Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
статья

Васильева Елена Викторовна

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению и т. д.

Главная причина снижения мотивации учения заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности, мотивов, действий самоконтроля и самооценки.

Анализ причин, приводящих к отсутствию учебной мотивации у учащихся-осужденных, позволил сделать вывод, что главными из них являются следующие:

  • несформированность мотивов учебной деятельности;
  • низкий уровень познавательных интересов к учебным предметам;
  • отсутствие осознания статусности получения образования;
  • большие перерывы в учебе.

Возникла необходимость создания системы методов работы по повышению мотивации учащихся при обучении математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «В(С)Ш № 9»

Выступление на педагогическом совете по теме

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Васильева Елена Викторовна

Январь, 2020г.

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования в течение всей жизни.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания разных его форм и методов работы, деятельностного подхода к учению и т. д.

Главная причина снижения мотивации учения заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности, мотивов, действий самоконтроля и самооценки.

Анализ причин, приводящих к отсутствию учебной мотивации у учащихся-осужденных, позволил сделать вывод, что главными из них являются следующие:

  • несформированность мотивов учебной деятельности;
  • низкий уровень познавательных интересов к учебным предметам;
  • отсутствие осознания статусности получения образования;
  • большие перерывы в учебе.

Все это делает проблематичным выполнение важнейших задач модернизации Российского образования, направленных на формирование у учащихся гражданской ответственности, правового самосознания, самостоятельности, способности к успешной ресоциализации в обществе и адаптации на рынке труда.

Возникла необходимость создания системы методов работы по повышению мотивации учащихся при обучении математике.

В процессе работы по данной теме я выделила 3 приоритетных направления формирования мотивации учащихся:

1) обучение;

2)внеучебная деятельность учащихся;

3)индивидуальная работа с учащимися;

1.В обучении большое значение придаю:

1)отбору содержания учебного материала (мотивации содержанием);

2)организации процесса учения, поиску важнейших путей побуждения учащихся к познавательной учебной деятельности (мотивации процессом).

1.Отбор содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, производился таким образом, чтобы он способствовал появлению и укреплению познавательных интересов. С этой целью:

1.1. Знакомлю учащихся с новыми данными, показывающими современный уровень науки и перспективы ее движения.

1.2.Раскрываю историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности).

К этой работе привлекаю учащихся, которые готовят небольшие сообщения к уроку. Весь необходимый для этого материал учащиеся находят в кабинете математики, работая с дополнительной литературой.

1.3.Даю обоснование практической значимости излагаемого материала, раскрывала возможности применения его в последующей трудовой деятельности, в повседневной жизни.

Так, например, при решении текстовых задач на проценты (подготовка к ГИА) предлагаю учащимся рассчитать доход семьи, процент денег, которые тратятся на продукты, оплату коммунальных услуг.

Пример задач:

1). Из 25500 было удержано в качестве подоходного налога 3315 рублей. Какой процент от заработной суммы составляет подоходный налог?

2). Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

3). Семья Ивановых ежемесячно вносит плату за коммунальные услуги, телефон и электричество. Если бы коммунальные услуги подорожали на 50%, то общая сумма платежа увеличилась бы на 35%. Если бы электричество подорожало на 50%, то общая сумма платежа увеличилась бы на 10%. Какой процент от общей суммы платежа приходится на телефон?

4). В интернет-магазине можно заказать товар с доставкой на дом, при этом стоимость доставки составляет 7% от стоимости заказа. Иван Иванович оформил заказ на сумму 1350 рублей. Какова будет стоимость доставки этого заказа?

6). Молодая семья взяла ипотечный кредит на сумму 500000500000 рублей. Кредитная процентная ставка — 10\%10% годовых от первоначальной суммы кредита. Это значит, что за каждый год до момента полного возврата денег (суммы кредита и процентов по нему) нужно выплачивать 10\%10% от первоначальной суммы кредита. Семья рассчитывает, делая одинаковые ежемесячные платежи, погасить задолженность (сумма кредита и проценты по ней) ровно через 55 лет. Какова будет переплата по кредиту? 

Решение таких задач находит эмоциональный отклик со стороны учащихся.

