Методика подбора трости. Применение трости незрячим при движении в пространстве.
учебно-методический материал
Трость часто сопровождает незрячего человека при движении в пространстве. Очень важно, как можно раньше привить слепому ребенку навыки применения трости. Основную роль в этой работе играет школа и тифлопедагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podbora_trosti.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подбора трости. Применение трости при движении в пространстве.
Трость для незрячего считается продолжением руки. Она может сопровождать слепого при движении в пространстве, при обследовании маршрута движения и предметов, предохрать его. Поэтому очень важно своевременно научить слепого ребенка умению применять трость.
В школах для детей III-IV вида и в нашей в том числе предусмотрены коррекционные занятия по ориентировке в пространстве, на которых подробно и доступно изучаются методы, способы, приемы, подборки и и спользования трости. Затронем отдельные вопросы, касающиеся применения трости незрячим ребенком. Выбирая трость, необходимо обязательно учесть индивидуальные особенности каждого ученика: его рост, дополнительные отклонения в развитии, особенности поведения. Родителям и ученикам можно предложить памятку "Правила подбора трости".
При подборе трости используется два приема. При первом - трость ставится на пол, между ступнями ног. Ручка трости должна быть выше основания грудной кости не менее, чем на 5 см. При втором - рука ученика отведена в положение "вверх - в сторону", трость ставится сбоку к ступне, вдоль тела. Ручка должна доходить до подмышки. В размер трости входит вся длина трости т.е. длина стержня и ручки, не включая длины крючка или тесьмы
Во время ходьбы детей учим использовать следующие техники ведения трости:
- Диагональная техника.
Эта техника в основном применяется при ходьбе по знакомым маршрутам, и при ходьбе в помещениях. Диагональная техника при движении в помещениях позволяет избежать непосредственного столкновения с людьми и предметами, встречающимися в помещении на пути незрячего ребенка.В этом случае трость предохраняет его, а также дает возможность одновременно отслеживать ориентиры.
Исходное положение ребенка- рука, удерживающая трость, слегка прижата к телу, согнута в локте на уровне пояса; кисть руки находится приблизительно на 20 см впереди тела. Трость держат за ручку захватом сверху, указательный палец напрвален вдоль стержня. Наконечник трости немного выступает с одной стороны, а ручка с другой стороны тела (по диагонали) Если трость в правой руке, наконечник несколько левее левой ноги, а ручка правее туловища. Если трость в левой руке, то наоборот. Наконечник трости находится приблизио на 5 см выше уровня пола. изменить положение трости можно движением кисти.
Для того, чтобы отслеживать как меняется уровень пола, какая у него поверхность , незрячий опускает трость до соприкосновения с полом и тут же приподнимает ее, т.е. прикасается к полу периодически, примерно через шаг. Этот прием называется "касание". Если касание тростью выполняется часто, вводится понятие «учащенное касание». Для получения более подробной информации о характере поверхности пола в помещении наконечник трости опускают до соприкосновения с полом и скользят им по полу. Этот прием называется "скольжение". Также необходимо следить за стеной в помещениях для обнаружения выступов, дверных проемов, и т.д.
- Маятниковая техника
При изучении новых маршрутов применяется маятниковая техника, которая в наибольшей степени обеспечивает безопасность и самостоятельность передвижения незрячего в любой обстановке. При маятниковой технике трость используется для обследования пространства впереди идущего слепого, как бы удлиняя его руку.
Учащийся занимает такое исходное положение - ноги вместе, рука до локтя опущена вниз и слегка прижата к телу; кисть впереди на 20 см на уровне пояса; пальцы руки охватывают ручку сверху, указательный палец лежит вдоль стержня трости с внешней стороны, большой палец также лежит вдоль трости сверху. Наконечник трости касается поверхности дороги при захвате трости правой рукой несколько левее левого плеча. Из этого положения начинается отработка ритмичных маятниковых движений тростью в такт шагов идущего незрячего. Трость передвигается справа налево и слева направо. Она движется перед телом как маятник. Чтобы защитить тело, необходимо обследовать дорогу на ширине плеч. Если амплитуда колебаний трости уже ширины, то часть тела остается незащищенной, а если шире, то трость будет мешать прохожим.
Передвигать трость перед телом можно тремя приемами.
- При обследовании и изучении новых маршрутов и при смене ситуации на знакомом маршруте, в зависимости от условий погоды для слежения за поверхностью пути и обнаружения препятствий применяется прием "скольжения". Делая шаг левой ногой вперед, незрячий одновременно не отрывая наконечника от поверхности дороги, скользит им слева на право, и когда нога полностью ступила на поверхность дороги, он останавливает наконечник несколько правее правого плеча. При шаге правой ногой наконечник скользит влево и когда нога полностью ступает на дорогу, останавливается у исходного положения. Так повторяется до тех пор, пока незрячий передвигается вперед, изучая маршрут. Т.о. прежде чем слепой ступит на дорогу, это место уже будет проверено тростью. Прием "скольжения" применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам, выбоинам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.
