Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.
статья

Спиридович Наталия Евгеньевна

В статье рассматриваются функции, которые должен осуществлять педагог по профессиональному стандарту, а также необходимые зания, умения и компетенции современного педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.

Педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества. Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах.

Основой современных образовательных Стандартов и Закона об образовании становится формирование современного человека, обладающего следующими компетенциями: информационной, коммуникативной, самоорганизацией, самообразованием. Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования — это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). У учащегося должны быть сформированы универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В основе Стандарта (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход к образовательному процессу. Он позволяет осуществлять ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Это- знания, умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты подразумевают сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д. В современных условиях для достижения результатов обучения учителю необходимо овладеть знаниями. Психодидактика – это уникальная, инновационная, здоровьесозидающая, природосообразная наука, которая на практике дает наилучшие результаты взамен устаревших дидактических принципов. Это интегративная и психосберегающая наука на стыке философии, психологии, педагогики и учебной технологии.

Нам кажется, что одним из путей, которые сегодня помогут учителю выйти на декларируемы стандартами результаты освоения основных образовательных программ, становятся современные педагогические технологии. Современные требования к владению учителем технологиями педагогического взаимодействия с обучающимися подразумевают, что учитель хорошо знает психолого– педагогические особенности ребенка 21 века. Современные дети отличаются от сверстников прошлого века тем, что демонстрируют повышенную тревожность, агрессию, повышенную возбудимость, повышенную потребность к восприятию информации, повышенную эмоциональность и впечатлительность, настойчивость и требовательность, завышенную самооценку. Они не слышат, когда к ним обращаются, не желают подчиняться указаниям взрослых, выражают протест (вплоть до агрессии), когда их заставляют что-то делать. Ребенок готов услышать взрослого после того, как будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Система отношений доминирует над потребностью традиционного приобретения знания. Таким образом, изменяется роль учителя: знание того или иного предмета должно подкрепляться педагогическими способностями учителей, главную роль в которых играет их умение передавать и развивать мотивацию к обучению, творчеству и сотрудничеству. Профессионализм в преподавании больше не может рассматриваться как некая индивидуальная способность – это понятие должно включать в себя способность работать в составе «учебной организации».

В наше время цель образовательной деятельности смещается с «усвоения знаний» на «развитие потенциала учения», основанного на: четко и понятно сформулированных учебных целях, соответствующих как учебному плану, так и интересам и ожиданиям учащихся; критериальной системе оценивания, позволяющей как учителям, так и учащимся оценивать результаты учебной деятельности. Мы совершенно согласны с тем, что огромное значение приобретают системы «обратной связи» и формирующего оценивания, способствующих формированию уверенности в собственных силах и лидерства в учении. На заключительном этапе урока необходимо проводить рефлексию, которая предполагает осмысление учебной деятельности и ее результатов, к которым стремятся ученик и учитель. Для того чтобы ученик мог самостоятельно формировать образовательные стратегии, осмыслить свои действия и уровень их выполнения он должен знать свои «слабые места» и перспективы, понимать и оценивать уровень своих знаний, быть заинтересован в дальнейшем обучении.

Как основа реализации ФГОС разработан профессиональный стандарт педагога. Внедрение профессионального стандарта для учителей уже работает, но не во всех регионах России, апробация профстандарта сейчас проходит в 43 регионах России. Согласно 195 статье Трудового кодекса, профессиональный стандарт — это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности». Под квалификацией подразумеваются уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы сотрудника. Кроме того, подразумеваются особые условия допуска к работе. К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Требования к опыту практической работы не предъявляются. Профессиональный стандарт педагога подразумевает осуществление педагогом следующих функций:

Трудовая функция. Обучение. 

  • Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
  • Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
  • Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
  • Планирование и проведение учебных занятий
  • Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Владеть ИКТ-компетентностями.

Необходимые знания

Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.

Конвенция о правах ребенка.

Трудовое законодательство.

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Трудовая функция: воспитательная деятельность.

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

Проектирование и реализация воспитательных программ.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Трудовая функция: Развивающая деятельность.

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Необходимые умения

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

Современное петербургское учительство демонстрирует готовность работать фронтально; удовлетворены: зарплатой, климатом в коллективе; стремятся понять, что происходит с образованием (рост активности). Однако учителей беспокоит большой объем работы с документацией, низкий статус, снижение мотивации детей к учебе. Молодые и опытные педагоги по-разному проявляют готовность адаптироваться к новым условиям.  Молодые лучше владеют ИКТ, не отвергают выход в родственные профессии, готовы вести внеурочную деятельность. Опытные работают «за идеи», не уходят из-за творческой работы, перегружены, но все легче формально адаптируются к изменениям. Современному учителю необходимо освоить и применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся; составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Педагог должен владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. БаландинаСамообразование педагога-целенапр...

Доклад на тему "Профессиональная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС ООО"

В   нашу  систему   образования    уже  прочно   вошел   Федеральный   государственный образовательный стандарт и неведомая р...

"Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС"

Научно-исследовательская деятельность ,как особое направление совершенствования профессиональной компетентности...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"

В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...

Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС. Автор Осепян Анна Карленовна

Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.Педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества. Важнейшие ориентиры современной ...

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»

Текст выступления на августовском заседании РМО учителей химии и биологии: «Профессиональный стандарт учителя как основа реализации ФГОС»...