Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс)
Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii._sviridova_e.a.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы в среднем звене
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничего», – писал Ж.-Ж. Руссо. С этими словами нельзя не согласиться. Здоровье общества складывается из здоровья каждого индивида, живущего в этом обществе. Соответственно, полноценное и продуктивное существование нашего государства и всех его институтов напрямую зависит от того, какие граждане выполняют те или иные обязанности.
Поскольку формирование здоровья каждого ребенка после семьи, детского сада на определенном этапе продолжается в школе, одной из приоритетных задач современной школы, как социального института, является сбережение здоровья школьников.
Как показывают статистические данные, большая часть выпускников имеет проблемы со здоровьем и только 4 – 5% можно считать действительно здоровыми. Следовательно, перед каждым учителем встает проблема: как организовать учебный процесс, чтобы он максимально способствовал сбережению здоровья обучающихся. Эта проблема решается, благодаря использованию здоровьесберегающей технологии.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора [1].
В рамках урока во взаимодействии учитель ↔ ученик есть возможность применить одно из звеньев системы здоровьесберегающей технологии – оздоровление во время учебных занятий.
В течение урока в среднем звене, особенно в 5 классе, когда ребята проходят период адаптации к новым условиям обучения, возникает утомление учащихся, снижение их работоспособности. Дети становятся неспокойными и излишне подвижными, иногда наоборот вялыми, малоактивными, часто отвлекаются, задания выполняют поверхностно, допускают ошибки. Это вызвано тем, что во время уроков мышцы головы, спины и ног, удерживающие тело в прямом положении, находятся в статическом напряжении. Мышцы рук испытывают динамическое напряжение во время письменных работ и также устают.
Целями своей работы как учителя русского языка и литературы в рамках здоровьесберегающих технологий я определяю:
- создание комфортных условий для обучения, чтобы уроки русского языка и литературы способствовали появлению в каждом ребенке положительных эмоций, интереса, благотворно влияли на их здоровье;
- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, в том числе и нравственного, посредством подбора соответствующего дидактического материала на уроках русского языка и при анализе произведений на уроках литературы.
Сотрудничество с медицинским персоналом и с родителями обучающихся дает мне возможность при подборе упражнений учитывать индивидуальное здоровье каждого ребенка.
На уроках русского языка и литературы я использую следующие оздоровительные приемы (на 20 – 25 минутой урока в течение 1 – 2 или 2 – 3 минут):
- физические минутки;
- физические паузы;
- релаксационные упражнения.
Физические минутки – это короткие упражнения, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой, которые, как правило, выполняются сидя на стуле.
На уроках русского языка и литературы приходится много писать, поэтому я практикую следующие расслабляющие упражнения.
- Для снятия утомления с кистей рук: исходное положение (и.п.) – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
- Для снятия утомления с плечевого пояса: и.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.
- Для улучшения мозгового кровообращения: и.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.
Физические паузы (в узком понимании) – это короткие упражнения, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой, которые, как правило, выполняются в положении стоя.
Примерный комплекс упражнений для формирования правильной осанки, который я использую в своей практике.
- И. п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы в стороны – вдох, и.п. – выдох (поворачивать как можно дальше).
- И. п.: руки вдаль тела, голову держать прямо, подбородок слегка опущен к груди, живот подтянут. Поднять руки вверх, ладонями внутрь. Поднять голову вверх и посмотреть на потолок. Вытянуться, поднявшись на носки, – вдох, и. п. – выдох.
- И. п.: ноги на ширине плеч, напряжены. Руки поднять вверх, пальцы сжать в кулак. Наклониться, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками – выдох, выпрямиться – вдох.
- И. п.: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть. Наклон, к носку левой ноги дотронуться правой рукой – выдох, и.п. – вдох (то же с другой рукой).
- И. п.: руки вдоль тела, голова – прямо, подбородок к груди, живот подтянуть. Руки вверх, встать на носки, подтянуться. Приседания с развернутыми в стороны коленями. Корпус прямой – выдох, подъем – вдох.
Для улучшения зрения на уроках русского языка и литературы использую упражнения, способствующие укреплению мышцы глаз. Упражнения выполняются детьми сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях.
Примерные упражнения для глаз:
1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
3.Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
4. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
5. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
6. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
7. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
На уроках литературы, помимо вышеуказанных упражнений, целесообразно применять такое средство для расслабления, как релаксация.
Как известно, релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности [2].
В использовании приемов релаксации я применяю технику поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки. Кроме того, я стараюсь подбирать такую мелодию, которая так или иначе связана с темой урока. Например, при изучении лирики поэтов, я использую мелодии, содержащие естественные природные звуки: пение птиц, шелест листьев и др.
Релаксация предполагает этапы.
1-й. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2-й. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
3-й. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.
Вот некоторые приемы релаксации, используемые мной на уроках.
1. «Отдых на природе». Представьте, что вы лежите на поляне. Вы смотрите в голубое, безоблачное небо. Вас согревает ласковое солнце. Вы слышите пение птиц.
2. «Чудесная полянка». Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
3. «Любимый цветок». Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.
Таким образом, регулярное применение на уроках русского языка и литературы здоровьесберегающих приемов (физкультурные минутки, физкультурные паузы и релаксационные упражнения) способствует снятию у обучающихся мышечного и умственного напряжения, дает им небольшой отдых, а главное, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к продуктивному усвоению материала.
Электронные источники
- http://www.v-vospitanie.ru/view_health.php?id=26
- http://festival.1september.ru/articles/534584
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...