Игра-моделирование как элемент урока истории. Мастер-класс.
методическая разработка

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Разработка мастер-класса по методической теме "Игра-моделирование как элемент урока истории". Предлагается текст мастер-класса, в котором дана ссылка на полную разработку, размещенную на внешнем ресурсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass._tekst.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Сл.1 (музыка)…по звонку переходим на 2 слайд.

Сл.2.                                                                                                                                  -Здравствуйте.                                                                                                                                                -Любите ли вы путешествовать? (…да)                                                                                                   -А почему? (отдохнуть, узнать что-то новое).                                                                                          -Сегодня я вам предлагаю совершить путешествие, а вот куда и о чем мы узнаем, нам помогут следующие экспонаты (показываю лист бумаги и папирус).                                                                 -Что это? (бумага, папирус)                                                                                                                         -О чем мы сможем узнать, благодаря этим предметам? (как писали, на чем писали, из чего изготавливали)                                                                                                                                       -Значит, чему будет посвящена тема урока? (письменности)

Сл.3.                                                                                                                     -Но с письменностью какого народа мы будем с вами знакомиться?                                                -Скажите, где была изобретена бумага? (в древнем Китае)                                                                          -Где возник папирус? (в древнем Египте)                                                                                                           -Совершить двойное путешествие мы с вами не сможем. Куда же отправимся: в Древний Китай или Египет? Помогут определить ваши ответы: что возникло раньше: папирус или бумага? (папирус)                                                                                                                                              (анимация) –Итак, мы отправляемся в Древний Египет.

Сл.4.                                                                                                                                                                     -Действительно, мы будем говорить о письменности и знаниях древних египтян. Мы уже знаем, как писали и в чем заключается сложность иероглифического письма.                                          –А вот, на чем писали? Вспоминаем, знакомый нам папирус. Его можно встретить и сегодня, совершив путешествие в современный Египет…как это сделала одна из моих учениц. Но вот беда, её обманули. Она обрадовалась, что подарила мне, учителю истории настоящий папирус, а на самом деле ей подсунули дешевую подделку. Такой сувенир долго не будет храниться, сделан он из листьев бананового дерева. Как же узнать, из чего делали настоящий папирус? (обратиться к настоящим мастерам, к тем, кто тысячелетия назад занимался этим)                                                                                                                                                                 –Секретами изготовления настоящего папируса может поделиться только мастер. А для этого нам нужно перенестись в Древний Египет.                                                                                       -Машина времени уже готова. Занимайте места. Усаживайтесь поудобнее. Закройте глаза. И…поехали…(включается звуковой сигнал)

Сл.5.                                                                                                                                                                     –Мы попадаем в святую святых: мастерскую ремесленника, который изготавливал материал для письма из тростника папирус, который в изобилии произрастал вдоль Нила.                                                      (включается видео) –Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте. Вы должны научиться у мастера и восстановить последовательность этапов всего процесса изготовления папируса. Для этого на столах у вас есть подсказки.

Сл.6                                                                                                                                                                  -Выстраиваем последовательность процесса. Как мы будем работать? (ответы)                                   -А теперь давайте попробуем это изготовить самим. Удобнее работать в парах: один распускает стебель на полоски, другой клеит… (включаем музыку)

Сл.7.                                                                                                                                                                     –Итак, у нас получились кусочки папируса. Но хранить объёмную информацию так не удобно.  Предложите древним египтянам удобный вариант: можно собрать листы в конверт, сшить в книгу или свернуть в трубочку? Какой способ и почему? (ответы)                                          (анимация) -Верно. Это свиток. Так давайте его и создадим (склеивают). Обычно свиток вмещал до 20 листов и был до 8-10 метров в длину!                                                                                 -Молодцы! Получилось. Но нам пора возвращаться домой. Машина времени нас ждет. Усаживаемся, закрываем глаза. И…поехали (включается звуковой сигнал).

Сл.8.                                                                                                                                                                                  –Ни одно путешествие не проходит бесследно!                                                                                                   -Что вы возьмете с собой…в чемодан. Эта информация вам понятна и пригодится в жизни.                      -Что следует додумать, дочитать, переосмыслить? …перемолоть.                                                                   -А что не пригодится и выбросите в корзину?                                                                                                -(ответы)

Сл.9

-Спасибо вам за компанию в путешествии. Давайте подарим сувенир из прошлого жителям 21 века.

Сл.10.                                                                                                                                                                –Итак, уважаемая фокус-группа, слушатели, эксперты, тема моего мастер-класса «Игра-моделирование как элемент урока истории». Цель: передать основную идею приема, который лег в основу моей одноимённой методической темы, над которой целенаправленно работаю больше двух лет.

