Методическая разработка "Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности"
методическая разработка

Юркевич Ирина Владимировна

В данной разработке представлены материалы, доказывающие, что проектную деятельность можно и нужно совмещать с курсами внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 311 с углубленным изучением физики

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Возможности курса внеурочной деятельности по интересам в организации проектной деятельности

Автор:

Учитель русского языка и литературы

 Юркевич Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности.

     Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  

Самым важным становиться  достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочные занятия дают возможность проявить свою индивидуальность в творчестве, обучаться совместной деятельности с другими детьми,  развивают в ребенке умение общаться, заботиться о других, находить общие решения создавшихся проблем.

Когда мы учим ребенка решать проблемы, то говорим о проектной деятельности. Возникает вопрос: возможно ли на занятиях внеурочной деятельности организовать работу над проектом? Как это сделать?

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Для учащегося проект – это возможность, делая что-то интересное, раскрыть свои способности, творческий потенциал. Ведь это деятельность, которая направлена на поиск решения проблемы, а найденный способ носит практический характер, поэтому значим и интересен учащимся. Результат  можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Следовательно, для создания курса внеурочной деятельности, где можно применить метод проектов, нужно выбрать актуальную проблему, которая бы беспокоила не только взрослых, но и детей.

Задумаемся над  вопросом: стоит ли беспокоиться о том, что дети мало читают?

Поколение нынешних школьников в массе не хочет читать книги. К сожалению, информация, полученная при помощи компьютера (и/или телевизора), имеет свою специфику: а именно, подаётся наглядно. Современные обучающие интерактивные программы с многочисленными схемами, таблицами, каталогами, картинками с подписями, безусловно, весьма эффективны. Они позволяют добиться быстрых результатов, но… не приучают к самостоятельной вдумчивой работе с текстом. В результате наши дети не умеют (и не слишком хотят учиться) самостоятельно извлекать нужную информацию из текстов, потому что их текстовое мышление развито недостаточно, поэтому беспокойство должно быть. Однако если дети не читают книги, то это ещё не означает, что их совсем ничего не интересует.

Основная часть

В связи с актуальностью и необходимостью  был разработан курс внеурочной деятельности «Литературный багаж», который предполагал создание творческого проекта.

Цель курса:

Формирование читательской грамотности школьников за счет расширения контекста литературного произведения.

Цель проекта: помочь детям и подросткам постичь смыслы литературных произведений  с помощью исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа курса  построена на изучении жизни и творчества писателя:

5 класс – А.С.Пушкин

6 класс – И.С.Тургенев

7 класс – Н.А.Некрасов

8 класс – Н.В.Гоголь

9 класс – А.С.Грибоедов

Выбор писателей неслучайный. Он обусловлен либо выбором самих учащихся, либо конкурсом, в котором участвуют ребята.

Начиналась работа с учащимися 7 класса, поэтому им была предоставлена возможность выбрать: творчество какого писателя они хотели бы изучать. Ученики сформулировали актуальность своей будущей работы следующим образом: учащимся 6-7 класса приходится задумываться, читая Некрасова, над сложными и серьезными проблемами, а это не всегда интересно. На  первом занятии  ребята также сами сформулировали проблему и определили пути ее решения.

Проблема : как  привлечь одноклассников к изучению творчества Н.А.Некрасова?

Составили поэтапный план действий:

1.Выбрать одно произведение Н.А.Некрасова. ( «Размышление у парадного подъезда»)

2.Познакомиться с писателем, как личностью (запланировали поездку в музей).

3.Проанализировать выбранное произведение, узнать историю его создания.

4.Создать такой продукт деятельности, который поможет сделать сложное произведение понятным и привлекательным. ( Сюжет из стихотворения).

Так из курса внеурочной деятельности родился проект, направленный на решение проблемы, которую определили сами ребята и которая является актуальной не только для них.

Продуктом деятельности стал музей жизни творчества писателя, а также экспонат – дом Муравьева.

Продукт ( экспонат) состоит из следующих предметов:

1.Дом министра М. Н. Муравьёва. Парадный подъезд.

Около  этого дома   происходили события, которые вызвали у поэта возмущение и негодование из-за несправедливости.

2.Мужики пришли к барину издалека, но не решаются войти в дом. Когда начался дождь, они попытались спрятаться под крышей, но дворник их прогнал.

3.Перед домом мощеная дорога, по ней мужики поплетутся обратно домой, так ничего и не узнав.

4.Внутренний интерьер дома: письменный стол, стул, кровать, на ней лежит барин, картина на стене, часы, шкаф, занавески закрывают уличное окно, дерево с портретами Петра I.

Ребята  хотели показать, как жили богатые люди 19 века. Муравьев, владелец дома,  был политиком, поэтому в интерьере комнаты есть дерево с портретами Петра.  Неизвестно, был ли он поклонником царя, но предполагаем, что политик уважительно относится к царю-реформатору, много сделавшему для России. Также Муравьев был на военной службе, поэтому в интерьере комнаты есть военные атрибуты (сабля на стене).

