Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"
статья

Кулавский Иван Владимирович

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kulavskiy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.5(045)

ББК 74.200

Кулавский Иван Владимирович

аспирант

кафедра педагогики

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», Саранск, Россия, wilgelmzwer@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. На основе анализа нормативных документов, научной литературы и образовательной практики в статье обосновывается актуальность исследования проблемы педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: педагогическое стимулирование, техническое творчество, подростки, методы стимулирования, творческий труд.

Kulavsky Ivan Vladimirovich

Postgraduate

Department of education

Mordovian state pedagogical Institute named of M. E. Evsevev, Saransk, Russia,

FOR THE RELEVANCE OF PEDAGOGICAL STIMULATION TECHNICAL CREATIVITY OF PUPILS OF TEENAGEAGE

Abstract. Based on the analysis of normative documents, scientific literature and educational practice in the article proves the relevance of the research problems of pedagogical stimulation of technical creativity of pupils of teenage age in educational institutions.

Key words: teacher incentives, technical creativity, teens, incentive methods, creative work.

В условиях стремительно обновляющейся и расширяющейся техно-сферы общества растет внимание к проблемам повышения качества  подготовки учащихся. На одно из первых мест в системе образовании выходит задача подготовки учащихся к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд направлен на развитие подростка и совершенствование или создание новых, оригинальных материальных, интеллектуальных и духовных благ, поиск новых решений и путей достижения целей. Это зависимость от желания подростка  заниматься творчеством, большая рискованность, зависимость от творческих способностей подростка, возможность заниматься творчеством за пределами учебного места.

В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «...российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития» [9].

Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Педагогический энциклопедический словарь определяет техническое творчество как «вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др.» [2, с. 289]

Обеспечивая качественную подготовку, требования к которой закреплены в нормативных документах системы общего среднего образования, способность учащихся к техническому творчеству является еще и устойчивым фактором, способствующим развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, формированию их осознанного профессионального выбора. На это, в частности, акцентирует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». О необходимости подготовки учащихся к творческому решению технических задач говорится в нормативных документах системы образования, ФГОС среднего общего образования, государственных целевых программах: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральная целевая программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» и др. [3, 4, 5, 6, 8, 10, 11]. Ряд нормативных документов принят и на региональном уровне, например, в Республике Мордовия [7].

В соответствии с данными документами, ориентация на техническое творчество должна стать одной из ключевых направлений в деятельности общеобразовательных организаций. В то же время возрастные и психологические особенности учащихся требуют систематического и целенаправленного педагогического стимулирования технического творчества. Осуществление эффективного педагогического стимулирования требует поиска, разработки и обоснования корректных подходов, методик, технологий, способов и приемов, накопленных современной педагогической наукой и образовательной практикой.

На современном этапе развития образования в теоретическом и практическом аспектах сформирован определенный опыт решения данной проблемы. Анализ научной литературы показывает, что в педагогике осмыслены теоретико-методологические основы стимулирования и педагогического стимулирования (Д. А. Аширов, И. А. Бабанова, Е. И. Винтер, Л. Ю. Гордин, Т. В. Жуковская, О. В. Осипова, И. А. Погребная, З. И. Равкин, В. Н. Симоненко, В. А. Сластенин, В. Н. Тарасюк, М. А. Швецова, М. Г. Яновская и др.). Выделяется достаточно большой пласт научной литературы (А. В. Агеев, В. Е. Алексеев, П. Н. Андрианов, В. И. Белозерцев, В. А. Горский, Д. М. Комский, А. В. Кудрявцев, С. А. Новоселов, В. Д. Путилин, А. Н. Прядехо, В. Г. Разумовский, Е. С. Рапацевич, Ю. С. Столяров, И. А. Фесик и др.), в которой рассматриваются теоретико-методологические аспекты технического творчества учащихся: сущность и особенности творческой деятельности в области техники, пути развития и формирования творческих способностей школьников, содержание, формы и методы организации технического творчества учащихся в учебной и внеклассной работе, в учреждениях дополнительного образования, а также вопросы развития технического творчества учащихся при обучении отдельным предметам. Одновременно практический опыт таких педагогов как И. П. Волков, Н. Н. Палтышев, В.Ф. Шаталов и других убедительно показывает, как теоретические изыскания можно успешно воплощать в повседневную жизнь учащихся.

