Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
статья

статья об образовательных технологиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazov.tehnologii.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии на уроках русского языка

в условиях реализации ФГОС ООО»

         Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании. От успешности в его изучении зависит не только освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно ее оценивать, грамотно использовать, принимать обоснованные решения, ясно и четко выражать собственные мысли.

       Главная цель уроков русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО заключается в создании условий для деятельности учащихся, направленной на формирование УУД.  

      Перед учителем встают проблемные вопросы: «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной  личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» «Как учить?». Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС должен включать  следующие шесть  основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации);

коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

          Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности

Какие же технологии и их приемы я  использую на своих уроках?

1. Игровые технологии

2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

3. Технология проблемного обучения

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

6. Проектная деятельность

       Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. В основном  их я использую  в 5-6 классах. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые» ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр.  Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. На дидактических играх мне хотелось бы остановиться более подробно.

Классификация дидактических игр: 

1. Фонетические и орфоэпические игры.

2. Лексико-фразеологические игры.

3. Игры по морфемике и словообразованию.

4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках.

Фонетические и орфоэпические игры.

На уроках русского языка и литературы в 5 классе можно использовать метод «Артикуляционные разминки». Цели такой разминки – это и знакомство (или повторение) с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; учимся четко произносить определенные звуки и звукосочетания

Например, Стоит стопочка на окошечке, ни подъявлена, ни выявлена;

Пошел хват подъявить, подъявил и выявил.

«Рабочие» звуки пара по глухости-звонкости (д)-(т), пара по твердости- мягкости (в)-(в*), звонкий (й).  Или, Летят три пичужки  через три пустых избушки. «Рабочие» звуки (з)-(с), (ш).

Лексико-фразеологические игры.

 «Закончи фразеологизм». Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Плясать… (под чужую дудку), пуститься… (во все тяжкие), отложить… (в долгий ящик), вывести… (на чистую воду), бросать… (слова на ветер), витать… (в облаках), вставлять… (палки в колёса), встать… (с левой ноги), работать… (в поте лица), выходить… (сухим из воды), держать… (язык за зубами), ждать… (у моря погоды).

  1. Игры по морфемике и словообразованию.

«Собери корзину» 

  1. Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.

Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок. 

  1. Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.

    Приём очень напоминает традиционное фронтальное повторение, но есть и существенная разница: работа индивидуальная – групповая – коллективная. Элемент игры – все сведения помещаются в корзину. Работа проходит быстро, живо, активно. И результат виден сразу у каждого ученика: кто-то доверху наполнил корзину, а кто-то ничего не вспомнил сам, воспользовался подсказкой. Исходя из этого, и строится урок, и с учётом пробелов можно дать индивидуальное домашнее задание. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.  Можно предложить ребятам заполнить сразу две «корзины», выписывая слова с разными значениями приставок. Добиваясь осознанного усвоения каждой темы, а затем её чёткого воспроизведения, можно усложнить приём «корзина», не меняя его сути. Предложим детям самим определить, сколько корзин им понадобится, чтобы распределить такие слова:  Задач,   делаешь,  из-за туч,  молодежь,  шалаш,  хорош,  беречь, с крыш,  стричь,  пригож,  речь,  меч,  могуч.

Возможны следующие варианты ответов:

- Мне понадобилась одна «корзина», потому  что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

- Я бы поделил эти слова на две «корзины». 1-я: делаешь, молодежь, беречь, стричь,  речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: задач, с крыш, из-за туч, пригож, шалаш, хорош, меч, могуч (без ь).

- Я бы поделил эти слова на три  «корзины»,  так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных.

- Я бы поделил эти слова на четыре «корзины»: 1-я: глаголы делаешь, стричь,  беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений задач, из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь); 4-я: краткие прилагательные  пригож, хорош, могуч (без ь). И уж совсем замечательно, если кто-то из учащихся скажет, что задач, из-за туч, с крыш – отдельная «корзина».  Активно работают абсолютно все ученики, мыслят, рассуждают, доказывают. Используемый при этом элемент игры не превращает урок в игру! Плюсы такой работы ещё и в том, что здесь присутствует «дух» соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят). А учитель добился цели на данном этапе урока: в работу включился весь класс, несколько важных орфограмм повторили, закрепили навыки бесконфликтного общения, над развитием речи поработали.

«Собери слова»

Задание: собрать 3 слова и выделить морфемы.

Раз снеж ов а ик осин чик под инк вед

(Разведчик, подосиновик, снежинка)

« Все наоборот». 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

Вывод: Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс становятся средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка.  Благодаря игровым упражнениям у учащихся обогащается словарный запас, повышается орфографическая зоркость, ребята стараются следить не только за своей речью, но и речью одноклассников. Кроме того, при использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности, умение работать сообща; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

           Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Очень продуктивными считаю приёмы технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Они рассчитаны на глубокое и прочное усвоение теоретического материала. Но самое главное: усвоение, а затем и воспроизведение ЗУН происходит осознанно. Приёмы интересные, захватывающие. Следовательно, ученики работают активно и осмысленно. Меня привлекает данная технология тем, что ученики думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Всё это позволяет развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, которые необходимы человеку в современном обществе. С моей точки зрения, данная технология побуждает ученика к активной деятельности на всех этапах урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения)  (1-2 мин.)

Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе.  Включение в  деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто донести эту необходимость до учащихся, наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных людей, философов, учёных.   Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.        

  1. Человек может допустить ошибку.  А.Навои.

2.   Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Цзи  Юнь.

3.  Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше.

4.  Думать – почти всегда значит ошибаться.   Пауло Коэльо.

Можно начать урок с притчи или пословицы. Китайская пословица гласит:

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.

Поразмышляйте, пожалуйста,  какой же  путь, на ваш взгляд, самый  трудный.

Выслушать всех, потом  воспроизвести:          

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

     Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у школьников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.  Прием  “Нестандартный вход в урок”. Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, записано сложное предложение с союзом и с общим второстепенным членом (запятая не стоит). - Предлагаем ученикам подумать, почему предложение сложное, а запятая не стоит?     В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)

Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На данном этапе урока целесообразно использовать следующие приемы:

Заполнение (создание) кластера

        Предлагается разноуровневый кластер  для детей с повышенной мотивацией  и слабых ( для слабых заполнен частично). Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. Плюсы данного приёма: стопроцентная активность класса, быстрое воспроизведение изученного материала, чёткость изложения, возможность проявить творческую фантазию.

Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.

Решение лингвистической задачи

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.

Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.

Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)

Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».

Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.

Прием РАФТ

         Название приёма представляет собой сокращение: роль, аудитория, форма, тема. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица. Затем решает,  для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (рассказ, доклад, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.  Выбор происходит индивидуально, но иногда такая работа проходить в парах. Например, задание для учеников 5,6 класса: представь, что ты – Имя существительное.  Расскажи о себе.

Технология проблемного обучения

Технологии проблемного обучения являются весьма распространенным на уроках русского языка. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока.

Цели проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

          Создание проблемной ситуации

          Представленный фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется  НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол  I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ  выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

Приём формула ПОПС

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

 П – позиция

 О – объяснение (или обоснование)

 П – пример

 С – следствие (или суждение)

 Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

 «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

 «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

 «Я могу это доказать это на примере …».

 И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

 «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…

Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, полученное на уроке;
  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся
  • оценить собственную деятельность на уроке;
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности
  • обсудить и записать домашнее задание.

Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

  1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  2.  Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.

Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я научился…
  7. у меня получилось …
  8. мне захотелось…

        Таким образом, поиск новых форм и методов обучения является обновлением содержания образования. И современные образовательные технологии, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...