Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста
учебно-методический материал

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе, заданий по созданию текста.

 Предмет русский язык

УМК Шмелев А.Д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет русский язык

УМК Шмелев А.Д.

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий для работы в паре / группе:

Формулировка

задания

Оценка образовательного потенциала

Пояснения

Итоговый

балл

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.19, упр.26

Разделите слова на группы по разным основаниям. Объясните, по каким признакам вы объединили слова в группы. Запишите, указав общий признак каждой группы слов.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет.

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в группе»

 Ч.1, стр.23, упр.33

Прочитайте народные загадки и найдите к каждой из них соответствующую иллюстрацию. Все отгадки – имена существительные. Запишите их в таблицу, добавьте в нее все имена существительные из загадок.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.31, упр.46

 Найдите «лишний» глагол в каждом ряду. Объясните свой выбор. Назовите неопределенную форму всех глаголов из данного упражнения. Запишите глаголы в этой форме в два столбика.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.35, упр.55

Составьте с однородными членами предложения, соответствующие схемам.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Составление предложений предполагает индивидуальную работу.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр. 46, упр.75

Проверьте друг у друга словарные диктанты. Есть ли в них ошибки? Если есть, то выясните, какие орфографические правила вам нужно еще раз повторить.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

«Работа в паре»

Ч.1,  стр. 50, упр.83

Разделите на группы слова с пропущенными буквами в зависимости от того, какое орфографическое правило необходимо было применить. Сравните полученные списки слов, найдите вместе правильное решение в случае расхождения результатов

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

В этом задании  есть требование согласовать результат.

1

«Работа в группе»

 Ч.1, стр.55, упр.88

Обсудите в классе тему «Могут ли животные говорить?» вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.59, упр.92

Уточните значение слов из рубрики «Пишите правильно» по учебному толковому словарю. Составьте с этими словами предложения, запишите их. Проверьте работы друг друга. Правильно ли вы написали слова? Правильно ли употребили их в предложениях?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да  

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.89, упр.29

Прочитайте диалог и найдите среди выделенных в стихотворении слов загаданное слово по описанию его звуков. Сыграйте в игру «Угадай слово» и с остальными словами. Выиграет тот, кто задаст меньше вопросов при отгадывании слова.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да  

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Нет

Задание предполагает работу в паре,  роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат

2

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.93, упр.42

Рассмотрите таблицу на странице 94 и объясните, почему буквы выделены разными цветами. Посчитайте количество букв одного цвета. Каких букв больше? Проверьте друг друга: помните ли вы названия всех букв и их порядок в алфавите?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Первая часть задания может выполнятся индивидуально, а при проверке знания алфавита можно поработать в паре

1

«Работа в группе»

 Ч.1, стр.99, упр.49

 Обсудите , какой плакат или постер вы могли бы приготовить ко Дню славянской письменности и культуры. Какие иллюстрации подошли бы к нему?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет.

Задание  коллективное, творческое, но в нем отсутствует требование распределения ролей и требование согласовать ответственность за конечный результат.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.107, упр.65

Кто быстрее угадает и правильно запишет зашифрованные слова? (Даны рисунки и слова с пропущенными буквами)

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Задание можно предложить всему классу.

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр. 127,  упр.97

Составьте диалог: расспросите друг друга о том, какие необычные люди, вещи, явления природы, животные встретились вам прошлым летом.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да.

3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Нет

Задание предполагает работу в паре,  роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат

2

«Работа в группе»

Ч.1,  стр. 134,  упр.109

Прочитайте начало стихотворения Г.А.Ладонщикова. Попробуйте сочинить свою азбуку «Мои друзья от А до Я»

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Творческий процесс предполагает индивидуальную работу

1

«Работа в группе»

Ч.1,  стр. 144,  упр.9

 Разделитесь на группы из трех человек. Каждый должен как можно быстрее составить три слова из элементов выбранного столбика. Сравните результаты : кто быстрее выполнил задание? Как вы думаете, что помогло победителю вашего лингвистического соревнования?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да.

3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.145, упр.10

 Представьте, что один из вас иностранец, а второй помогает ему изучить русский язык. Разыграйте диалоги по образцу

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да.

