Формы диссеминации педагогического опыта в рамках региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности
статья

Статья посвящена различным формам распространения пдагогического опыта участников региональной инновационной площадки по формированию культуры экологической безопасности, реализуемой на базе Волжского политехнического техникума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шаповалова Эльвира Анатольевна, методист, преподаватель

ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум»

 г. Волжский, Волгоградская область

ФОРМЫ ДИССЕМИНАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Инновационный проект «Формирование культуры экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона» реализуется на базе ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум» уже несколько лет. Целью его является повышение уровня культуры экологической безопасности будущих специалистов СПО для успешного осуществления ими профессиональной деятельности с позиции рационального природопользования и охраны окружающей среды с учетом экологических особенностей региона и приоритетных направлений социально-экономического развития Волгоградской области.

Одна из основных задач РИП - разработка теоретической модели формирования культуры экологической безопасности студентов, которая предполагает создание соответствующей педагогической модели и соответствующей ей технологии формирования культуры экологической безопасности студентов. На сегодняшний день апробирована методика оценки сформированности культуры экологической безопасности студентов до начала внедрения вышеназванной  модели. Педагогический коллектив техникума осуществляет разработку теоретической модели формирования культуры экологической безопасности студентов. Актуальность проекта не только не утрачивается, но и возрастает, в особенности потому, что 2017 год был объявлен Годом экологии в России.

Особую важность в контексте разработки модели формирования культуры экологической безопасности студентов приобретает распространение опыта работы наших педагогов как комплекса мероприятий, достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Распространение опыта педагогами техникума проводится в различных формах: устной, практической, печатной и др.

Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте, как это делают преподаватели на заседаниях предметно-цикловых комиссий, в рамках семинара для преподавателей по инновационной деятельности «Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность инновационной деятельности преподавателей в контексте внедрения ФГОС СПО по наиболее востребованным специальностям (ТОП-50)», ежегодной научно-практической конференции педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося в процессе формирования культуры экологической безопасности».

Практическая форма представления опыта – это демонстрация опыта через:

- проведение открытых учебных занятий разнообразной тематики и предметной направленности (примерные темы: «Оптические методы исследования загрязнения окружающей среды», «Контроль качества окружающей среды», «Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае» и др.),

- внеклассные мероприятия (по темам «Экологический вестник», «Посвящение в экологи», Конференция по производственной практике для студентов 4 курса специальности 20.02.01, «В защиту Земли, «День Земли», «День Воды», «День птиц» и др.),

- проведение предметных недель и недель специальности,

- организацию и проведение мастер–классов (темы: «Система работ по формированию экологической грамотности населения», «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов как вида деятельностных технологий в подготовке специалистов среднего звена», «Организация проектно-исследовательской деятельности студентов при реализации профессионального и общепрофессионального циклов обучения», «Оценка эффективности профессиональной деятельности педагогических работников в рамках внедрения эффективного контракта с педагогом», «Использование игровых технологий с целью активизации познавательной деятельности студентов») в рамках организации деятельности стажировочных площадок кафедры теории и методики среднего профессионального образования ГАУ ДПО «ВГАПО» на базе техникума и т. д.

Опыт педагога может быть описан в публикациях по результатам инновационной деятельности в различных изданиях, а также на интернет-сайтах. Одним из подобных изданий является сборник материалов Всероссийского форума «Проблемы формирования экологической безопасности населения как фактор повышения инновационного потенциала региона», ежегодно проводимого на базе ГБ ПОУ «Волжский политехнический техникум».

Необходимо отметить результативность реализуемых форм диссеминации педагогического опыта преподавателей в рамках деятельности региональной инновационной площадки на базе техникума, которая заключается в следующем:  

- представление и распространение эффективного педагогического опыта в области экологического образования и просвещения;

- эффективный поиск педагогических идей по обновлению содержания, внедрению педагогических технологий в практику экологического образования и воспитания;

- демонстрация практических результатов и достижений научно-исследовательской и проектной деятельности всех субъектов образовательного процесса в их взаимосвязи с экологической проблематикой;

- продуктивный обмен опытом организации научно-практической и учебно-исследовательской и проектной деятельности различных образовательных организаций; 

- установление новых контактов для сотрудничества в области инновационной деятельности с образовательными организациями не только города и региона, но и России;

- формирование сознания и экологической культуры молодежи в условиях реализации ФГОС СПО, коммуникативной компетентности, воспитание творческой личности.

Особое значение эффективная деятельность всего коллектива техникума по разработке теоретической модели формирования культуры экологической безопасности студентов приобретает в связи с интеграцией внутри образовательного учреждения после реорганизации государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Волжский политехнический техникум» в форме присоединения к нему пяти профессиональных образовательных организаций. В данном случает происходит расширение сферы деятельности инновационного проекта «Формирование культуры экологической безопасности студентов как средство повышения инновационного потенциала региона».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки

Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки  по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...