Применение личностно – ориентированной технологии.
консультация

Ермилова Валентина Борисовна

 Основная и очень ответственная задача воспитателя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannye_tehnologii.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ.

 Основная и очень ответственная задача воспитателя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.Цель  личностно-ориентированной технологии  состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

   Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

     Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность , учитывая  индивидуальные  особенности (привычки, темперамент);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремлюсь  помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом;

- в течение дня общаюсь с каждым ребенком индивидуально.

   Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Для этого проводила занятия : «Наша дружная семья», «Волшебная коробочка», «Водичка, водичка ...»,  «О какой семье я мечтаю»

   Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Провожу  различные игры:«Путешествие по Стране эмоций», «Цветик-семицветик», игра-обсуждение «Не обижайте!»,

веселая викторина «Самый ,самая ,самое…»

   Воспитательно- образовательный  процесс я выстраиваю таким образом :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- откликаюсь на любую просьбу  о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе  организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя  образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей;

- стимулирую развертывание диалога;

В коррекционно-развивающей  работе  использую сказкотерапию. Каждый может встать на путь героя и пройти через разные испытания: «Замок героя»,

упражнение «Сказочный сон», « Сказочная поляна».

Формируя  положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю условия для их принятия сверстниками;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.

    Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности:

     Чаще пользуюсь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства  для исправления ошибок;

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.  Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, отношение к воспитаннику со стороны взрослых.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания  личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность воспитанника в данной технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.