Также богатое убранство комнаты, пышность парадного подъезда подчеркивают  бедность мужиков, пришедших к барину. Несправедливость того, что он купается в роскоши, и ему дела нет до крестьян и их проблем.

В тот год, когда мы начали свою работу,  в АППО кафедры культурологического образования и филологического образования совместно с музеями  Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработали проект для школьников «Литературный багаж». В рамках этой программы предлагалось посещение музея писателя,  создание и представление музейного экспоната. Поэтому мы с радостью приняли участие в городском проекте, так как наши идеи и идеи конкурса очень удачно совпали.

Учащиеся 7 класса  представляли свой экспонат  в музее Г.Р.Державина. За что получили диплом победителя. Защиту проекта в школе ребята провели  в формате видеосюжета, так как продукт находился в музее на выставке.

Таким образом, достаточно просто и логично может родиться настоящий проект. У учащихся открываются возможности реализовать свой потенциал не только в школе, но и другом уровне. А значит, проектная деятельность является них одним из самых интересных и эффективных способов обучения для достижения результатов, и укладывается в рамки внеурочной деятельности как нельзя лучше.

 

Использованная литература

  1. Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв.  -  Сыктывкар: Знание, 2004.
  2. Басина М. «Литейный 36», изд-во «Детская литература», 1971.
  3. Журавлев В.П.   Читаем, думаем, спорим… 7 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  4. Коровина В.Я. , В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва «Просвещение» 2013 год; Учебник Литература 7 класс в 2-х частях
  5. Ломан О.В. «Некрасов в Петербурге», изд-во «Лениздат», 1985.
  6. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.
  7. Некрасов Н. А. «Стихотворения и поэмы»; изд-во «Энергия» 1971.
  8. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  9. Скатов Н.Н. «Некрасов» М., изд-во «Молодая гвардия», 1994.
  10. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

Строение клетки

1. Строение клетки

Некоторые организмы состоят из множества клеток, но есть и организмы, состоящие всего из одной клетки. Мы рассмотрим особенности растительной клетки, для этого составим ее портрет и отразим ее главные внутренние части. Органоиды – постоянные части клетки, которые осуществляют определенные функции.

Клетка окружена снаружи тонкой пленочкой – это клеточная мембрана, снаружи от клеточной мембраны лежит клеточная оболочка, которая намного толще клеточной мембраны. Она состоит из особого вещества – целлюлозы, с которой мы сталкиваемся каждый день, ведь из нее состоит бумага и вата.

Целлюлоза хоть и толще клеточной мембраны, но гораздо лучше пропускает различные вещества, такие как вода и растворенные в ней соли. Между двумя клетками, которые прижаты друг к другу, происходит взаимодействие с помощью химических веществ. Толстоклеточная оболочка может помешать этому взаимодействию, поэтому кое-где в клеточной оболочке есть небольшие окошки, которые называются порами. Поры двух соседних клеток находятся точно напротив друг друга.

Внутренние части клетки называются органоиды, что в переводе означает «подобные органам». Они действительно похожи на органы животных или растений, но органами называться не могут. Внутри клетки находится большое количество органоидов, которые весьма разнообразны, мы рассмотрим лишь те, которые очень важны и являются отличительными для растительной клетки. Ядро – самый важный органоид любой клетки, в нем содержится вся информация об этой клетке. В ядре находится особая молекула, на которой записана вся информация: как себя вести в различных ситуациях, как строить саму себя, как реагировать на различные процессы и так далее. Ядро можно сравнить с жестким диском компьютера, где хранятся все файлы. Кроме того, ядро управляет клеткой. В растительной клетке находится еще более крупная часть – это крупный внутренний пузырек, который называется центральная вакуоль.

Клеточный сок – это содержимое и запасные вещества в центральной вакуоли. У центральной вакуоли несколько задач: кроме хранения запасных веществ, в ней находятся различные красители для окрашивания разных частей растения, с помощью центральной вакуоли происходит процесс роста клеток.

Самые главные органоиды клетки – это хлоропласты, которые делают растение растением.

Именно в них происходит самый важный процесс – процесс фотосинтеза, при котором растение получает питание, а мы получаем кислород, которым дышим. Хлоропласты – небольшие органоиды, они обычно овальной, округлой формы.

Органоиды клетки плавают во внутренней жидкости клетки, которая называется цитоплазма, это сложный раствор различных веществ. Цитоплазма нужна клетке так же, как нам необходима кровь, для связи между органоидами, для того чтобы они не были изолированы друг от друга, подобно нашей крови, цитоплазма циркулирует по кругу. Цитоплазма – это жидкая часть клетки, имеет сложный состав и нужна для связи органоидов.

2. Заключение

Мы рассмотрели самые важные органоиды, которые отличают клетку растения от клеток грибов или животных.

Вопросы к конспектам

1. Назовите основные органоиды растительной клетки.

2. Каковы функции ядра растительной клетки?

3. Какой процесс происходит в хлоропластах?

Н.В.Гоголь. Отрывок из повести «Тарас Бульба».

