Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка

Виноградова Галина Владимировна

Методика развития и выявления способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tabl_9.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности показаны в таблице.

Основные моменты: выявление и развитие.

Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся.

Развитие способностей: проведение факультативных курсов «Занимательная математика с элементами логики», «Занимательные игры». Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- диагностики познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использования методики Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации

школьников;

- учета желаний родителей;

- наблюдения за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

- использования методики «Репка»,

позволяющей определить изменения

в личности учащегося

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применения индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных особенностей детей;

- создания условий включения в активную

познавательную деятельность учащихся;

- включения в образовательный процесс

выше перечисленных образовательных

технологий;

- проведения родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формирования навыков

исследовательской, проектной

деятельности через участие в конкурсах,

олимпиадах, НПК

Для определения способности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Математика»;

- выявление творческих способностей через

анализ результативной деятельности

учащегося

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня.

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся

факультативные курсы «Занимательная математика с элементами

логики», «Юный исследователь». Проведение интеллектуальных игр.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года.

Педагогическое наблюдение с помощью

методик мозгового штурма, игровые

методики, КТД

Участие в Международных и

Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель.

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

группе

Результаты анкетирования «Удовлетворенность родителями учащихся

преподаванием предмета «Математика»

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в

формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно администрацией

школы проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности

уровнем преподавания. В таблице приведены результаты опроса родителей

Степень удовлетворенности

уровнем преподавания математики родителями учащихся

Вопросы

Количество положительных ответов

2016-17

2017-18

2018-19

Общее количество опрощенных

родителей

40

36

48

Удовлетворены ли вы уровнем

преподавания математики в

классе вашего ребенка?

89%

93%

 98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

89%

 92%

 95%

Как вы думаете, предмет

математика является важным в

образовании вашего ребенка?

92%

94%

96%

Важно ли изучение математики

для будущего вашего ребенка?

90%

92%

 93%

Из таблицы видно, что, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост

интереса к изучению математики со стороны учащихся. Уважительное отношение

родителей к предмету также свидетельствует о высокой степени удовлетворенности родителями уровнем преподавания предмета, что безусловно влияет на развитие мотивации учащихся.

Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет

определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание вшколе и дома

3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три

последних года обучения.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.

Обработка полученных данных.

Полученные результаты систематизирую с помощью следующей таблицы (фрагмент таблицы)

Фамилия, имя учащегося

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

Выдержка, терпение

Ученик 1

+

+

+

+

Ученик 2

-

-

+

+

Ученик 3

+

+

-

-

Мониторинг оценки качеств личности учащихся 7 класса за три последних года по методике «Репка» (по количеству учащихся)

Качество

2016-2017 г

2017-2018 г

2018-2019 г

физическая сила и выносливость

5

6

7

умственная работоспособность

4

6

6

сила воли

4

5

7

выдержка, терпение, упорство

5

6

6

ум, сообразительность

3

4

5

память

4

6

6

объем знаний

5

6

7

внимание и наблюдательность

5

7

7

критичность и доказательность мышления

3

4

4

целеустремленность

3

5

7

умение планировать работу

3

4

6

умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

3

5

7

умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

4

6

7

чуткость и отзывчивость к людям

4

5

5

 умение работать вместе с товарищами

5

6

6

умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

4

6

6

Выводы: По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данная методика позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной. Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал:

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается

Результаты анкетирования учащихся 11 класса «Интерес к предмету «Математика» на протяжении 5 лет» (2015-2019 г)

Объектом исследования были учащиеся 11 класса, которые являлись выпускниками в 2019 году

Анкетирование проводилось на протяжении пяти лет. Наблюдается положительная динамика интереса к предмету, роста мотивации к изучению математики. Падение интереса к математике в 7  классе вполне закономерно и объективно. Изучение новых разделов математики: алгебры и геометрии на начальном этапе тяжело воспринимается учениками, что приводит к снижению оценок. По мнению психологов, мотивация оценки в этом возрасте очень существенна.

Виды упражнений из факультативного курса «Занимательная математика с

элементами логики» для 5 класса»

Упражнения для тренировки памяти

1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах

ряда:

-Глобус, бутон, клуб, баул.

- Барбос, краски, снег, полюс.