Вместе с тем, анализ литературы и образовательной практики показывает, что на сегодняшний день отсутствует описание педагогической модели работы учителя с использованием методов и приемов педагогического стимулирования технического творчества школьников, в частности подросткового возраста. Границы подросткового возраста совпадают примерно с обучением в 5 - 9 классах общеобразовательной школы и охватывают возраст от одиннадцати до пятнадцати лет. Именно подростковый возраст представляет особый исследовательский интерес. Исследования ученых Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, Д. И. Фельдштейна, Л. М. Фридмана и других показывают, что основное содержание развития подростков составляет переход от детства к взрослости. Становление чувства взрослости происходит в результате перестройки организма, роста самосознания, взаимоотношений со взрослыми и товарищами, развития интересов, углубления познавательной деятельности, стремления к нравственному совершенствованию [2]. В этот период закладываются основы нравственных и социальных установок личности, укрепляются связи со сверстниками, возникает стремление к деятельности. Интерес к учебе, различным областям науки, техники, искусства побуждает подростков к активному поиску путей их удовлетворения.

В то же время их возрастные, социальные и академические особенности развития учащихся подросткового возраста требуют систематического и целенаправленного стимулирования различных видов деятельности и творчества, в том числе и технического. Его корректная реализация требует разработки и обоснования эффективных способов, построенных с учетом существующего научно-практического опыта. Современная действительность настоятельно требует переосмысления существующих подходов к организации и проведению практических занятий, разработки и внедрения творчески-ориентированных учебных заданий, формирования учебных планов и программ в рамках дополнительного образования с учетом специфики развития технического творчества, а также создания научно-методических рекомендаций по использованию педагогического стимулирования творческой деятельности подростков.

Однако специально организованного исследования возможностей педагогического стимулирования технического творчества подростков в общеобразовательных организациях не проводилось.

Таким образом, исходя из анализа научных публикаций, а также собственного педагогического опыта и исследовательского поиска, была определена проблема исследования, которая заключается в разрешении противоречия между необходимостью вовлечения учащихся подросткового возраста к творческому решению технических задач и недостаточной теоретико-методологической и научно-методической разработанностью способов педагогического стимулирования технического творчества подростков в условиях общеобразовательной организации.  

Важность разрешения указанной проблемы явно свидетельствует об актуальности темы исследования, направленной на теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную апробацию модели педагогического стимулирования технического творчества подростков в общеобразовательных организациях и педагогических условий ее реализации.

Основываясь на вышеизложенном, констатируем, что актуальность проблемы педагогического стимулирования технического творчества подростков носит многоаспектный характер и определяется необходимостью теоретической разработки и реализации педагогической модели, которая поможет учителю осуществить стимулирование технического творчества учащихся подросткового возраста и будет гармонично вписываться в реальный образовательный процесс.

Список использованных источников

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» / [Электронный ресурс]. – https://dogm.mos.ru/upload/iblock/a5b/rp_rf_1726_04_09_2014_r14.pdf (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru/70836882/ (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  5. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. – http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» / [Электронный ресурс]. – http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4085&q (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  7. Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 - 2025 годы» / [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/422402054 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  9. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. / [Электронный ресурс]. – http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.14 № 295 «Об утверждении  государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» / [Электронный ресурс]. – http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 15.12.2016 г.).
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.14 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» / [Электронный ресурс]. – http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349926&rdk=&link_id=3&intelsearch=%D3%EA%E0%E7+460+%CE+%ED%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E9+%F1%F2%F0%E0%F2%E5%E3%E8%E8++ (дата обращения: 15.12.2016 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Статья в сборнике научных статей

Статья в сборнике научных статей международной НПК "Проблемы и перспективы социально-экономического и правового развития региона. Роль профсоюзов"....

Статья в сборнике научных статей

Статья в сборнике научных статей...

Статья в сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства" (стр. 89)

В сборнике научных трудов по материалам международной конференции "Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях  многонационально...

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....