Использование игрового метода на уроках истории как реализация здоровьесберегающих технологий. Научно-методическая статья
учебно-методический материал

Маньковская Ольга Вячеславовна

Статья написана в соавторстве с Л.Н. Маньковской, методистом института развития образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и КП», опубликована в сборнике материалов V республиканской научно-практической конференции "Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни" от 24 мая 2018 г. г. Кызыл Стр. 43-44

В статье расскрываются положительные и негативные стороны использования игровых методов на уроках истории, приводятся примеры конкретных заданий и игровых форм на каждый этап урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н. Маньковская, методист института

развития образования ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и КП»

 О.В. Маньковская, учитель истории и обществознания

МБОУ «Кайбальская СШ»


Использование игрового метода на уроках истории как реализация здоровьесберегающих технологий

К современному уроку предъявляется множество требований. Особенно необходимо учитывать благоприятный психологический климат и здоровье учащихся. Целью здоровьесберегающих технологий является создание ситуации успеха, в которой ребенок получает позитивную мотивацию к обучению и самосовершенствованию, работает в психологически комфортной обстановке. Одним из способов реализации здровьесберегающих технологий является игровой метод.

Особая ценность игрового метода заключается в том, что он может быть использован на любом этапе урока. Его наполнение и продолжительность может варьироваться в зависимости от целей и типа урока, психологических и физических, возрастных особенностей класса. Рассмотрим несколько примеров использования игрового метода на уроках истории.

На этапе определения темы и постановки учебных задач можно разделить класс на группы по количеству учебных задач и каждой группе предоставить ребус, в котором зашифрован один из пунктов плана урока. Затем совместными усилиями сформулировать учебные задачи, опираясь на план. Также с помощью ребуса можно подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы. Еще одним способом формулировки темы может выступить игра «Найди общее». Например, на уроке 6 класса «Китай, Япония и Индия в средние века» на экране можно высветить три ряда картинок:

- компас, Великая китайская стена, фейерверк;

- пагода, узнаваемый аниме-персонаж, ветка цветущей сакуры;

- статуя Будды, слон, шахматы.

При составлении ребусов и рядов картинок, необходимо учитывать пройденный материал таких учебных дисциплин как история, литература, география, иностранный язык. Это позволит задействовать межпредметные связи, научит выстраивать логические и причинно-следственные связи, аргументировать свое мнение и поможет достичь метапредметных результатов.

Для повторения пройденного материала можно организовать игру «Перестрелка». Учащиеся делятся на две команды, задают оппонентам вопросы по домашнему параграфу и сами проверяют правильность ответов. Эту же игру можно провести в более сложном варианте - «Морской бой», где главная цель – потопить корабли противника, причем ударом, достигшим цели, считается правильный ответ на вопрос. Данная игра мотивирует учащихся уделять больше внимания деталям, концентрироваться и развивать реакцию, а также коммуникативные навыки. Совершенствуется умения задавать вопросы и устно на них отвечать.

На этапе изучения нового материала можно сыграть в путешественников во времени. В зависимости от темы урока перед каждым учащихся ставиться цель:

- исследовать изучаемую эпоху, чтобы передать знания потомкам;

- исследовать изучаемую эпоху, чтобы влиться в общество прошлого и остаться незамеченным.

В первом случае результат можно представить в виде заметки в газету или журнал, во втором – в качестве инструкции или свода правил для других путешественников во времени. Например, по теме «Культура и традиции Древнего Рима» можно составить следующие правила:

1. Всегда соблюдай закон! Ведь римляне с большим уважением относились к своим законам.

2. Если попал в беду, то проси помощи у своего патрона.

3. Если женщина хочет выйти из дома, то ее должны сопровождать мужчины-родственники или рабыни-служанки.

Данная форма работы позволит формировать навыки, необходимые для создания исследовательского проекта, поможет формировать навык построения причинно-следственных связей, развивать письменную речь учащихся. Кроме того погружение в эпоху способствует формированию интереса к изучаемому материалу, подбору индивидуальных исследовательских тем.

Закрепить полученные знания можно с помощью загадок, игры в историческое лото. Учитель подготавливает бланк ответов, который визуально выглядит как билет лото, и вопросы по количеству ячеек в билете. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы ответ был только «да» или «нет». Например, на уроке истории в 7 классе по теме «Завершение Смутного времени» можно включить в лото следующие вопросы:

- Центром Первого Всенародного ополчения был Смоленск?

- Второе Всенародное ополчение было созвано в 1611-1612 гг.?

- Эпоха Смутного времени окончилась венчанием на царство Михаила Романова?

Вопросы можно высвечивать на слайде или диктовать, предоставляя для размышления не более 20 секунд на каждый вопрос. Историческое лото позволяет концентрироваться и развивать реакцию, уделять больше внимания работе на уроке. Подготовка вопросов для лото может выступить в качестве творческого домашнего задания, а сами вопросы, составленные учащимися использоваться для проверки пройденного материала. При таком варианте работы с игрой формируются навыки формулировки письменных вопросов.

Физминутку также можно провести в игровой форме. Например, в 5 классе можно использовать следующую разминку:

«Потянемся к богу Солнца - Апполону, поклонимся богу грома и молний - Зевсу. Повернемся налево к мудрой Афине, повернемся направо к прекрасной Афродите. Доплывем до бога моря – Посейдона. Присядем на места и вернемся к работе, чтобы не разозлить бога войны – Ареса».

При изучении нового государства следует заменять имена богов.  В старших классах богов можно заменить ключевыми терминами, или привязывать физические упражнения к основным событиям или персоналиям. Также можно назначать из учащихся ведущего физминутки. При использовании данной методики очень важно, чтобы все учащиеся проговаривали вслух свои действия. Данный метод сочетает в себе снятие напряжения, активизацию мышечной памяти, развитие дикции и устной речи, получение опыта публичного выступления.

Домашнее задание должно носить дифференцированный характер. В этом случае учащиеся выбирают наиболее оптимальный для себя вариант домашней работы, учатся соизмерять собственные силы, планировать свою деятельность в соответствии с желаемым результатом.

Таким образом, игровой метод, являясь одним из древнейших в педагогическом арсенале, выступает универсальным средством в создании благоприятной образовательной среды. Его универсальность заключается, во-первых, в возможности применения в разных учебных дисциплинах, во-вторых, в возможности применения на разных этапах уроков различных типов.

Очень важно учитывать возрастные особенности школьников, уделять внимание одаренным и слабым учащихся, индивидуальным интересам – все это в комплексе позволяет не только сберечь здоровье учеников, но и стимулировать их интерес к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Использование игровых методов на уроках физики и математики

Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики в 7 классе применение игровых методов, способствующей решению проблем познавательной деятельности учащихся....

Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...

Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"

Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...

Использование игровых методов на уроках истории.

Статья посвещена тому как лучше давать матирал по истории ученикам и как их заинтересовать и воспитывать на основе игр....

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

Использование игровых методов на уроках технологии.

Актуальность дидактических игр для предмета "Технология " состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разностронние качества личности и способности к о...