Рефлексия педагога как самоотражение профессиональной деятельности
статья

Бебешина Наталья Михайловна

   Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в систему школьного образования ввело обязательное формирование навыка рефлексии учащегося. Рефлексия на уроке — это то, к чему стремится современная педагогика: учить не школьному предмету, а учить учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_statya_n.m.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия педагога как самоотражение

 профессиональной деятельности.

   Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в систему школьного образования ввело обязательное формирование навыка рефлексии учащегося. Рефлексия на уроке — это то, к чему стремится современная педагогика: учить не школьному предмету, а учить учиться. С позиций психологии: «Рефлексия - (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения». Анализ своих состояний необходим не только ученику, но и педагогу. Но часто ли педагог задает себе вопросы: «Хороший ли я учитель?», «Прав ли я в той или иной ситуации?»,  «Не стоило ли поступить иначе? Какой результат мог бы быть?», «Что следует поменять в привычной для меня системе преподавания?» Иногда приходится наблюдать, что учитель вообще не считает нужным анализировать применяемые методические приемы и их эффективность, полагая: «Я знаю, как учить».  Тогда, тем более, не получается самонаблюдения за своими эмоциями, чувствами, состояниями. А жаль!.. В размышлениях о себе самом скрыты не только причины, но и возможности личности.

     Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием такой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя. Едва ли найдутся педагоги, которые хотели бы усомниться в собственном благоразимии.

    В 17 веке английский философ Джон Локк впервые употребил понятие «рефлексия», как процесс (опыт) за счет которого происходит получение идей. Для И.Канта рефлексия противостоит пассивному, она играет роль разрушителя схематизмов мышления. Он рассматривает ее  не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного. Получение идей  в коллективной деятельности – одна их характеристик педагогического труда, основа траектории организации познавательного процесса.

    Рефлексия обладает рядом функций: развивающей, самоорганизующей, регулятивной, коммуникативной. Попробуем рассмотреть каждую из них с точки зрения значимости для педагога.  

    Современным детям нужна современная школа. Готовность педагога учиться новому, внедрять инновационное, шагать вперед вместе с учениками, постигать и достигать. Эти потребности – мощное средство личного роста педагога. Нельзя двигаться вперед и не окрывать для себя что-то, происходящее в окружающем мире и интересное поколению учеников. Нельзя не совершенствоать педагогические технологии и быть понятным детям. А желание двигаться вперед формируется на самоанализе недостатка информации – рефлексии, точнее, ее развивающей функции.

     Самоорганизующая функция рефлексии педагога формирует необходимость самоанализа для эффективной организации труда, распределения собственных ресурсов, ориентации на свои потенциальные возможности. Эта же функция стимулирует учителя в целом к самопознанию. Уметь планировать, предполагать последствия, осмысливать профессиогальные успехи и затруднения, делать своевременные выводы – важнейшее качество современного педагога.

     Регулятивная функция рефлексии проявляется в способности контролировать собственные эмоционально-волевые процессы. Воля позволяет достигать поставленные перед собой цели, способствует принятию решения в борьбе своих мотивов. Эмоции – источник информации, источник воздействия, источник жизни. Если педагог не способен анализировать эмоционально-волевые составляющие поведения, как можно предполагать свое влияние на учащихся? Это основа педагогического взаимодействия.

     Коммуникативную компетентность вообще следует выделить в качестве способности, отражающей профессиональную пригодность педагога. Эффективная коммуникация – это понимание намерений и чувств, стоящих за получаемой информацией; это диалог активных слушателей; это желание удовлетворить мотивацию аффилиации (потребность быть услышанным) своих учеников. Здесь никак не обойтись без реализации коммуникативной функции рефлексии. Умение вести диалог для педагога не только общение, но и способность открывать целый мир непознанного.

     Учитель не должен бояться ставить под сомнение свои действия. Сомнение объективного педагога формирует не робость, а критический самоанализ. Адекватная критика – это не умение находить отрицательное, а умение взвешивать, сопоставляя личностные и профессиональные плюсы и минусы.

     «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Быть может, пожелание Конфуция относилось не к ученикам?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей....

Эссе «Как вы считаете, повлияет ли профессиональный стандарт педагог на Вашу профессиональную деятельность?»

Из эссе вы узнаете о профессиональном стандарте и как он влияет на професиональную деятельность...

Образовательные технологии, используемые педагогом в практической профессиональной деятельности

Представлены образовательные технологии, используемые учителем технологии в практической профессиональной деятельности....

Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность

Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность...

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...