Формирование УУД на уроках истории как основа повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний и умений
статья

Попова Галина Федоровна

УУД - способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках истории как основа повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний и умений

     

  Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

        Основные  виды  универсальных  учебных  действий  указаны  в  стандарте в виде требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

       ФГОС определяет личностные результаты как «готовность и способность  обучающихся  к  саморазвитию  и  личностному  самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и

гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,  способность  ставить  цели  и  строить  жизненные  планы,  способность  к  осознанию  российской  идентичности  в  поликультурном  социуме».

       Необходимо  подчеркнуть,  что  формирование  личностных  качеств обучающегося происходит не только под воздействием школы. На формирование ребенка как личности оказывает влияние множество факторов, но мы рассматриваем конкретные целевые установки ФГОС к школе, и здесь формирование личностных качеств ребенка осуществляется, прежде всего, совместными усилиями семьи и всего школьного коллектива. Личностные результаты  освоения  основной  образовательной  программы  по  истории едины для курсов «История России» и «Всеобщая история»:

1)  формирование  основ  гражданской,  этнонациональной,  социальной,  культурной  самоидентификации  личности  обучающегося,  осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых  национальных  ценностей  современного  российского  общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3)  формирование  умений  применения  исторических  знаний  для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4)  формирование  важнейших  культурно-исторических  ориентиров для  гражданской,  этнонациональной,  социальной,  культурной  самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Понятие УУД:

В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
       К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

       Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

       В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
       Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

       К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

       

       Теперь давайте посмотрим, какие же требования в итоге предъявляются к современному уроку. Для этого проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделяя те самые универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются [6]:

Формирование УУД во время урока

Требования к уроку

Урок современного типа

УУД

Объявление темы урока

Формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные

общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей задач

Формируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные,

целеполагание, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные,    планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой,  индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные,   регулятивные,      коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля, учитель консультирует)

Регулятивные,     контроля                   (самоконтроля)       коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, помогает)

Коммуникативные,  регулятивные           коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей,  учитель консультирует)

Регулятивные

оценивания

(самооценивания),

коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные

саморегуляции,

коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные,     регулятивные,    коммуникативные

Памятка для учителя « Как помочь ученику освоить УУД?»

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


Познавательные УУД: 

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал,  научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите детей учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время  ответа на вопрос задайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков»,  используйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по  предмету.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

4. Организовывая работу в группах или парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы  (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.),  переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при высказывании своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Литература:

       Асмолова А.Г. формирование универсальных учебных действий в основной школе:  от действий к мысли. Пособие для учителя. – 4-е издание – М.:  Просвещение, 2014.

       Страхова  Н. В.,  Харитонова  Л. А.  ФГОС  ООО:  современный урок  истории  и  обществознания  :  учебное  пособие  / Н. В. Страхова, Л. А. Харитонова. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯОИРО, 2017. — 166 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

       

       Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. — http://www.myshared.ru/slide/241487/

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011.

   






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ - технологий на уроках истории, как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере использования сети Интернет)

Использование сети интернет на уроках и при подготовке домашнего задания на уроках обществоведческих дисциплин...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Современные образовательные технологии на уроках истории как средство повышения эффективности обучения

В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, ино...

Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся

В рамках  «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-мат...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...