Доклад на тему: "Современная педагогическая диагностика"
статья
Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. В докладе говорится о принципах, формах мониторинга в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Амбуева С.В. МАОУ СОШ №55
Доклад на тему: «Современная педагогическая диагностика»
Современная педагогическая диагностика уровня развития учащихся осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы, являющейся траекторией развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга (дорожная карта учащегося). Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. Каковы же принципы формирующего оценивания? Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, иногда ввожу их совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю.
На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища. Например, часто предлагаю обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Также во время парной работы ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.
Самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать. С ребятами периодически провожу письменную саморефлексию, во время которой они отвечают на вопросы:
- Чего я хотел достичь?
- Какие задачи перед собой ставил?
- Что получилось в результате?
- Совпало или не совпало это с моими ожиданиями?
- Что я намерен изменить?
И ребята довольно быстро входят в режим «самонавигации» – самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему стоит уделить больше времени. Также в конце урока «в шапке» ребята оставляют вопросы («Что я понял?», «Что я не понял?», «Какой вопрос мне хотелось бы задать?») Эти вопросы помогают мне увидеть проблему и тут же сориентироваться.
Также для сбора информации об учебных достижениях учащихся использую различные стратегии оценивания и соответствующие инструменты. Например, до итоговой работы я обычно детям предлагаю опросники, в которых они самостоятельно отмечают, что они знают, а что - нет. По результатам диагностики стараюсь с каждым учащимся выработать индивидуальную стратегию изучения материала, вместе ставим учебные цели и задачи. Учащиеся не боятся задать вопрос, обсудить свои учебные проблемы, активно участвуют в учебном процессе. Также получают более успешный результат на итоговых работах. Опросные листы, анкетирование, обязательная рефлексия - методы без которых невозможен современный урок.
Одним из видов контроля является комплексная проверочная работа, которая проверяет предметные и метапредметные умения. Результативность ее выполнения устанавливается по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания и умения, необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что позволит грамотно построить его дальнейшее обучение. Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения каждой из прилагаемых работ предлагаю им провести ее анализ по следующим трем параметрам и поставить соответствующий знак рядом с каждым заданием:
- задание выполнил(а) легко, без затруднений;
- задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;
- задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);
- с заданием не справился(лась).
Затем дети отвечают на вопросы: 1) Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне правильно выполнить все задание и привели к снижению оценки?
2) Какие знания помогли мне выполнить работу полностью и получить высшую оценку?
Нагляднее увидеть прогресс и достижение ученика, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития, помогает портфолио («портфель достижений ученика»). Портфолио ученика реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов)
Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Портфолио – индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика личных достижений в деятельности на уровне качества результата.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определенный период времени.. Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Цели и задачи портфолио:
Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Функции портфолио:
Портфолио ученика как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:
-оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
-диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
-целеполагания – поддерживает учебные цели;
-мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
-содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
-развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
-рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.
В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
-готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
-потребность в активной познавательной деятельности.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Постоянный мониторинг позволяет обеспечить ритмичную и качественную работу как учащихся, так и учителя.
Приложение (критерии оценивания, листы самооценки учащегося)
Критерии оценивания
Критерии оценивания устного ответа:
Логика при изложении содержания ответа на вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике;
Использование научной терминологии в контексте ответа;
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей;
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания реферата:
Содержание раскрывает тему ;
Логичность изложения материала при раскрытии темы, наличие выводов;
Оформление реферата соответствует требованиям;
Реферат автором был представлен с использованием демонстрационного материала;
Качество выступления автора(свободное владение материалом; текст зачитывает; кратко и точно отвечает на вопросы и т.д.)
Критерии оценивания выполнения таблицы:
Полное заполнение граф таблицы;
Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф;
Эстетичность оформления работы.
Критерии оценивания эссе:
Автором приведены яркие и выразительные факты для подтверждения своего мнения;
Аргументы соответствуют проблеме;
Мысли автором изложены четко с соблюдением норм русского языка.
Лист самооценки
Ф. И. _____________________ Моя успешность на уроке
Вид работы | Знак (! ? ᴖ) |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
Итоговый балл |
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/непонятен
Полезен/бесполезен
Интересен/неинтересен
Домашнее задание легкое/трудное
Интересное/неинтересное
Полезное/бесполезное
Достигли ли мы цели?___________________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки
Ученика 5 ___ класса ________________________
Этап урока | Баллы за этап урока | Мои баллы |
Проверка домашнего задания | 1-3 |
|
Фронтальный опрос | 1-3 |
|
Работа у доски | 1-2 |
|
Работа с эпиграфом | 1-5 |
|
Самостоятельная работа (тренировочное упражнение) | 1-5 |
|
Тест | 1-4 |
|
Итого | Максимум баллов за урок: 22 |
|
Шкала перевода баллов в оценку
22-19 баллов –оценка «5»
18-15 баллов – оценка «4»
14-11 баллов – оценка «3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Современные образовательные технологии и методы в преподавании иностранного языка"
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Преподаватель УКСИВТ: Ерофеева С.М. Зада...
доклад на тему " Современный урок"
выступление на педсовете .......
Доклад по теме "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность"
Доклад к педсовету по теме "Современные образовательные технологии в УВП"...
Доклад по теме "Современный урок"
Доклад по теме "Современный урок"...
Доклад на тему"Современный урок: некоторые аспекты"
Современный урок - это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы....
Доклад по теме "Современные педагогические технологии на уроках английского языка"
Применение современных технологии на уроках английского языка...