Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня
план-конспект

Зайнутдинова Надежда Александровна

Тема «Путешествие  по Стране Говорилии с мудрой Совой»

Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна. Перелетные птицы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy_14.05.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Перелетные птицы» для детей с ОНР 3 уровня

Тема «Путешествие  по Стране Говорилии с мудрой Совой»

Программные задачи: 

Образовательные задачи. Обобщение и систематизация представлений о птицах и типичных весенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна. Перелетные птицы» Совершенствование навыков словообразования, словоизменения. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление  предложений по заданной схеме). Закрепление навыка дифференциации звонких и глухих согласных в словах. Совершенствование и программирование речевой деятельности по заданной схеме. Стимулирование доказательной речи (речь-рассуждение). Развитие умений фантазирования и образного представления. 

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Закрепление способов оречевления, общения в условиях коллективного взаимодействия.

 Воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика о помощи персонажам, попавшим в беду; воспитание инициативности, самостоятельности, творческой активности.

 Оборудование. Музыкальный центр, CD с записью голосов птиц, 2 мольберта, контуры березы и дуба, птичьи перья, репродукция  карты путешествия на видео–ретрансляторе, репродукции карты, 6 конвертов, предметные и сюжетные картинки, мнемотаблица, схемы для «Игротеки», шапочка совы, контейнер с шариками Су-Джок на каждого ребенка, контейнеры с цветными карандашами.

Предварительная работа.

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе, рассматривание сюжетных картин о прилете, повадках, жизни птиц- грачей, скворцов, аистов, ласточек по видео. Прослушивание голосов птиц. Беседа по серии картин Т. Ильяковой «Скворцы прилетели». Разучивание и проигрывание подвижной игры «Гуси возвращаются», пальчиковых и массажных игр.

Форма организации детей:  квест-игра  

Ход ситуации.

  1. Организационный момент-

Создание игровой обучающей ситуации. (далее ИОС)

Логопед приглашает детей пройти в групповое помещение к мольберту, тихо звучит аудиозапись с голосами птиц. (логопед декламирует стихотворение «Весна» К. Кубилинскас)

Л: Ребята, кто это поет? Каких птиц позвала весна? (на мольберте изображения птиц)  Почему так весело щебечут птицы?   (ответы детей) Да, наступила весна, уже май на дворе, многие птицы вернулись в свои родные жилища.

(Показывает перышки и конверт. В конверте письмо).

Л: Посмотрите, дети, что я сегодня нашла утром под своим окном.

(Логопед пытается прочитать письмо).

Л: Ничего непонятно. Какие-то знаки, закорючки. Чей это язык? Чье это письмо? (ответы детей – «птичье письмо», «птичий язык»).  Это письмо может прочитать только мудрая сова. Обратимся к ней за помощью.

Логопед надевает шапочку совы и читает письмо:

«Я маленькая птичка. Летела со своей стаей в родные края. Но во время бури отстала, сбилась с пути.  Спасите меня! Путь покажет мое перо».

Сова: Ребята, вам нужно отправиться в далекую Страну Говорилию по этой карте, вспомнить и рассказать все, что вы знаете о птицах (демонстрируется схема)  Готовы? На карте проложен маршрут. Будем спасать птичку, выполняя задания по этапам. За каждое правильно выполненное задание, я буду давать вам часть фотографии птицы. Направление вам покажет птичье перо»

  1. Подготовка  к путешествию.

Сова предлагает детям превратиться в Говорунов, приготовиться к путешествию.

  • Заклинание «1-2-3 повернись и в Говорунов превратись»  (Дети повторяют правила красивой речи)
  • Заклинание «1-2-3-4-5- будем пальцы разминать.

Массаж ладоней с шариками Су-Джок:

Птичка веток набрала

(2 раза).

Крепко гнездышко свила

И снесла яичко

Умница-птичка.

Ты яичко покатай,

Но из рук не выпускай.

Очень крепкое оно.

Так у птиц   заведено.

  1. Путешествие по Стране Говорилии.