- В случае если поверхность пути не дает наконечнику свободно скользить, применяется прием "учащенного касания". Расстояние между касаниями наконечника трости с поверхностью дороги не должно превышать 10 см.
- На изученном маршруте можно скользить тростью по поверхности дороги не постоянно. Вместо приема "скольжения" применяется прием "касания". При шаге левой ногой движением кисти наконечник отрывается от поверхности и дугообразным движением по воздуху переносится вправо. Когда левая нога полностью ступит на поверхность дороги, наконечник опускается на поверхность и касается ее несколько правее правого плеча. Такие дугообразные движения в ритм шагов будут продолжаться на протяжении всего пути. Наконечник касается пола лишь справа и слева, в двух точках. Этот прием используется на изученных маршрутах в участках, где нет препятствий типа ям, лестниц, рельсов и т.п., следовательно, нет необходимости очень внимательно следить за покрытием дороги.
С помощью маятниковой техники можно двигаться прямолинейно. Для этого тростью находят стену, забор и т.п. справа и, работая тростью маятниковой техникой, все время касаться ее стены справа. Эти прикосновения помогут идти вдоль стены прямо, не уходя в сторону. Если незрячий отклоняется в сторону, то он почувствует, что расстояние до стены увеличилось. Подойдя ближе к стене, он поправляет свое направление.
Как используется трость при подъеме и спуске по лестнице.
При подъеме и спуске используется несколько видоизмененная техника диагонали.
При объяснении подъема по лестнице с использованием трости учащимся предлагает освоить 2 приема:
1-й прием - трость держат диагонально, Стержень трости держат ниже ручки тремя пальцами, как карандаш при письме (он зажат между большим и указательным пальцами и лежит на среднем) значительно ниже ручки. Наконечник трости - чуть ниже уровня 1-й ступеньки. При подъеме трость касается верхней части очередной ступеньки. Если наконечник трости не коснется следующей ступеньки, значит до конца подъема осталась одна ступенька.
2-й прием - трость держат также, но не перед собой, а сбоку, чтобы при подъеме наконечник трости легко постукивал по кромкам ступеней. При движении трость свободно висит в одном положении на одну ступеньку выше ног и ударяется о каждую следующую ступеньку, предупреждая о препятствии. Когда подъем закончится, то звука трости, сигнализирующего о следующей ступеньке, не будет.
Объяснение спуска с лестницы с использованием трости.
Подойдя к краю верхней ступеньки (может находить первую ступеньку, работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения), слепой измеряет тростью ширину и высоту ступеньки. Трость держат за стержень немного ниже ручки, как карандаш, так чтобы ее наконечник был чуть левее корпуса и на такое же расстояние ниже следующей ступеньки. При спуске на одну ступеньку, трость касается верхнего переднего края следующей ступеньки. При движении трость как бы скользит со ступеньки на ступеньку, при этом измеряется глубина, ширина и находится край следующей ступеньки, прежде чем шагнуть на нее, что способствует безопасности при спуске с лестницы. Спуск продолжается до тех пор, пока конец трости не коснется площадки. Это означает, что осталась 1 ступенька.
При нарушенном равновесии, спускаясь и поднимаясь по лестницам, слепой может держаться за перила, если таковые имеются, и ставить на каждую ступеньку поочередно обе ноги.
Как использовать трость в открытом пространстве.
Путь слепого по тротуару вдоль улицы могут пересекать проходы и проезды во дворы и к зданиям. Для обнаружения этих проходов незрячий должен пользоваться техникой маятника и может использовать следующие приемы:
1.Двигаясь по краю тротуара, тростью касается то поверхности тротуара, то грунта, травы, стены здания. Если за краем тротуара обнаружено изменение поверхности дороги, значит, следует остеречься пересекающего проезда.
2. Проходя по краю тротуара, наконечником трости легко касается бордюрного камня. В месте, пересекающего прохода бордюрного камня не бывает. Часто пересекающие проходы и проезды часто бывают ниже уровня тротуара, по этому признаку они легко обнаруживаются тростью или ногой (по небольшому уступу вниз). Пересекающие проходы и проезды можно использовать как осязательные ориентиры.