1.4.Возникновению интереса способствует и оптимальное соотношение известного и неизвестного: новое должно дополнять, развивать или противоречить старому. Поэтому при объяснении нового материала оставляю некоторое пространство для мысли - даю учащимся возможность соучастия в познании нового.

Например, измеряя длину окружности какого-либо цилиндрического предмета, учащиеся делят длину на диаметр. Анализируя полученные результаты, приходят к выводу, что частное длины окружности и ее диаметра – это одно и то же число. Затем знакомятся с историей числа π.

1.5.При отборе учебного материала особое значение придаю внутри предметным и межпредметным связям.

Например, в 10 классе при изучении темы «Параллелепипед» предлагаю несколько задач практического содержания:

1). Сколько потребуется подарочной упаковки, чтобы оклеить картонную коробку размерами 0.8м, 0.6 м, 0,5 м ?

2). Деревянную конструкцию, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда с размерами 2м, 3м, 2 м требуется укрепить 2 железными планками, представляющими из себя диагонали параллелепипеда. Найти длину планки.

3). Для ремонта подсобного помещения (без окон) размерами 4м, 6м и высотой 3 м потребуется побелить потолок, покрасить стены эмалью, покрасить пол краской. Сколько потребуется перечисленного материала для ремонта , если его расход составляет: побелка - 100 г/кв.м, эмаль - 50 г/кв.м, краска для пола - 80 г/кв.м (размерами дверного проёма пренебречь).

4). Сколько керамической плитки (25см*40 см) надо купить для ремонта стен ванной комнаты размерами 2.6 м, 2 м, 2.7 м?

5). Для украшения помещения натягивают гирлянды (представляющие из себя диагонали параллелепипеда) до половины высоты стены. Найти длину гирлянды, если размеры помещения 6м, 8 м и высота 4 м.

Предлагаемее задачи позволяют решить практическую ситуацию, знакомую каждому.

1.6.В процессе работы в обозначенном аспекте заметила, что содержание учебного материала должно быть вполне доступным для учащихся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и требовать от ребят работы по его осмыслению и усвоению. Тогда он будет удовлетворять потребностям учащихся в постоянном развитии памяти, мышления, воображения.

Например, в 9 классе при изучении темы «Геометрическая прогрессия» предлагаю выступить в роли банкиров – одни банкиры каждый день в течение месяца начисляют другим по 100 тыс. рублей, а другие – в первый день – 1 коп., во второй – 2 коп., в третий – 4 коп. и т.д. На вопрос «Кто в выигрыше?» ученики, как правило, отвечают «Второй банкир». Далее, изучаем формулу суммы геометрической прогрессии и доказываем обратное. Затем рассказывается легенда о шахматах.

2.Большое значение в системе работы по формированию мотивации учения придаю организации учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, какова ее структура, во многом зависит результат обучения.

С целью выработки у учащихся позитивного отношения к учению работу строю поэтапно, что способствует формированию положительной мотивации учащихся.

На первом – мотивационном этапе включаю следующие учебные действия:

  • создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;
  • формулировку основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации (цели деятельности на данном уроке);
  • самоконтроль и самооценку предстоящей деятельности.

На втором, самом длительном по времени - операционально-познавательном этапе - помогаю учащимся усвоить тему, овладеть учебными действиями и операциями.

Особое значение придаю созданию у учащихся положительных эмоций, подкрепляющих учебную деятельность и способствующих в конечном счете достижению конкретных результатов.

С этой целью по каждой теме намечаю:

1.Систему усложняющихся заданий, требующих овладения более совершенными познавательными умениями.

2.Систему задач, способствующих развитию сообразительности, приобретению умений в определении наиболее целесообразных способов решения.

3.Комплекс задач, требующих применения в повседневной жизни.

4.Систему заданий, позволяющих использовать знания в других предметных областях, показывая теоретическую и практическую значимость изучаемого темы.

При изучении темы «Производная. Физический смысл производной». (12 класс) предлагаю решить следующие задачи:

1). При движении тела по прямой расстояние s(в метрах) от начальной точки движения изменяется по закону: s(t) -0,5t2-4t+6(t-время движения в секундах). Через сколько секунд после начала движения тело остановится.

2). Найдите кинетическую энергию тела массой 5 кг, движущегося по закону х(t)=20+5t+0,5t2(t-время движения в секундах) в момент времени t=10 после начала движения.