Сл.11.                                                                                                                           -Прием относится к игровой технологии, а она хоть и используются в педагогике давно, сегодня стоит в почетном списке современных образовательных технологий. Основная цель приема: моделирование ситуации исторической реальности. Т.е. главное максимально погрузить учащихся в реальность изучаемой исторической эпохи, позволить примерить на себя определенные роли. Созданию ситуации исторической реальности помогают: музыка, образ машины времени, расстановка мебели (столы в виде треугольника), воображаемые герои.

Сл.12.                                                                                                                                                                   –Прием был продемонстрирован на примере отрывка урока «Письменность и знания древних египтян» в 5 классе. Схематично показав процесс целеполагания и планирования деятельности, мы перешли сразу ко второму вопросу новой темы, где и применялся данный прием. Создается проблемная ситуация: как узнать секрет изготовления настоящего папируса, чтобы не попасться на обман. Что мотивирует нас совершить путешествие в прошлое.

Сл.13.                                                                                                                                                                    –Данный прием используется уже в системе. Например, также в 5 классах по теме «Древнейший Рим» мы отправляемся в прошлое, знакомимся с местными жителями, которые нам поведали легенду об основании их города. По мотивам записанных рассказов, дети снимают двухсерийный мультфильм. Класс превращается в съёмочную площадку, учитель выступает в роли режиссера. Класс делится на две съёмочные группы, в каждой определяется сценарист, который отвечает за сценарий, озвучку, распределение ролей. Готовим афишу. Ну и…камера, мотор, сьемка.

(анимация) – На теме «Рабство в Древнем Риме» мы обращаемся в рабов. Одних продают на плантации, других в дома рабовладельцев, мальчишек продают в гладиаторскую школу.         

(анимация) – Очень удобно моделировать отдельные сражения. Например, Марафонская битва, где дети в качестве стратега разрабатывают свои стратегии.

(анимация) –Смоделировать можно и целую войну. Например, тема «Столетняя война». Весь урок сражаются французы с англичанами.

(анимация) -        В старших классах учащиеся ставят себя на место императора, реформатора. При изучении войн, например, Мировые войны, мы моделируем не столько ход, сколько итоги.        Устраивая конференции и суды.        

Сл.14.                                                                                                                                                                –Целенаправленное применение этого приема, позволяет успешно комбинировать с технологией проблемного обучения, критического мышления         и получать весомые результаты. Растет познавательный интерес, который сразу виден по показателям качества знаний. Качество по годам и по классам показывает только положительную динамику.

Сл.15.                                                                                                                                                           –Дети выбирают проекты по темам уроков, где использовалась модель игры. Развиваются важные практические навыки у ребенка: исследовать,  пробовать самому, проектировать, планировать. В общем, игра-это интересно, результативно и актуально всегда!

Сл.16.                                                                                                                                                              –Уважаемые, фокус-группа, слушатели, выразите свое настроения на Дереве ожиданий. Несмотря на зимние морозы, хочется видеть весну или пусть даже осень. Если ваши ожидания оправдались, вам был интересно, познавательно – прикрепите зеленый листочек. Если ваши ожидания не оправдались – то желтый.

Сл.17.                                                                                                                                                                      –Спасибо за внимание!                

полная разработка мастер – класса по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/LRQh/5trjrnFbx                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс

Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...

Уроки и Мастер класс по математике

Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и  умение учащихся самостоятельно и ...

Уроки и Мастер класс по математике

Мастер-класс по теме: «Все действия с целыми числами» ( 7 класс) Цель занятия: Проверить и закрепить знания по теме. Развивать память, внимание и  умение учащихся самостоятельно и ...

Презентация к уроку технологии "Мастер-класс ДЕКОРИРОВАНИЕ НОВОГОДНИХ ЕЛОЧЕК-МАГНИТОВ ИЗ ФЕТРА"

Данный материал расскажет о том , как можно своими руками изготовить новогодний сувенир....

Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя

Совместные занятия детей и их родителей на уроках и мастер-классах преподавателя Десногорской ДХШ Яковлевой Е.О.На своих занятиях я часто практикую совместное творчество родителей и детей. Я считаю, ч...

Открытый урок и мастер-класс по геометрии 7 класс "Задачи на построение"

В геометрии тема "Задачи на построение" достаточно сложна для понимания. Данный материал описывает иной подход к ее изучению и содержит план-конспект открытого урока в 7 классе (первого в из...

Открытые уроки и мастер классы

Методические разработки...