Для того чтобы найти продолжение бордюра необходимо остановиться в тот момент, когда трость не нашла бордюра (это - место поворота) и сделать в сторону бордюра более широкое движение тростью (описать широкую дугу), чтобы трость коснулась продолжения бордюра. Найдя в месте поворота продолжение бордюра, можно повернуть (если это необходимо) вслед за бордюром и продолжить путь. На хорошо изученных маршрутах, где не нужно внимательно следить за поверхностью дороги, но нужно искать повороты, разрывы в бордюре, удобнее пользоваться диагональной техникой.
3. Для определения своего положения на тротуаре незрячий должен описать большую дугу, скользя наконечником по поверхности тротуара до обнаружения его кромки. Пользуясь кромкой тротуара можно уточнить направление пути. Если граница тротуара нечетко выражена, а за ней сразу идет проезжая часть улицы, то определить границу тротуара можно приемом "скольжения".
Для отработки и закрепления навыков на территории школы подбирается простой маршрут, на котором можно поупражняться в поддержании прямолинейного направления по бордюру и без него и в прослеживании поворота. Перед прохождением маршрута дается словесное описание, в котором нужно указать:
- отправную и конечную точку маршрута;
- в какую сторону следует идти от отправной точки (прямо, вправо, влево);
- сколько приблизительно метров нужно пройти до поворота и указать, сколько раз до этого места прерывается бордюр (помогает правильно найти место поворота);
- в какую сторону повернуть;
- по каким ориентирам узнать конечную точку маршрута.
При прохождении маршрута тифлопедагог должен идти рядом с учащимся и оказывать ему помощь.
Правила и приемы работы с тростью при переходе через улицу.
Очень важно научить незрячего ребенка переходить улиц. Отрабатывать приемы перехода нужно на специально отобранных улицах. Подбираются улицы различных типов. Лучше начинать отработку приемов перехода на тихой улице вдали от перекрестка или подготовить на школьном дворе площадку на которой можно моделировать различные типы улиц и перекрестков. Важно отрабатать прием определения правильного исходного положения перед началом перехода: перед переходом улицы незрячий встает спиной к стене здания ( к забору, столбу) касаясь такого упора пятками, а затем начинает движение к бортовому камню, держа трость наклонно впереди себя, стараясь сохранить прямолинейное направление (на край бортового камня лучше не вставать).Затем необходимо выбрать момент перехода, незрячий вслушивается в звуки справа и слева, чтобы определить, не приближается ли транспорт.
Прием работы тростью во время перехода. В начале движения слепой поднимает трость горизонтально до уровня пояса (знак для водителей). Можно поднимать трость несколько раз (2-3 раза), для привлечения внимания водителей. Подождав после этого 5-6 сек. и определив, что не слышно приближающего транспорта, делает 3-4 шага вперед. Затем опускает наконечник трости и переходит улицу, используя технику маятника. Дойдя до противоположного тротуара, слепой проверяет тростью, нет ли на нем препятствий, и поднимается на него. Затем упражнение проделывается в обратном направлении (несколько раз). Для облегчения перехода можно подобрать такое место, где на противоположной стороне имеется слуховой ориентир (не громкий) . Во время перехода дороги нельзя останавливаться. Незрячий должен идти спокойно, глядя прямо перед собой, пока не достигнет противоположной стороны. При переходе через улицы он не должен смотреть ни направо, ни налево. Если он будет поворачивать лицо к источнику транспортного шума, то водитель может подумать, что перед ним зрячий человек и этот человек может пропустить движущийся транспорт.
Наиболее безопасные способы пересечения дороги:
1. Слегка наискосок влево или вправо от главной улицы.
2. Повернуть в боковую улицу, пройти 5-7 м вперед, затем пересечь ее под прямым углом, вернуться настолько же метров назад к главной улице и взять нужное направление вдоль главной улицы.
3. Для незрячего, у которого нарушен вестибулярный аппарат, или для тех, кто не может сохранять прямолинейное движение возможен другой прием- держа в вытянутой руке трость, слепой ставит ее на землю и подходит к ней пока трость не примет вертикальное положение. И так несколько раз в зависимости от ширины улицы. Этот прием обеспечивает переход через улицу с незначительным отклонением.
После перехода на практике нужно обязательно разобрать процесс перехода с учетом таких пунктов
1. Выбор места перехода (по звукам транспорта пересекающейся улицы, по заученным ориентирам, обращаясь за помощью к зрячим пешеходам).
2. Определение начала проезжей части (применяется прием "скольжения" для слежения за границами тротуара и ориентируясь на столб светофора).
3. Определение безопасного момента для перехода (ориентируясь на звуки транспорта (остановка транспорта или остановка движения транспорта на пересекающейся улице и начало движения на перпендикулярной) или обращаясь за помощью к зрячим).
4. Предупреждающий сигнал тростью перед переходом.
5. Переход до противоположного тротуара.
