

Согласно Закона об образовании:

любой ребенок со своими особенностями может обучаться в школе, которая находится рядом с домом, где должны быть созданы специальные условия.

Список требований широк и разнообразен.

  • Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  •  предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  •  обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • специально оборудованные учебные места, предназначенные для конкретной категории детей с инвалидностью (для слепых, для слабовидящих, для лиц с нарушениями опорнодвигательной системы и т.д.), специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и технические средства.

В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.

Сегодня инклюзия - это реальность, новая действительность, от которой невозможно отмахнуться. С 1 сентября 2016 года в России ввведены так называемые «специальные» ФГОСы - федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и федеральный государственный стандарт для детей с умственной отсаталостью и интеллектуальными нарушениями.

Это законодательно закрепляет право каждого ребенка получать образование с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.

Учет разнообразия потребностей обучающихся определяет новую характеристику современного образования.

Особые потребности возникают вследствие различных ограничений. Иногда это ограничения социальные, психологические, интеллектуальные, физические.

Дети с ограниченными возможностями здоровья с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого – медико -педагогической комиссии» могут обучаться по адаптированной образовательной программе.

Слайд 15

Согласно п. 1 ст. 79 Закона «Об образовании», содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Такая программа не подразумевает индивидуальный вариант, она подразумевает индивидуализацию методов и форм обучения и поддержки на основе общего контекста содержания обучения и учебного взаимодействия.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы, с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок. При этом адаптации и модификации, то есть изменению, преобразованию, адаптированию в соответствии  с образовательными потребностями  и индивидуальными возможностями учащихся подлежат:

 -программы учебных предметов;

-учебники и рабочие тетради;

-электронные средства и формы организации обучения;

-формы организации учебного процесса;

-способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.).

Слайд 16

Адаптирование учебных программ предусматривает:

  • Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями  ученика с ОВЗ
  • Сокращение числа  и объема учебных заданий  с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
  • Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)

Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования.

Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей.

Слайд 17

Таким образом Обязательные условия для инклюзии :

Щелчок

  • желание родителей обучать своего ребенка вместе со здоровыми сверстниками, готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
  • Щелчок
  • наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации обучения, который является доступным и полезным для его развития;
  • Щелчок
  • возможность систематически оказывать ребенку квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;
  • Щелчок
  • психологическая готовность ребенка с  ОВЗ   к совместному обучению со здоровыми  сверстниками;
  • Щелчок
  • готовность образовательного учреждения принять детей с ОВЗ.

Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка.

При работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ учителя должны применять особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Иорданова Т.Г. «Общие рекомендации для учителей, обучающих детей с ОВЗ».

Для ребенка, обучающегося на дому  знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

Капелюш О.И  работает дистационно с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ, обучающимися индивидуально на дому по общеобразовательным программам общего образования, не имеющие противопоказаний при работе с компьютером. 

Капелюш О.И. «Об использовании дистанционного обучения в работе с детьми с ОВЗ»

Зачастую для детей, обучающихся в режиме надомного обучения, самый высокий авторитет – учитель.  Таким учителем является Гочарова Г.Д., она имеет большой педагогический стаж в работе с детьми, обучающимися на дому.

Гончарова Г.Д. «Проблемы и особенности индивидуальной работы с детьми - инвалидами , обучающимися на дому»

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии. Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико.

«О специфике логопедической работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»  расскажет логопед Пономарева Е.Г.

 При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:

  1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся.
  2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.
  3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ.
  4. Развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

    Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей школы - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Мы, учителя, должны сделать, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....

Работа логопеда с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использов...

«Опыт применения методов Прикладного анализа поведения (АВА) в работе с детьми с РАС в рамках инклюзивного образования».

В методической разработке представлен опыт применения методов прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра. Ключевые слова: Поведение, приладной анализ...