Уже около недели Тарас Бульба жил с сыновьями своими на Сечи. Остап и Андрий мало занимались военною школою. Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти беспрерывны. Промежутки козаки почитали скучным занимать изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; все прочее время отдавалось гульбе – признаку широкого размета душевной воли. Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали; но большая часть гуляла с утра до вечера, если в карманах звучала возможность и добытое добро не перешло еще в руки торгашей и шинкарей. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. Он, можно сказать, плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей. Это производило ту бешеную веселость, которая не могла бы родиться ни из какого другого источника. Рассказы и болтовня среди собравшейся толпы, лениво отдыхавшей на земле, часто так были смешны и дышали такою силою живого рассказа, что нужно было иметь всю хладнокровную наружность запорожца, чтобы сохранять неподвижное выражение лица, не моргнув даже усом, – резкая черта, которою отличается доныне от других братьев своих южный россиянин. Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искажающим весельем забывается человек; это был тесный круг школьных товарищей. Разница была только в том, что вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя они производили набег на пяти тысячах коней; вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово глядел турок в зеленой чалме своей. Разница та, что вместо насильной воли, соединившей их в школе, они сами собою кинули отцов и матерей и бежали из родительских домов; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь – и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, по благородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонец считали богатством, у которых, по милости арендаторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нибудь выронить. Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые знали, что такое Гораций, Цицерон и Римская республика. Тут было много тех офицеров, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы. Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Но кого тут не было? Эта странная республика была именно потребностию того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина.

Этапы

Реализация

1.Формулирование проблемы

Как  привлечь одноклассников к изучению творчества Н.А.Некрасова?

2.Поиск путей решения проблемы, составление плана

1.Знакомство с писателем как личностью (через чтение дополнительной литературы, учебные фильмы, поездку в музей-квартиру).

2.Анализ выбранного произведения.

3.Создание  продукта  деятельности, который поможет сделать сложное произведение понятным и привлекательным.

3.Реализация плана.

1.Знакомство с личностью писателя, через экскурсию в музей-квартиру Н.А.Некрасова на Литейном пр. 36

2.Подробный анализ произведения. Выразительное чтение наизусть.

3.Исследование интереса учащихся к изучению произведения через анкетирование.

4. Распределение обязанностей. Отбор материала для создания продукта.

5.Создание  продукта.

6.Защита проекта.

7.Апробация  продукта перед учащимися своего (и параллельного) класса.

8.Исследование интереса учащихся к  изучению произведения через анкетирование (динамика).

4.Выход за рамки школьного проекта.

Участие в городском конкурсе.

Технологическая карта

Этапы

Реализация

1.Формулирование проблемы

Как  привлечь одноклассников к изучению творчества Н.А.Некрасова?

2.Поиск путей решения проблемы, составление плана

1.Знакомство с писателем как личностью (через чтение дополнительной литературы, учебные фильмы, поездку в музей-квартиру).

2.Анализ выбранного произведения.

3.Создание  продукта  деятельности, который поможет сделать сложное произведение понятным и привлекательным.

3.Реализация плана.

1.Знакомство с личностью писателя, через экскурсию в музей-квартиру Н.А.Некрасова на Литейном пр. 36

2.Подробный анализ произведения. Выразительное чтение наизусть.

3.Исследование интереса учащихся к изучению произведения через анкетирование.

4. Распределение обязанностей. Отбор материала для создания продукта.

5.Создание  продукта.

6.Защита проекта.

7.Апробация  продукта перед учащимися своего (и параллельного) класса.

8.Исследование интереса учащихся к  изучению произведения через анкетирование (динамика).

4.Выход за рамки школьного проекта.

Участие в городском конкурсе.


Технологическая карта

Этапы

Реализация

1.Формулирование проблемы

Как  привлечь одноклассников к изучению творчества Н.А.Некрасова?

2.Поиск путей решения проблемы, составление плана

1.Знакомство с писателем как личностью (через чтение дополнительной литературы, учебные фильмы, поездку в музей-квартиру).

2.Анализ выбранного произведения.

3.Создание  продукта  деятельности, который поможет сделать сложное произведение понятным и привлекательным.

3.Реализация плана.

1.Знакомство с личностью писателя, через экскурсию в музей-квартиру Н.А.Некрасова на Литейном пр. 36

2.Подробный анализ произведения. Выразительное чтение наизусть.

3.Исследование интереса учащихся к изучению произведения через анкетирование.

4. Распределение обязанностей. Отбор материала для создания продукта.

5.Создание  продукта.

6.Защита проекта.

7.Апробация  продукта перед учащимися своего (и параллельного) класса.

8.Исследование интереса учащихся к  изучению произведения через анкетирование (динамика).

4.Выход за рамки школьного проекта.

Участие в городском конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Возможности формирования познавательной деятельности в дошкольном детстве"

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности старшего дошкольника, в частности в ее познавательной сфере. Одним из важных направлений в развитии позн...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...

Реализация дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной организаци

Материал предназначен для руководителей, заместителей руководителей общеобразовательной организации по вопросам организации и реализации дополнительных общеразвивающих программ и курсов внеурочной дея...

Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"

Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....