ПРИЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ
статья

Собко Дарья Александровна

Актуальность статьи в тои, что самоорганизация времени является частью системы организации учебно-профессионального процесса, которая является одним из компонентов, обеспечивающих качество образования. Цель статьи обобщить, рассмотреть и раскрыть различные приемы самоорганизации времени учителя, проблемы самоорганизации личности и самоорганизации времени. Приемы самоорганизации подробно расписаны. В основу статьи положены идеи современных авторов книг по самоорганизации и выписаны основные положения. Статья будет интересна будущим и нынешним учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobko_d_a_-_statya_1.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Д.А. Собко

студентка ФГБОУ МГТУ им. Носова.

Г. Магнитогорска, РФ

E-mail: dasha.sobko@mail.ru

ПРИЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация

Актуальность статьи в тои, что самоорганизация времени является частью системы организации учебно-профессионального процесса, которая является одним из компонентов, обеспечивающих качество образования. Цель статьи обобщить, рассмотреть и раскрыть различные приемы самоорганизации времени учителя, проблемы самоорганизации личности и самоорганизации времени. Приемы самоорганизации подробно расписаны. В основу статьи положены идеи современных авторов книг по самоорганизации и выписаны основные положения. Статья будет интересна будущим и нынешним учителям.

Ключевые слова

 Самоорганизация, самоорганизация личности, самоорганизация времени, приемы, приемы самоорганизации.

В современном мире, где темп жизни постоянно возрастает, учет времени считается главным условием успешного функционирования любой системы. Одним из компонентов перехода к постиндустриальному обществу называют время. И уже сегодня учитель должен обладать сформированными навыками и умениями самоорганизации, чтобы воспитывать и готовить к жизни следующие поколения.

Сегодня проблеме самоорганизации посвящено множество научных исследований, что отражает актуальность данного вопроса. Ведь одним из направлений развития педагогики является развитие личностного потенциала обучающихся, умеющих ценить время, планировать, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность.

Следует выяснить, что подразумевает под собой «самоорганизация личности». В педагогическом словаре самоорганизация – это деятельность, связанная с умением организовать себя, которая проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности, мотивации, планирования своей деятельности, быстрому принятии решений и ответственности за них. [4].

По мнению А.Ю. Киселевой, самоорганизация личности – это умение организовать себя, свое время и свои действия. Если сформулировать по-другому, это умение, которое заключается в правильном распоряжении имеющимися ресурсами, а также отработка неких определенных и их контроль. К элементам самоорганизации А.Ю. Киселева относит время, планирование, дисциплину и самоконтроль. [2]

Время, как один из элементов самоорганизации, рассматривают также в качестве индивидуальной способности личности к регуляции деятельности. Самоорганизация времени обеспечивает своевременность, ритмичность и последовательность смены жизненных циклов, то есть составляет продуктивность и оптимальность жизнедеятельности человека. [5]

Но организация времени весьма условное понятие, поскольку на самом деле имеется в виду управление жизнедеятельностью с применением внешних инструментов времени, как часы и расписания на день, неделю, месяц и год.

Из этого можно вывести более точное определение. Самоорганизация времени - это перечень приемов, хитростей и уловок, позволяющих человеку больше успевать за меньшее время.

Приемов самоорганизации существует множество. Но почти все они схожи в одном – составление правильного распорядка дня.

Главными составляющими правильного плана на день являются такие обязательные компоненты, как полноценный сон, рациональное питание, отдых и спорт.

Человеку рекомендуется спать в среднем около 8 часов в день. Перед сном необходимым считается проветривание помещения и, конечно, удобная подушка и комфортный матрац.

Основу продуманного режима составляет не менее трех приемов пищи в день. Пища должна быть полезной и разнообразным, без злоупотребления кофе и других кофеин содержащих напитков.

Вне зависимости от загруженности учитель также должен находить время на отдых и восстановление сил. Отдых должен быть максимально полезен для здоровья. Он может включать в себя прогулку на свежем воздухе или чтение литературы.

В режиме дня активного человека, занимающегося педагогической деятельностью должно найтись место и физическим упражнениям. Это не должны быть изнуряющие и полуторачасовые тренировка, достаточно выполнять утренний и вечерний комплекс легких упражнений.

Для того, чтобы все эти компоненты включить в свой распорядок дня, учитель должен максимально четно расписать свои планы на день в ежедневнике.  Можно внести в него свои цели на год, список дел на неделю, и предстоящие события, к которым нужно подготовиться. В рамках одного ежедневника можно завести разные блоки, которые будут посвящены работе, списку литературы, необходимой для ознакомления и различным мероприятиям.

