Доклад на тему: "Современная педагогическая диагностика"
статья

Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. В докладе говорится о принципах, формах мониторинга в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Амбуева С.В.  МАОУ СОШ №55

Доклад на тему: «Современная педагогическая диагностика»

    Современная педагогическая диагностика уровня развития учащихся  осуществляется на основе  индивидуальной образовательной программы, являющейся  траекторией  развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга (дорожная карта учащегося). Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Каковы же принципы формирующего оценивания?  Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, иногда ввожу их совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю.

           На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.  Один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища. Например, часто предлагаю обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Также во время парной работы ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

         Самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать.  С ребятами периодически провожу письменную  саморефлексию, во время которой они отвечают на вопросы:

  • Чего я хотел достичь?
  • Какие задачи перед собой ставил?
  • Что получилось в результате?
  • Совпало или не совпало это с моими ожиданиями?
  • Что я намерен изменить?

    И ребята довольно быстро входят в режим «самонавигации» – самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему стоит уделить больше времени. Также в конце урока «в шапке» ребята оставляют вопросы («Что я понял?», «Что я не понял?», «Какой вопрос мне хотелось бы задать?») Эти вопросы помогают мне увидеть проблему и тут же сориентироваться.

 Также для сбора информации об учебных достижениях учащихся  использую различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты. Например, до итоговой работы я обычно детям предлагаю опросники, в которых они самостоятельно отмечают, что они знают, а что - нет. По результатам диагностики стараюсь с каждым учащимся выработать индивидуальную стратегию изучения материала, вместе ставим учебные цели и задачи. Учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить свои учебные проблемы, активно участвуют в учебном процессе. Также получают более успешный результат на итоговых работах. Опросные листы, анкетирование, обязательная рефлексия - методы без которых невозможен современный урок.

Одним из видов контроля является комплексная проверочная работа, которая проверяет предметные и метапредметные умения. Результативность ее выполнения устанавливается  по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания и умения, необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что позволит грамотно построить его дальнейшее обучение. Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения  каждой из прилагаемых работ предлагаю им провести ее анализ по следующим трем параметрам и поставить соответствующий знак рядом с каждым заданием:

  • задание выполнил(а) легко, без затруднений;
  • задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;
  • задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);
  • с заданием не справился(лась). 

     Затем дети отвечают на вопросы: 1) Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне  правильно выполнить все задание и привели к снижению оценки?

2) Какие знания помогли мне выполнить работу полностью и получить высшую оценку?  

Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития, помогает портфолио («портфель достижений ученика»). Портфолио ученика  реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.. Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Цели и задачи портфолио:

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Функции  портфолио:

Портфолио ученика как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

-оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

-диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

-целеполагания – поддерживает учебные цели;

-мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

-содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

-рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

      Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

-готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

-потребность в активной познавательной деятельности.

        Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

      Постоянный мониторинг позволяет   обеспечить  ритмичную и качественную работу как учащихся, так и учителя.

 Приложение (критерии оценивания, листы самооценки учащегося)

Критерии  оценивания

Критерии оценивания устного ответа: 

Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике; 

Использование научной терминологии в контексте ответа; 

Объяснение причинно-следственных и функциональных связей; 

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 

Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей. 

Критерии оценивания реферата: 

Содержание раскрывает тему ; 

Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов; 

Оформление реферата соответствует требованиям; 

Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала; 

Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.) 

Критерии оценивания выполнения таблицы

Полное заполнение граф таблицы; 

Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; 

Эстетичность оформления работы. 

Критерии оценивания эссе: 

Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения; 

Аргументы соответствуют проблеме; 

Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка. 

Лист самооценки

Ф. И. _____________________                                    Моя успешность на уроке

Вид работы

Знак (!  ? ᴖ)

1

2

3

4

5

6

Итоговый балл

На уроке я работал                активно/пассивно

Своей работой я                    доволен/недоволен

Урок для меня показался        коротким/длинным

За урок я                            не устал/устал

Мое настроение                     стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                    Полезен/бесполезен

                                Интересен/неинтересен

Домашнее задание                легкое/трудное

                                Интересное/неинтересное

                                Полезное/бесполезное

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня? 

Лист самооценки

Ученика 5 ___ класса ________________________

Этап урока

Баллы за этап урока

Мои баллы

Проверка домашнего задания

1-3

 

Фронтальный опрос

1-3

 

Работа у доски

1-2

 

Работа с эпиграфом

1-5

 

Самостоятельная работа (тренировочное упражнение)

1-5

 

Тест

1-4

 

Итого

Максимум баллов за урок: 22

 

Шкала перевода баллов в оценку
22-19 баллов –оценка «5»
18-15 баллов – оценка «4»
14-11 баллов – оценка «3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М.            Зада...

доклад на тему " Современный урок"

выступление на педсовете .......

Доклад по теме "Современный урок"

Доклад по теме "Современный урок"...

Доклад на тему"Современный урок: некоторые аспекты"

Современный урок - это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы....

Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"

Применение  современных технологии на уроках английского языка...