1 этап – 1-й фрагмент карты «Океан слов» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)

Сова приглашает Говорунов занять свои места на воображаемом «корабле».

Посадка в игре «Перышко передавай и слова ласково называй» (дети передают перо и называют правильные формы слов) (употребление слов-названий птиц с уменьшительно-ласкательными суффиксам: сова-совушка, соловей-соловушка, скворец-скворушка и т.д.). (Дети сидят на воображаемом корабле)

Сова: « Я слова найду везде,

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

На носу и на руке….

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово»

Игра «Копилка слов»

Сова: Что делают птицы весной? (актуализация глагольного словаря: щебечут, поют, суетятся, копошатся, строят гнезда, высиживают птенцов, кормят птенцов, ищут червяков, ловят мошек ит.д.) –дети накапливают карточки-слова-действия в копилку.

Сова: Много слов вы накопили (Выдается фрагмент изображения спасаемой птицы.)

2 этап - 2 фрагмент карты «Море загадок» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)

Дети: Мы за перышком идем-птицу скоро мы спасем.

Сова: Наш маршрут пролегает по «Морю загадок».  Вот  для каждого конверт – собери картинку, угадай птичку. Проводится игра «Загадай загадку - найди отгадку». Дети парами загадывают друг другу загадки.

(Сова хвалит детей за знание загадок, за умение их разгадывать и узнавать птиц, дает 2-й фрагмент изображения птицы.)

3 этап- 3-й фрагмент карты «Низина слухачей» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)

Сова: Идем за перышком. Дети говорят: «Мы за перышком идем-птицу скоро мы спасем».

Сова: Вот и «Низина слухачей». Поиграем в игру «Нелепицы» (развитие слухового внимания, работа  со смыслом предложения). Задание в игре –определить нелепицу и правильно проговорить предложение.

Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто щерстью. Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Дети сделали для аистов скворечники. Птенцы строят гнезда. Скворцы живут в будке. Грачи первыми прилетают в мае.

Сова: Внимательные у вас ушки, Говорунчики. Порадовали вы меня. Вот вам третий фрагмент птицы. Мы приближаемся к цели.

4 этап – 4-й фрагмент карты «Город Звукоград» (изучение детьми фрагмента карты, обсуждение)

Сова: Итак, Говорунчики, мы попали в город Звукоград. Но почему в этом городе тихо, пасмурно, холодно, птицы не поют. Нам с вами нужно разбудить весну в этом городе.

Дидактическая игра «Логопедические ромашки» (дифференциация согласных Г –К в словах.)

Сова: Предлагаю разбудить весну и  вспомнить о птицах стихи, считалки, потешки. (дети декламируют стихи). Сова поощряет детей 4-м фрагментом изображения птицы.

Дети складывают фрагменты- получилось изображение ласточки.

Сова: Молодцы Говорунчики. Вы помогли вернуться ласточке в родной край, разбудили весну в городе Звукограде.

Сова: Проведем самомассаж, повторяйте за мной.

«Личико солнце согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись»

Сова рекламирует стихотворение  А.Н. Плещеева «Ласточка» (Звучит аудиозапись  голосов птиц)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

(Сова дарит Говорунчикам  солнышки)

  1. Выход из  игры. Итоги.

Логопед: Говорунчики, мы совершили с вами очередное путешествие, сделали доброе дело-спасли ласточку. Как мы это сделали? Что нам помогло?  (ответы детей: «Мы дружно играли», «Выполняли задания мудрой совы», «Вспоминали и говорили о птицах» и т.п.).

Логопед:  Нас не подвела память, нам пригодились знания и речевые умения. Впереди у нас будет еще много речевых подвигов, необычных увлекательных  путешествий.  Пора возвращаться  в детский сад.  Заклинание «1-2-3 – повернись и в группе очутись» Мы снова девочки и мальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия для детей первого класса с ОНР III  уровня речевого развития. Лексическая  тема: «Домашние животные»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”.  Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества».

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «День защитника Отечества»....

Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе

Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные"

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....