- Крем, свирель, бездна, свет.

- Крик, миска, лиса, парик.

2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее

определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению напишите исходное слово.

3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,

Тортилла, Пятачок.

4.Письменно ответить на вопросы:

- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)

- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино, Пиноккио)

- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)

- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,

Буратино, Тортилла, А.Толстой)

- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)

Упражнения для тренировки внимания

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ? 4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?   33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее число.

5, 10, 15, 20, ...

11, 101, 1001, 10001, ...

3, 13, 23, 33, ...

9,18, 27, 36, 45 ...?

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?

Упражнения для проверки способности слушать

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

Вам надо было зайти в комнату 235.

Вам предложили спуститься на третий этаж.

Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления

1. Как из трех спичек сделать одиннадцать?

2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не

останется?

3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять?

4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь?

5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего

он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал?

6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник

с прямым углом.

7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как

это сделали?

8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50?

9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.

10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,

от какого замка каждый ключ?

11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.

12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко?

12. Что лишнее?

а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.

б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.

Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.

13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)

14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,

чтобы равенства были верны.

1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4): 5 = 4)

1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)

1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)

Упражнения для развития интеллекта

Быстро ответить на вопросы:

1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту

пословицу? (Ластик)

2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка)

3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа)

Помни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки")

Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)

Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

4. Какого цвета середина у светофора? (Желтого цвета)

5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец)

6. Сколько штук в дюжине?(12)

7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?

(Кроссворд)

8. Что украла Клара у Карла? (Кларнет)

Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создавать среду, которая способствует развитию детей.

Организация внеурочной деятельности

Неотъемлемая часть образовательного процесса является  деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Благодаря внеурочной деятельности наблюдаю снижение учебной нагрузки обучающихся, обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе, улучшение условий его развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме того такая деятельность имеет большое воспитательное значение.  Внеурочные занятия с учащимися приносят мне большую пользу. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков.

Учитывая возможности, запросы и интересы своих учеников провожу математические игры «Всезнайка», которые способствуют более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, повышению познавательного интереса, углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привитию вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации

Активная работа по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности проводится мной.

В 2016 – 2017 учебном году основным направлением в воспитательной деятельности была профессиональная ориентация учащихся. В ходе работы проводились классные часы, родительские собрания, беседы с психологом по данной тематике. 

 

В 2017 – 2018 учебном году основной задачей воспитательной работы стало создание условий для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В ходе совместной работы со школьным психологом проводились различные диагностики, анкетирования (учащихся и родителей), различные мероприятия.

В 2018– 2019 учебном году основным направлением в работе стала диагностика и преодоление подростковой агрессии. Проводится совместная работа со школьным психологом, социальным педагогом и родителями. Были проведены ряд диагностик для выявления агрессивности, классные часы для ознакомления учащихся с видами, признаками, причинами агрессии и методами борьбы с ними.

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.

Социальная активность  моих учащихся реализовывается через участие в различных акциях, проектах социального характера.  У учащихся появляется реальная возможность проявить себя, найти признание в глазах сверстников, развиваются активная жизненная и гражданская позиция, ответственность, активность, коммуникабельность. Считаю, что привлечение школьников к социально значимой деятельности имеет исключительно положительные результаты. 

Доля обучающихся вовлеченных в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты, составляет 50 – 70%.

Систематически ведется работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся. Данная работа реализовывается через участие детей в различных творческих конкурсах, школьных мероприятиях, физкультурно-спортивных соревнованиях. 

Наличие проектов научной и творческой направленности,

реализованных с обучающимися

Обучающиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. Результатами проектной деятельности чаще всего являются презентации, но также учащиеся выполняют плакаты, стенгазеты, коллажи и буклеты.  В 2017 году результатом исследовательской деятельности стало участие в научно – практической конференции "Шаг в будущее. Юниор", в 2018 г. в муниципальном конкурсе детских проектов "Профессия моей бабушки".

Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров и выставок творческих работ

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. 

Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного  уровней проводится в течение всего учебного года. 

За время обучения обучающиеся добились хороших результатов, о чем  свидетельствуют  призовые места за участие в международных, всероссийских, областных,  муниципальных и школьных конкурсах и олимпиадах.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...