Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"
материал

Силина Ирина Геннадьевна

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie2.docx166.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательное школа №5» г. Луга

Выступление к педагогическому совету

по теме: «Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС.

Выполнил:

Учитель физической культуры

Силина Ирина Геннадьевна

2016г.

В настоящее время в педагогике рассматривается преимущественно понятие профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки, и образовательной компетентности как качественно нового подхода к содержанию образования, который характеризуется тесной связью с жизнью, будущей профессиональной деятельностью ребенка и ориентируется на предоставление личности способности выполнять сложные виды деятельности.

Б.С. Гершунский [7] предлагает такую цепочку результативности образования:

грамотность→образованность→компетентность→культура→менталитет.

Отдельно следует отметить и существование в литературе такого понятия как „компетенция" (на первый взгляд подобного „компетентности"). А.Н. Дахин в статье „Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?" [8] отличает понятия „компетенция" и „компетентность" по уровню объективности. А именно: компетенция представляет собой идеальную объективную модель личности как субъекта воспитания, обучения, просвещения; в то время как компетентность демонстрирует реальный уровень достижений личности, ее присвоенный опыт, который постоянно изменяется с развитием личности. Это подтверждает нашу мысль об обязательной эмоциональной окраске понятия „компетентность", которое представляет собой глубоко субъективные продуктивные и эффективные знания, умения, навыки.

В соответствии роду занятий и научным интересам исследователями разрабатываются такие категории как „социальная компетентность" (преимущественно психологами) и „профессиональная компетентность" (преимущественно педагогами). Интересным при этом является соотношение этих категорий, поскольку существуют разные точки зрения. Согласно одним, социальная компетентность входит в структуру профессиональной; согласно другим - наоборот, профессиональная компетентность содержит социальную. Попробуем ограничить эти понятия. Социальная компетентность носит преимущественно коммуникативный характер и представляет собой способность эффективно взаимодействовать с другими людьми. Это предусматривает умение человека ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные черты и эмоциональные состояния других людей, избирать адекватные способы общения с ними; владеть когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных условиях ведут к продолжительному благоприятному соотнесению позитивных и негативных последствий. Профессиональная компетентность большей частью носит практический, узко специализированный аспект и характеризируется индивидуальной способностью человека выполнять производственные задачи и достигать успеха в определенной области; ее составляющими являются специальные знания и умения, индивидуальные склонности, отношения к работе.

Анализ проблемы развития профессиональной компетентности педагога в зарубежных и отечественных научных школах свидетельствует о появлении новых исследований, связанных с разработкой научно-педагогических основ профессиональной подготовки, а именно:

  • разработка квалификационных характеристик, профессиограм, в которых формируется система требований к содержанию деятельности преподавателя на определенном факультете (А.И. Пискунов, М.В.Розов, В.О.Сластенин, И.А. Шаршов и др.);
  • исследование структуры педагогической деятельности и выделение по ее компонентам типов педагогических умений и навыков (Б.Г. Ананьєв и др.);
  • разработка содержания, форм и методов формирования теоретических знаний и педагогических умений по конкретным направлениям работы педагога;
  • исследование разных видов компетенций как возможных составных профессиональной компетентности (Н.Ф.Бориско, Н.Б.Ишханян, А.К.Маркова).

Таким образом, рассматривая категорию "компетентность" относительно характеристики уровня профессионализма личности, мы определяем ее как способность решать возникающие проблемы, основанную на полученных путем образования и практической деятельности знаниях, умениях, навыках, опыте и ценностях. Т.е., в профессиональной компетентности главная роль принадлежит проблемно-практическому аспекту, то есть способности специалиста на практике решать поставленные перед ним задачи. "Компетенцией", по нашему мнению, является совокупность основных теоретических знаний, практических привычек и умений, способностей и характерных качеств личности, которые составляют ее готовность к выполнению определенной деятельности с учетом возникающих потребностей. "Компетентность" является более широким понятием, которое характеризует и определяет уровень профессионализма личности.

Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Какой он, современный учитель?

       Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.  Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это неполучение отвлечённых от жизни знаний, а - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её  применения в реальной жизни.

Постепенно преодолевается  авторитарный стиль  общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель  на уроке должен сочетать  требовательность  к обучающимся с проявлением  педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

С 1 сентября 2011 года ваши детки обучаются по новым стандартам.

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?


Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться 
на сайте Минобрнауки России: Материалы по ФГОС НОО.

Требования ФГОС к результатам обучения
                                                                                                                                           Таблица 1

Личностные

Метапредметные

Предметные

Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндефикация; самоуважение и самооценка.

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм: оценка своих поступков.

Основы системы  научных знаний.

Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания «незнания»

Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.

Опыт  «предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм: оценка своих поступков

Познавательные:  работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, подведение под понятие и др.

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Портрет выпускника начальной школы:

  1. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  2. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Результаты обучения предмету «Физическая культура»

Требования ФГОС к личности и профессиональной компетенции современного учителя:

  • Коммуникабельным;
  • Знать свой предмет;
  • Использовать современные технологии;
  • Знать индивидуальные и психологические особенности детей;
  • Быть творцом

Для соблюдения требований, необходимо создавать благоприятные условия.

Условия развития творческого и профессионального учителя ФК:

  • Самообразование;
  • Самовоспитание;
  • Самореализация;
  • Самосовершенствование;
  • Изучение опыта и обобщение опыта;

Традиционный урок физической культуры решает следующие задачи:

  • Образовательные;
  • Воспитательные;
  • Оздоровительные;
  • Развивающую;
  • Тренирующую.

Виды УУД, формируемые на уроках

физической культуры

                                                                                        Таблица 2

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение

1.Целеполагание

2.Планирование

3. Самоконтроль

4.Самооценка

5.Способность к волевому усилию.

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации.

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов.

  • Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей;
  • Предметные результаты – через формирование основных элементов научного знания;
  • Метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Рекомендации по разработке методики.

  • Обращаться к разуму обучающихся (мышлению, эмоциям).
  • Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (волевому действию).
  • Задания должны соответствовать возрасту детей.

Этапы обучения двигательному действию в формировании УУД.

  • этап начального разучивания (ориентировочная основа действия);
  • этап углубленного изучения (выполнения действия по образу, опоре, как внешнеречевого, как внутриречевого);
  • этап совершенствования (выполнение действия как умственного).

                                                                                               По П.Я. Гальперину

Памятка для учителя
по формированию и развитию

 универсальных учебных действий.

ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО:

  • Создать атмосферу успеха;
  • Помогать ребёнку учиться легко;
  • Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях;
  • Не скупиться на поощрения и похвалу;

Список использованной литературы:

1. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд. – М.:Просвещение,2011;

2. Аржановский Д.А. Методика преподавания физической культуры в рамках реализации ФГОС. – М.: Феникс, 2011. – 922 с.

3. Буханова Л.И. Методика преподавания физической культуры. – М.: Дрофа, 2011. – 1001 с.

4. Буханова Л.И. Методика преподавания физической культуры в основной школе. – М.: Дрофа, 2012. – 984 с.

5. Латыпов А.А. Методика преподавания физической культуры. – Казань: Прогресс, 2012. – 956 с.

6. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. М.:Просвещение,2012;

7. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010;

8. Яковкина М.И. Методика преподавания физической культуры.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 811 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"

Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...

VIII зональные педагогические чтения по теме: «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС»

Организатор:комитет образования Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области.Дата проведения: 16.04.2021 гМероприятие направлено на обсуждение эффективных...

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» ( выступление на ШМО учителей - предметников)

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность професс...