Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта
методическая разработка

Кайгородов Евгений Александрович

           Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью. Тема выбрана не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем. Каждый из нас, в условиях программного марафона, ищет и находит свои пути к каждому ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не разрушая при этом внутренний мир, а, сохраняя в школьнике неповторимую личность, данную от бога и родителей индивидуальность. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Тестовая форма проверки знаний и умений, пережившая в 60-е г.г.период наивысшего расцвета в рамках концепции программированного обучения, сейчас снова привлекает к себе внимание учителей в связи с осуществляемой компьютеризацией обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      Кайгородов Евгений Александрович,                            

                                                                             учитель информатики.

Обобщение педагогического опыта

по теме

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки.

ИПМ -1

Актуальность темы.

                                                                                     Знание только тогда становится знанием,

 когда оно приобретено усилиями своей мысли,

                                  а не памятью.                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                  Л.Н.Толстой.

         Обучение – сложный процесс, он предполагает, прежде всего, деятельность учителя и деятельность учащихся. Необходимым условием успешности обучения является активность учащегося, которая реализуется через его деятельность. Как бы ни старался учитель, если ученики не работают, не трудятся – процесса познания нет. Задача учителя – научиться приемам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, выработать у них навыки, привычки и любовь к учебному труду.

         Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый. Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы.  Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места их проведения.

           Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью. Тема выбрана не случайно. Она не потеряла своей актуальности и остроты сегодня. Её практическая значимость доказана и выверена временем. Каждый из нас, в условиях программного марафона, ищет и находит свои пути к каждому ученику, развивает задатки ребят, способствуя раскрытию их талантов, не разрушая при этом внутренний мир, а, сохраняя в школьнике неповторимую личность, данную от бога и родителей индивидуальность. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Тестовая форма проверки знаний и умений, пережившая в 60-е г.г.период наивысшего расцвета в рамках концепции программированного обучения, сейчас снова привлекает к себе внимание учителей в связи с осуществляемой компьютеризацией обучения. В связи с этим, тестовые задания при изучении информатики являются неотъемлемым условием повышения уровня знаний учащихся, их интеллекта, формированию определённых умений и навыков, являются связующим звеном между теорией и практикой. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и технологиях обучения (как линейные, так и нелинейные). К нелинейным технологиям обучения относится тестирование. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек  

 Работая над этой темой, я выяснил,  что применение  тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому. В настоящее время в нашу жизнь широко внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось такой области, где бы они ни применялись. Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Учебный процесс направлен на развитие мышления и воображения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся

ИПМ-2

Теоретическое обоснование опыта

Сущность опыта

Формирование самостоятельной деятельности школьников посредством включения особого вида учебных заданий – самостоятельных, тестовых работ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеклассной предметной деятельности.

Условия формирования опыта

Реализация педагогического опыта возможна при обеспечении следующих условий:                  

  • Создание условий, связанных  с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в решении учебных задач;
  • Создание условий, необходимых для формирования информационных компетенций и их целенаправленное и системное развитие; обеспечивающие полноценное умственное развитие детей,
  • формулировка и осознание учителем ведущих качеств личности ученика, необходимых для формирования ключевых компетенций, и их целенаправленное и системное развитие.

Теоретическая база опыта

Под самостоятельной работой понимают особую форму организационной учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно, выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (И.Ф.Харламов).

Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Самостоятельная работа помогает развить такие способности учащихся как воля, т. е. умение употребить освоенные способы организации мышления и деятельности в практическом действии; рефлективность – как способность критически оценивать свои действия и переорганизовывать их при необходимости; гибкость – как восприимчивость к многообразию и способность действовать в меняющихся обстоятельствах. В процессе этой работы учащиеся осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют ранее изученное. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. В центре - мысль, а язык- средство выражения мысли.

       Толчком для начала самостоятельной работы, как акта мыследеятельности, в идеале должна быть проблема, проблематизация. В данном случае – осознание отсутствия или недостатка необходимых средств для решения задачи. Учащийся сам определяет и анализирует средства для выполнения задания, осуществляет самоконтроль и оценивает результаты своей деятельности.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

  • Дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий
  • Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы
  • Постепенное отдаление учителя и занятия им позиции пассивного наблюдателя за процессом
  • Переход от контроля учителя к самоконтролю.

  Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование творческого характера, умения применять в усложнённой ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент. В качестве такого компонента выделяют познавательную самостоятельность, которая является интегральным показателем развития ребёнка в целом, что позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

Самостоятельная работа эффективна, если соблюдаются необходимые условия:

  • наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы;
  • разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию;
  • соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
  • последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся;
  • чёткое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем и самооценкой;
  • стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
  • разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

          Тестовая форма проверки знаний и умений, пережившая в 60-е г.г.период наивысшего расцвета в рамках концепции программированного обучения, сейчас снова привлекает к себе внимание учителей в связи с осуществляемой компьютеризацией обучения. В связи с этим, тестовые задания при изучении информатики являются неотъемлемым условием повышения уровня знаний учащихся, их интеллекта, формированию определённых умений и навыков, являются связующим звеном между теорией и практикой. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и технологиях обучения (как линейные, так и нелинейные). К нелинейным технологиям обучения относится тестирование. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.

          По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки учителем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим. Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов. Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

          Разработка тестовых заданий, конструирование тестов – сложный процесс, требующий высоко профессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, стандартизированность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность.

Валидность тестов отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.

Валидность разработанного теста проверяется на основе сравнения результатов его использования с результатами проверки уровня обученности протестированных школьников другими методами (устный опрос, самостоятельная или контрольная работа), сопоставление этих результатов с текущей успеваемостью учащихся. Требованиям валидности должна отвечать вся проверочная работа в целом, важна полнота охвата заданиями проверяемого учебного материала.

Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.

Стандартизированность – единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.

Надежность теста – это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:

  • строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
  • простота – каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
  • однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

  • информационные навыки (узнает, вспоминает),
  • понимание (объясняет, показывает),
  • применение (демонстрирует),
  • анализ (обдумывает, обсуждает),
  • синтез (комбинирует, моделирует),
  • сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Новизна опыта

Описана система работы учителя информатики над формированием самостоятельной деятельности школьников посредством включения особого вида учебных заданий – самостоятельных, тестовых работ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеклассной предметной деятельности.

        Результативность опыта

1.Положительная динамика результатов качества обучения по предмету.

      2.Повышение мотивации к изучению информатики, самостоятельного приобретения знаний.

3.Использование учащимися разнообразных информационных источников, компьютерных
словарей и энциклопедий при подготовке домашних заданий, творческих работ.

4. Увеличение количества учащихся в научно – практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, их результативность.

Возможность внедрения

Опыт может быть использован учителями,  как при проведении уроков, так и при организации внеклассной работы.

ипм-з

Особенности отбора содержания образования

          Изучая по различным источникам последние достижения педагогической науки и практики, я  отбираю для себя наиболее ценное и значимое, способствующее реализации главной цели образования – формированию  готовности ученика к саморазвитию.  В своей педагогической деятельности использую образовательные технологии, которые служат развитию познавательного интереса, дают возможность иллюстративного, наглядного представления материала, позволяют наиболее  эффективно организовать проверку знаний, способствуют реализации индивидуализации и дифференциации обучения. На уроках использую  мультимедийные издания и презентации. Используя в своей педагогической деятельности нетрадиционные формы уроков     ( урок - игра, урок - пресс-конференция и т.д.), развиваю у учащихся уверенность в своих силах, ощущения того, что они могут справиться с решением любой задачи, предоставляет ребёнку право искать себя как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С целью подготовки учащихся к итоговой аттестации по  информатике я  разработал  контрольно – измерительные материалы, диагностико-тренировочные тесты для систематизации знаний учащихся ( см. в приложении).             

        Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать, обобщать, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного  материала. Исходя из этого, я разрабатываю разнообразные виды самостоятельных работ: тесты, разноуровневые задания, которые способствуют совершенствованию знаний, умений, навыков по темам курса. Для учащихся 9 –х классов разработал следующие тематические проверочные работы: Построение алгоритма, Задачи для реализации на изученном языке программирования; Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом; Создание и редактирование текстовых документов; Создание графических изображений средствами графического редактора; Создание баз данных; Работа с электронной таблицей; Создание мультимедийной презентации; Поиск информации в Интернете с применением языка запроса.  

            Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. Для установления обратной связи закрепления, повторения, систематизации и контроля знаний учащихся рекомендуются тесты следующих типов:

  • Типы тестовых заданий по блоку "знания":

альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет");

вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);

вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

  • Типы тестовых заданий по блоку "навыки" (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):

задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);

выполнение определенных действий.

  • Типы тестовых заданий по блоку "умения":

задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);

выполнение определенных действий.

Тесты позволяют:

  • эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
  • качественно оценить знания учащихся;
  • освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
  • повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
  • в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
  • вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
  • применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
  • повышение мотивационной стороны обучения,
  • использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
  • большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),

возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).

           Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости. Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются неоцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.

         Существует множество готовых программ, предназначенных для тестового контроля знаний учащихся. Я использую  программу MyTest.  Она может применяться не только при контроле знаний по информатике, но и по различным другим дисциплинам. Программа может использоваться на различных этапах урока и на разных уровнях обучения: при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний. MyTest это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа MyTest работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Модуль тестирования (MyTestStudent) является "плеером тестов". Он позволяет открыть или получить по сети файл тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе. Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое. Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде. В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы... Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. В обучающем режиме тестируемому выводятся сообщения об его ошибках, может быть показано вступление и объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы у тестируемого отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. В монопольном режиме окно программы занимает весь экран и его невозможно свернуть. Параметры тестирования, задания, звуки и изображения к заданиям для каждого отдельного теста - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат. При невозможности провести компьютерное тестирование из электронного теста можно быстро сформировать и распечатать "бумажный" тест. (Наиболее полная и актуальная справочная информация расположена на сайте программы http://mytest.klyaksa.net )

           Эффективность применения этих методов доказана на практике результативностью участия школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня, высокими стабильными результатами обучения по предмету: 2008 -2009 уч.г.: общ. усп-ть 100%, кач. усп-ть 92%

                                          2009- 2010 уч.г: общ. усп-ть 100%, кач. усп-ть 83%.

ИПМ-4 Формы уроков с использованием самостоятельной деятельности учащихся.

           Информатика является наиболее благоприятной сферой для интеграции предметов. Она позволяет консолидировать работу с различными видами информации, выявлять их взаимное проникновение. В связи с этим, на своих уроках  знакомлю ребят с научно-популярной и исторической литературой по теме, приводя яркие факты, давая краткую аннотацию, показывая образцы достижений мировой культуры, науки и техники. Это позволяет учащимся в непринужденной форме получать и применять знания и умения.  Используя групповые исследовательские методы обучения, создавая ситуацию успеха, мои ученики самостоятельно подбирают и готовят разнообразный дополнительный материал к урокам. Например: Дисковая операционная система VS – DOS; Графический редактор  Paint;  Microsoft Acceess. Базы данных. Создание таблиц и связей                  ( см. в приложении). Создаю свои дидактические материалы: тестовые задания по разделам курса                           ( Компьютерные сети, 8 класс; итоговая тестовая работа, 4 класс;  и т.д. Накопил дидактический материал в виде раздаточного материала, мультимедийных презентаций, электронных тестов, который можно применять на уроках информатики ( см.в приложении).  При объяснении нового материала использую блочное изложение темы, особое внимание уделяю работе со схемами, текстами учебников, таблицами.  Например, для лучшего усвоения предлагаемого материала всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного или его нестандартное, непривычное применение. Например, после изучения способов обработки текстовой информации на компьютере объясняю, как эти знания могут быть использованы для арифметических задач (арифметические операции с «очень большими» числами). Попутно учащиеся расширяют свой кругозор в области математики (функции нескольких переменных, бином Ньютона, методы приближенных решений уравнений и др.), физики (осуществление логических операций в электронных схемах, принцип действия и устройство кинескопа), лингвистики (кодирование и декодирование информации, частотный анализ), тренируются в области логики высказываний.

Использование компьютера при формировании компетенции

 самостоятельного поиска информации учащимися.

№п/п

                Тип урока

Деятельность учащихся

Урок изучения нового материала

  • урок использования компьютерных моделей в демонстрационном варианте

        

  • найти информацию в Интернете по конкретной теме
  • составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации, поэтапное их объяснение,
  • указать практическое применение модели,
  • изучить конспект по электронному учебнику и сопоставить с соответствующим материалом учебника,
  • сделать обобщение, вывод.