Еще одним из правил организации времени является определение наивысшей продуктивности. Для этого с помощью специальных тестов, которые можно без труда найти в интернете, определяют биологические часы. И на основе этих данных можно перестроить свои привычки так, что работа протекала комфортно, без стресса и наполненная максимальным количеством мотивации и энергии.

Одним из популярных приемов планирования времени считают советы мультимиллионера из Феникса, учителя, лектора, копирайтера и бизнес-консультанта Дэна Кеннеди.

Автор бестселлеров выделил несколько техник, помогающих правильно распланировать время.

Прием 1. Игнорирование мобильного телефона во время работы

Мобильные телефоны и прочие технические приборы следует отключить во время работы, чтобы они не занимали драгоценное время.

Прием 2. Составление списков

Для успешного человека необходимо составлять списки дел, а также указывать временные промежутки, в течение которых нужно их выполнить. Ведь мозг не всегда может держать важную информацию о каком-то событии, и может быть так, что он ее забудет.

Прием 3. Каталогизация событий.

Письма, отчеты, деловые записки – любые тексты рекомендуется сохранять в папках, расставленных по хронологии, что сэкономит время для поиска этих данных.

Прием 4. Создание время блоков

Необходимо не только написать список дел, но и выделить время для их исполнения. Нужно ставить реальные сроки для их реализации и обязательно держать под контролем временные рамки.

Прием 5. Заполнение временных окон

Неожиданные временные окна можно провести с пользой: почитать необходимую литературу, поверить тетради, написать план занятий. Все это сэкономит свободное время. [3]

Большой популярностью в последнее пользуется методика, которую разработал Тимоти Феррис.

Американский писатель и оратор уверен, чтобы достичь какую-то определенную цель, нужно фокусировать свое внимание на 1-2 задачах в день. Для этого требуется концентрация на действительно важных вещах и правильная расстановка приоритетов. Тимоти Феррис предлагает каждое утро составлять список из 3 важных дел. Затем определить одно наиболее значимое из них и выделить 2-3 часа для его реализации. [6]

Самая известная методика по управлению временем принадлежит Дэвиду Аллену и называется GTD (Getting Things Done).

Самое главное - это переложить все свои планы, которые необходимо сделать в течение короткого промежутка времени, в ежедневник или органайзер. Можно также выписать на отдельные самоклеящиеся блоки все типы дел, которые держатся в голове.

Дэвид Аллен предлагает сфокусировать все свое внимание на одном из дел. Если человек полностью направляет свое внимание на конкретное дело, то он прилагает максимальные усилия на его выполнение, затрачивает всю энергию, а также выполняет все точно и четко.

Когда наш мозг видит картину целиком или хотя бы ближайшие шаги, которые нам предстоит совершить, это помогает нам справиться с прокрастинацией. Дэвид Аллен предлагает чаще планировать следующее действие. Для мозга очень важно видеть, что он идет в правильном направлении. Человек начинает работать быстрее, эффективнее и целенаправленнее. [1]

Воспользовавшись данными приемами, учитель сможет четко и с предельной точностью распределить своё время. Человек, занимающийся педагогикой, сможет определить свои цели и наметить к ним пути их достижения. Благодаря педагогам, умеющим себя организовать, будущее поколение сможет правильно построить свою жизнь.

Список использованной литературы:

1. Аллен, Д. [Allen D.] Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса: пер. с англ. Москва: Вильямс, 2007. С. 368.

2. Киселёва, А.Ю. Развитие самоорганизации как одна из целей обучения менеджеров организации [Электронный ресурс]: Тез. докл. IV Всероссийской Научной Интернет- конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010 URL: http//socio.my1.ru/forum/4

3. Кэннеди, Д. [Kennedy d.] Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат: пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2017. С. 296

4. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2001. С. 928.

5. Социализация студентов профессиональном образовании [Текст]: монография/ Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко, Е.Б. Плотникова и др. – М.: Академия естествознания, 2012.

6. Ферри. Т. [Ferriss T.] Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть: пер. с англ. Москва: Добрая книга, 2017. С. 312

© Д.А. Собко, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые приемы,которые помогут учителю английского языка на уроке

Полагаю что собранные здесь приемы будут полезны для использования учителями английского языка общеобразовательных учебных заведений, лицеев, гимназий как на уроке, так и во внеурочное время. Он...

Эффективные приемы в работе учителя иностранного языка при подготовке обучающихся к ГИА в разделе «Чтение».

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:- понимать тему в полном объёме;- извлекать необхо...

Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда

Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности....

Проблема нехватки времени учителю на самообразование, презентация

ull;Что такое самообразование? Это процесс самостоятельной познавательной деятельности.•Учитель должен иметь знания в научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в со...

Конкурсный материал на Межрегиональный конкурс «Я учитель. Сильные идеи нового времени» учителя математики Куприяновой И.Н.

Методическая статья из опыта работы, проведение образовательного события в школе....

Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.

Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....