3.Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Нет

Задание предполагает работу в паре,  роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат

2

«Работа в группе»

 Ч.1 , стр.180, упр.84

Николай написал о своем увлечении необычным для нашей страны видом спорта. Слова, которые он использует для описания своего хобби, еще совсем новые для русского языка. А как они образованы? Выпишите эти слова и проанализируйте способы словообразования.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Эту работу можно выполнить индивидуально

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.191, упр.106

Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах –исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.245, упр.29

Каждое из существительных, данных в скобках, соедините с прилагательным. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении? Составьте с полученными  словосочетаниями предложения, в которых поясняется каждое  значение прилагательного.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Эти задания можно сделать индивидуально

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.295, упр.124

 Спишите предложения, распределив их по группам в зависимости от значения выделенных слов. Обозначьте орфограммы в словах с пропущенными  буквами.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает деление слов на две группы (здесь уместно поработать в паре).

1

«Работа в паре»

Ч.1,  стр.301, упр.133

Представьте, что один из вас побывал на экскурсии в Политехническом музее, а второй еще не был. Задача второго – расспросить , выяснить, стоит ли в него идти. Задача первого – уговорить собеседника пойти в музей.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да  

3

«Работа в паре»

Ч.2,  стр.13, упр.5

Прочитайте диалог из книги Чуковского К.И. «От двух до пяти». От какого этикетного диалога отказалась девочка? А если бы чихнул человек, что бы она сказала? Для чего нужны такие пожелания?

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет.

Диалоги интереснее читать по ролям.

1

«Работа в паре»

Ч.2.стр.28, упр.25

Выпишите из текста три словосочетания, включающие слова с орфограммами. Обозначьте  орфограммы пропусками. Обменяйтесь заданиями с одноклассником. Вставьте пропущенные буквы и разберите словосочетания. Проверьте работы друг друга.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да  

3

«Работа в группе»

 Ч.2, стр.63, упр.72

Какая часть текста сказки относится к авторской речи, а какая передает прямую речь персонажей? Чья роль больше? Прочитайте сказку по ролям.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет.

В этом задании только при чтении по ролям возможно использование работы в группе, так как в тексте участвуют четыре персонажа

1

«Работа в паре»

Ч.2, стр.124, упр.31 (2)

Придумайте и запишите диалог персонажей картины ( А.И.Корзухин «Птичьи враги»). Вспомните пунктуационные правила  оформления диалога

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет.

Написание текста по картине у учащихся нередко вызывает затруднения, поэтому работа в паре  по созданию и оформлению диалога здесь будет уместной.

1

«Работа в паре»

Ч.2, стр.134

Составьте вопросы к тексту параграфа, задайте их друг другу.

1.Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Нет

Если учащиеся будут вместе составлять одни и те же вопросы, то нет особого смысла их друг другу задавать.

1

«Работа в группе. Проектное задание»

Ч.2, стр.153, упр.79

Подготовьте компьютерную презентацию, альбом или стенную газету «Достопримечательности нашего города (села, района)». Побеседуйте об этом со старшими, найдите информацию в книгах. Подберите иллюстрации, запишите названия достопримечательностей. Проверьте, правильно ли вы написали имена собственные

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Нет

Задание предполагает работу в паре,  роли указаны, но нет требования согласовать ответственность за конечный результат

2

«Работа в паре»

Ч.2, стр.183, упр.136

Представьте себе, что вы боитесь куда-то опоздать, а часов у вас нет. Чтобы узнать время, задайте вопросы : 1)прохожему на улице,;2)учителю в школе; 3) своему однокласснику. Используйте обращения. Запишите свои вопросы. Чем они будут различаться?

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в паре»

Ч.2, стр.237, упр.87

 Составьте словарный диктант из 25 слов или 12 словосочетаний, используя имена прилагательные с суффиксами –н-, -ин-….

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Нет

Задание предполагает работу в паре, но роли и функции не указаны.

1

«Работа в паре»

Ч.2, стр.282, упр.55

Составьте с глаголами из рубрики «Пишите правильно» пять словосочетаний. Продиктуйте их друг другу, проверьте свои диктанты.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

«Работа в паре»

Ч.2, стр.314, упр.128

Придумайте по образцу этой сказки диалог-загадку с другой «привередливой» буквой русского алфавита. Разыграйте диалог перед одноклассниками : они должны разгадать вашу загадку.

1. Предлагаемая деятельность действительно требует совместной работы?

Да.

 2. Есть ли требование распределения ролей / функций?

Да

3. Есть ли требование согласовать ответственность за конечный результат (коллективная, персональная нераспределённая, персональная распределённая и т.д.)

Да

3

Предмет русский язык

УМК Шмелев А.Д.