Урок практикум

  • изучить конспект работы по электронному учебнику,
  • попытаться самому наметить путь выполнения работы,
  • выполнить работу согласно плана, предложенному учителем,
  • проверить результата на реальность,
  • ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,
  • делать соответствующее обобщение

Урок обобщения и систематизации знаний.

  • презентация
  • защита проектов
  • подобрать материал на заданную тему в Интернете,
  • создать мини проект.

 Всю эту работу можно делать, индивидуально, парами или маленькими группами

Урок контроля ЗУН

  • компьютерное тестирование (итоговое или промежуточное)
  • тестирование индивидуальное, выборочное;
  • индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что при систематическом использовании вышеперечисленных видов работ общеучебные умения будут формироваться от класса к классу, последовательно, целенаправленно, а значит успешно. В своей педагогической деятельности создаю условия для получения  учащимися старших классов базовых знаний по информатике, готовлю их к практической деятельности в  условиях широкого использования информационных технологий; повышаю  интерес к предмету, формирую неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Формирую у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ как Microsoft Office, так и OpenOffiсe.

       На школьном методическом объединении  учителей информатики выступаю  с докладами по темам « Условия эффективности формирования ИКТ – компетентности школьников», « Плюсы и минусы при работе с электронными учебника.  Активно применяю  информационно – коммуникационные технологии. Эффективность применения этих методов доказана на практике результативностью участия школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня, хорошими  стабильными результатами.

ИПМ-5 Организация внеклассных занятий

посредством самостоятельной деятельности учащихся.

          Мой подход к организации творческой деятельности учащихся средствами ИКТ, ориентированный на человека, отводит важнейшую роль формированию самостоятельности и ответственности, эмоционально-ценностного отношения к миру и становлению информационно-грамотного и творчески-деятельного выпускника школы, способного к активной деятельности в обществе. Стабильных положительных результатов добиваюсь, используя приемы и методы стимулирования деятельности учащихся, повышения мотивации и интереса к предмету; показываю важность изучаемого предмета в условиях информационного общества. Создаю условия для самообразования учащихся, формирую у них умения и навыки самостоятельной работы по предмету, повышая интерес к информатике. С учетом индивидуальных способностей  большую работу веду  по подготовке учащихся к научно- практическим конференциям, творческим конкурсам, олимпиадам 

        Вовлекаю своих учеников в различные виды творческой деятельности. Мои ученики участники Всероссийского конкурса « Новогодняя открытка», Всероссийского  конкурса « Инфознайка», районного  смотр – конкурса детского технического творчества « Что могут мальчишки?». Учащиеся создают презентации, являются участниками научно- практических конференций, олимпиад.

Таким образом, все изложенное дает ясное представление о том, что описанная в данном разделе внеклассная работа, ориентирована на развитие информационных компетенций учащихся.

Заключение

              Реализация содержания курса, целей и задач обучения информатике, использование эффективных форм, методов, приемов обучения способствует прочному усвоению учебного материала, что подтверждается результатами качества успеваемости. Я прогнозирует результаты своей педагогической деятельности. С этой целью провожу диагностику качества обучения школьников по предмету, мониторинг степени обученности и сформированности умений и навыков учащихся, отслеживаю динамику развития способностей учащихся. Эти данные помогают своевременно скорректировать учебные программы, тематическое планирование, спрогнозировать итоги обучения и воспитания, наметить пути дальнейшего развития учащихся. Описанные выше виды самостоятельных работ выполняются учащимися на уроке под руководством учителя. При этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность. Каждый ребёнок одарён природной способностью творить, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент. В качестве такого компонента выделяют познавательную самостоятельность, которая является интегральным показателем развития ребёнка в целом, что позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях. Особое значение должно придаваться освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей учащихся, формированию навыка самостоятельно учится, работать с различными источниками информации, рационально организовывать свое рабочее время. Практический опыт показывает:

  • Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  • Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  • При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  • С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

В предлагаемой методической разработке дано описание технологии организации самостоятельной деятельности учащихся и рассмотрен один из вариантов ее использования на уроках информатики и ИКТ по те...

Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики

Методическая разработка по теме "Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики"...