Практические упражнения по отработке умений можно проводить на улице, которая имеет прямую форму и небольшую интенсивность движения транспорта, первоначально без светофора. Сначала необходимо обследовать улицу для того, чтобы получить общее представление о ней: о ее протяженности, о ширине тротуара, о месте пересечения с другой улицей, о подъемах и спусках и т.п. При повторном обследовании необходимо обратить внимание ребенка на все ориентиры и препятствия. сообщить, что таковые бывают постоянные и временные). Напомнить и повторить приемы обнаружения препятствий.
После упражнения "переход улицы у перекрестка без светофора", отрабатываются упражнения в переходе улицы у перекрестков со светофором. (улица должна быть не широкой). Основные приемы перехода те же. Но здесь незрячему необходимо научиться определять смену сигналов светофора. Сигнал светофора определяется по звукам автомобилей. При включении зеленого сигнала машины справа и слева тормозят, об этом же сигнале свидетельствует холостой ход автомобилей. Шаги пешеходов подтверждают, что действительно включен зеленый свет и можно переходить улицу. В некоторых случаях, когда на переходе много людей, незрячий предупреждающий сигнал тростью не выполняет, т.к. при взмахе тростью можно задеть впереди стоящих людей. Количество людей определяется по голосам или если сепойл знает, что в этом месте обычно переходит большое количество людей. Тифлопедагог обращает внимание ребенка, что основные звуки, разрешающие переход улицу это звуки транспорта, а не звуки шагов другого человека (т.к. зрячие часто нарушают правила дорожного движения и могут переходить улицу на красный свет, а при приближении транспорта перебежать ее, незрячий же быстро среагировать на поведение зрячего не может и рискует своей жизнью). Когда слышны звуки двигателей, набирающие обороты, значит для автомобилей загорелся желтый свет. Звуки двигателя, набирающего мощность перед началом движения, и начало движения автомобилей означает, что для транспорта включен зеленый свет. Во втором и третьем случае переход категорически запрещен. У перекрестков со светофорами, как правило, более интенсивное движение транспорта, если интенсивность очень высокая, то самостоятельно переходить такую улицу незрячему опасно, и необходимо обращаться за помощью.
При переходе на звуковой сигнал светофора слепые стараются идти точно на звук и, часто сталкиваются со светофором. При переходе на таких перекрестках тщательно отрабатывается приме входа на тротуар: обязательно определить тростью конец дороги и, сделав одной ногой шаг на бровку, проверить тротуар перед собой, используя прием скольжения.
Если на улице, которую необходимо пересечь, есть подземный переход, то незрячий осуществляет переход только через него, даже если для этого необходимо пройти дополнительное расстояние, а затем по противоположной улице вернуться назад.
При переходе проездов во дворы и на территории предприятий незрячие должны быть внимательны и осторожны. Прежде, чем пройти через проезд, нужно послушать, не выезжает ли со двора автомобиль. Желательно поднять трость, для того, чтобы дать знак возможному водителю о том, что переходит незрячий.
Мы рассмотрели лишь оттдельные моменты, связанные с подбором трости незрячим человеком и его перемещении в пространстве, с использованием трости. Оттого насколько хорошо в школьном возрасте организованна работа по разъяснению необходимости применения трости, отработаны методы и приемы владения тростью в конкретных жизненных ситуациях зависит мобильность и безопастность незрячего человека в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Методика подбора и использования на уроках истории видеоматериалов (художественных и документальных)".
Выступление на МО....
Презентация обучающихся 10 класса по геометрии на тему "Движение в пространстве"
Данная работа содержит презентацию учеников 10 класса, выполненную самостоятельно в ходе изучения темы "Движение в пространстве"....
Движение в пространстве.
В презентации рассматривается центральная симметрия,осевая симметрия,зеркальная симметрия,параллельный перенос,преобразование подобия.Презентация состоит из 17 слайдов....
Значение белой трости для незрячего человека
С 15 октября по 15 ноября в России проводятся месячник инвалидов. Это презентация предназначена для классных часов в школах....
«Методика подбора и использование на уроках истории видеоматериалов (художественные и документальные)»
Чаще всего используемые в преподавании истории видеоматериалы имеют ряд очевидных особенностей: наличие авторского замысла у создателя кинофильма, телепередачи, сериала (своего рода тенденциозность); ...
Методика подбора средств баскетбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе
Методическая разработка для учителей физической культуры. В предлагаемой разработке программный материал по баскетболу с учетом требований обязательно минимума содержания образовани...
Методика подбора средств волейбола для уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
Методическая разработка для учителей физической культуры.Волейбол – как составная часть программы по физической культуре в школе является средством физического воспитания учащихся, развивающим т...