Оценки образовательного потенциала заданий, обозначенных авторами учебника как заданий по созданию текста:

Формулировка

задания

Оценка образовательного потенциала

Пояснения

Итоговый

балл

Ч.1 , стр. 11, упр.6

В каком регионе РФ вы живете? Найдите в справочниках или в Интернете информацию о том, на каких языках, кроме русского, говорят жители вашего региона. Подготовьте рассказ о РФ и вашем регионе ,  используя приведенные выше факты и найденную вами информацию.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Нет

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.1 , стр. 13, упр.8

Подготовьте рассказ о русском языке по вопросам

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Нет.

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.1 , стр. 74, упр.11

Представьте , что вам надо образно рассказать  о разделах лингвистики ученикам младшего возраста. Подготовьте свое выступление перед учениками. (далее дана иллюстрация, заготовки к тексту вступления, советы к подготовке)

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Да.

3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)?

Да .

Подробное, доступное задание

3

Ч.1 , стр. 135, упр.112

 Расскажите о забавном случае , свидетелем которого вы были. Запишите свой рассказ.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Нет.

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но не задана коммуникативная задача. Таким образом, задание не совсем соответствует требованиям, предъявляемым к таким заданиям.

1

Ч.1 , стр. 204, упр.128

Опишите иллюстрацию к тексту, используя выписанные слова.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Нет

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.2, стр.74, упр.87

Какая река есть в вашем городе (селе) или  рядом с ним? Что вы о ней знаете? Напишите  небольшое сочинение на тему «Наша река»

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Нет

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

Ученики  представят разные по типу речи сочинения.

1

Ч.2, стр.78, упр.94

Вам нужно написать электронное письмо, чтобы спросить о теме урока, пропущенного вами по уважительной причине. Напишите одно письмо вашему учителю, а другое – приятелю или приятельнице. Выберите нужную форму обращения, формы местоимений и глаголов (если необходимо, обратитесь к материалам параграфа 19)

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Да.

3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)?

Да .

В задании  требуется не просто создать текст, а выбрать адресата и форму обращения, есть рекомендация, которая поможет ученику выполнить задание.  

3

Ч.2, стр.91, упр.111

 Напишите сочинение на тему «Вот тебе и два дела!». Вспомните поучительный случай из вашей жизни или из жизни ваших знакомых и расскажите о нем, используя повествование. Вы можете попробовать свои силы как автор художественного рассказа, в котором допускается вымысел.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Да.

3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)?

Да

В задании нет четкого объяснения в том, кому предназначается создаваемый текст, но предлагается побывать автором художественного текста.

3

Ч.2, стр.163, упр.103

Для чего нужно зимой кормить птиц? Письменно ответьте на вопрос.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Нет

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.2, стр.215, упр.45

Опишите слона. Выберите признаки, которые вы считаете самыми яркими, запоминающимися. Используйте прилагательные в форме превосходной и сравнительной степени.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Нет.

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.2, стр.241, упр.92

Напишите сочинение на основе данного текста. В первой части дайте развернутое описание сирени, во второй  части кратко изложите легенду о ней. В заключении напишите о том, какие чувства у вас вызывает это растение.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Нет.

Задание  творческое, требует создания письменного высказывания, но нет коммуникативной  задачи.

1

Ч.2, стр.311, упр.121

Запишите краткую инструкцию по пользованию библиотечными книгами, обращенную ко всем читателям библиотеки. Используйте глаголы в форме повелительного наклонения.

1. Есть ли кроме требования создания письменного или устного текста, какие-то ещё требования к тексту?

Да.

 2. Задана ли коммуникативная задача (кому и зачем должен быть адресован создаваемый текст)?

Да.

3. Заданы ли другие параметры этого текста (объём, формат / жанр и т.д.)?

Да .

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное задание для работы с текстом учебника "Колониальные империи"

Учебные задания матричного типа помогают слабым  учащимся структурировать материал, работать с текстом учебника  продуктивно и целенаправленно. Особенно эффективна такая форма работы в ...

Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.

Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров....

Задание для работы в парах по теме "Проценты"

Упражнения и задачи на проценты...

Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы

Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группыОбразовательная организация: МАОУДОД «Троицкая ДХШ»Форма наставничества: «У...

Тренировочные задания для работы с текстом по теме «JAHRESZEITEN» для учебника 6 класса по немецкому языку

Данная работа позволяет отработать навыки чтения, понимания прочитанного, поиска необходимой информации....