Главные вкладки

    Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха. Из опыта работы.
    статья

    В данной статье описаны некоторые формы и методы работы малого педагогического коллектива с родителями неслышащих учащихся на первоначальном этапе обучения в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_i_metody_raboty_s_roditelyami.docx17.09 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями, имеющими детей с нарушениями слуха.   Из опыта работы.  

     «Ребенок идет в первый класс… Как его встретит школа, одноклассники, учительница? Какими будут для ребенка предстоящие годы?» - кого из родителей не тревожит школьное будущее их ребенка? Еще большую тревогу испытывают родители детей, имеющих те или иные нарушения в развитии.

    В первый класс школы для детей с нарушениями слуха приходят дети, имеющие тугоухость различной степени, либо глухоту. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии ребенка: глубокому стойкому недоразвитию речи, особенностям психического развития, особенностям физического развития, затормаживанию процесса овладения знаниями, умениями и навыками, ограничению возможности познания окружающего мира, общему недоразвитию личности.

    К сожалению, далеко не всегда в дошкольный период ребенку оказывается своевременная и достаточная коррекционная помощь. Поэтому часто бывает так, что у 6-7 летнего ребенка крайне ограниченный словарный запас, представления о себе, своей семье, окружающем мире. Причины такого отставания могут быть разные: поздняя диагностика дефекта, невозможность оказывать ребенку систематическую раннюю коррекционную помощь вследствие удаленности места жительства,  педагогическая запущенность, элементарная дефектологическая неграмотность родителей, их неумение общаться со своим неслышащим ребенком. Несмотря на информационную доступность (интернет, специальная литература), у многих родителей очень смутные представления о дефекте, способах общения с ребенком, перспективах его развития. Отдав ребенка в коррекционную школу, многие родители занимают позицию «ожидания результатов». Между тем, только от полноты взаимоотношений ребенка с родителями зависит социализация ребенка, его успехи,  его ощущение счастья, мира и себя в этом мире.

    Педагоги, работающие в коррекционной школе, прекрасно понимают, что эффективность учебно-воспитательной  и коррекционной работы  в большой степени зависит от  того, насколько тесно будут взаимодействовать специалисты школы и родители, насколько активно родители станут участниками образовательного процесса.

    На первоначальном этапе обучения ребенка в школе задачами  малого педколлектива (классного руководителя, учителя-дефектолога и воспитателя) были следующие:

    1) научить родителей общаться со своими детьми, то есть слушать, слышать, понимать ребенка и говорить так, чтобы ребенок понимал родителя, и таким образом установить или укрепить межличностный контакт;

    2) дать родителям азы дефектологической грамотности:

       - элементарные сведения о сути дефекта;

       - о требованиях слухо-речевого режима;

       - научить дактилю;

       - научить приемам контроля за произношением;

       - научить обращению со слуховыми аппаратами, вкладышами;

    3) формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения глухого ребенка и их ответственности за результат  работы.

    Проблема  установления межличностного контакта актуальна для слышащих родителей, имеющих неслышащего ребенка. В семьях, где сами родители также не слышат, такой проблемы нет, так как между собой и для общения с ребенком используется  специфический способ общения - жестовый язык.

    Какие формы и методы используются малым педколлективом  для работы с родителями?

    • Анкетирование родителей, беседы, посещения на дому;
    • индивидуальные устные и письменные (в виде памяток) консультации  учителя, учителя-дефектолога, психолога, воспитателя;
    • индивидуальная «тетрадь связи с родителями»;
    • классные родительские собрания;
    • уроки-практикумы;
    • мастер-классы для родителей;
    • «Круглый стол» с участием специалистов;
    • информирование на стенде в классе, на  сайте школы, с помощью телефона и электронной почты;
    • экскурсии;
    • классные речевые утренники
    • в своей работе мы использовали такую форму общения, как «Семейные посиделки», где в непринужденной обстановке дети рассказывали о своей семье, родители учились понимать детей, а также делились с другими родителями своим опытом;
    • еще одна необычная форма  работы – участие родителей в роли персонажей на детских праздниках. По оригинальному сценарию  адаптированы «на новый лад» известные сказки: «Теремок», «Коза и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя». Готовясь к утреннику, родители учились слушать, слышать и понимать невнятную речь детей,  развивался диалог между детьми и родителями.

    Очень важно проводить такую просветительскую работу с родителями именно на уровне класса, так как один возраст и похожие проблемы детей повышают заинтересованность родителей. Конечно, немаловажную роль играют общешкольные мероприятия: собрания, конференции, лекции, дни открытых дверей. Тематика общешкольных встреч с родителями более общая: актуальные вопросы деятельности учреждения, вопросы безопасности обучающихся, профориентации и т.д.

    Активное сотрудничество педагогического коллектива с семьей дает возможность родителям лучше понять особенности развития своего ребенка, овладеть необходимыми знаниями и умениями, чтобы оказать ему коррекционно-развивающую помощь, что в целом благоприятно повлияет на личностное развитие ребенка с нарушенным слухом.

    Литература.  

    1. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107
    2. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить.- М., 2010.
    3. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. Учебное пособие для студентов. – М.,2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

    В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

    Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха

    Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...

    10 советов родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи

    Советы пригодятся родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи.Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормальног...

    Рекомендации логопеда родителям, имеющим детей с нарушениями письменной речи.

    Даны упражнения, которые помогут сформировать необходимые умения и навыки для овладения письменной речью....

    Методическое пособие для родителей, имеющих детей с нарушениями речи

    Предлагаемое пособие позволяет гармонично развивать речь и формировать начальные учебные навыки,  а также наладить активное взаимодействие родителей с детьми. Цель пособия – формирование у ...