5.Так как в каждом классе есть ребята с различным уровнем обученности, произвожу дифференциацию познавательных задач, используя «веер» вариантов заданий, самостоятельных работ различной степени сложности, предлагая свободный их выбор.

Так, на уроках использую  самостоятельные работы трех вариантов, различающихся по уровню сложности заданий.

Например, 9 класс «Повторение. Трапеция».

Вариант I рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача учащихся, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки.

Вариант I: В трапеции АВСD с основаниями AD и ВС угол В равен 95°, а угол С равен 110°. Найдите остальные углы трапеции.

Многие задания сопровождаются ответами, указаниями, образцами решений, инструкциями, некоторыми данными для самоконтроля.

Вариант II несколько усложнен по сравнению с вариантом I. Он ориентирован в основном на достижение учащихся обязательного уровня математической подготовки, но в то же время создает для них условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нем содержатся задания, требовавшие проявления смекалки и сообразительности.

Вариант II: Противолежащие углы равнобедренной трапеции относятся как 2:7. Найдите углы трапеции.

Вариант III рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он дает возможность достаточно интенсивно овладевать основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложненных ситуациях. Здесь также встречаются задания, требовавшие творческого подхода, проявления интеллектуальной подвижности.

Вариант III: Три стороны трапеции равны между собой, а её диагональ равна одному из оснований. Найдите углы трапеции.

Необходимые знания и умения:

Вариант I: Определение трапеции; свойство параллельных прямых.

Вариант II: Определение трапеции; свойство параллельных прямых; определение равнобедренной трапеции; свойства равнобедренной трапеции; умение делить величину в некотором отношении.

Вариант III: Определение трапеции; определение равнобедренной трапеции; определение диагонали четырёхугольника; свойства равнобедренной трапеции; свойства равнобедренного треугольника; теорему о сумме углов треугольника; умение решать задачи с помощью систем уравнений.

Сильным средством побуждения активности, развития мышления и творческих сил учащихся является познавательный интерес.

Применительно к этому на своих уроках использую следующие формы, методы и приемы обучения.

1.С учетом поставленных на уроке задач оживляю уроки элементами занимательности. Новизна, необычность, несоответствие прежним представлениям являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряя эмоционально-мыслительные процессы и позволяют найти выход из создавшейся ситуации.

Для достижения намеченных результатов провожу нестандартные уроки: урок-игру; урок-путешествие.

2.Опираясь на деятельностный подход к организации учебной деятельности учащихся, использую активные формы работы: парную, групповую, которые позволяют сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.

Это способствует развитию у учащихся контрольно-оценочных действий, умений анализировать и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладение способами самообразования.

3.Для становления мотивации учебной деятельности использую проблемное изложение учебного материала, организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.

4.В ходе работы по данной проблеме пришла к выводу, что яркая, образная, эмоциональная речь способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому при изложении нового материала стараюсь использовать стилистическое разнообразие речевых форм.

5.С целью актуализации знаний учащихся использую интеллектуальные разминки,способствующие втягиванию в работу, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части заданий.

В начале урока в различных формах, в том числе и занимательных, провожу устный счет.

Все это способствует раскрытию и поддержанию глубокого познавательного интереса к содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий и формированию тем самым мотивации учебной деятельности у учащихся.

На третьем этапе формирования устойчивой положительной мотивации учащихся – рефлексивно - оценочном совместно с учащимися анализируем выполненные задания, сопоставляем достигнутые результаты деятельности с поставленными задачами.

Работу по подведению итогов изученного материала строю таким образом, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного.

При формировании положительной мотивации большое внимание уделяю внеурочной деятельности.

Работа в этом направлении строится следующим образом:

Ежегодно в рамках проводимой в школе недели математики организовываю викторины, познавательные игры, виртуальные путешествия.

Перед индивидуальной работой с учащимися ставились две взаимосвязанные задачи:

1) выявление у учащихся познавательных способностей и интересов к математике;

2)целенаправленное воздействие на их раскрытие, укрепление, развитие и углубление.

С целью изучения познавательных способностей и интересов у учащихся использовались следующие методы: наблюдение, беседы.

Анализ полученных данных позволил разделить учащихся на группы с различным уровнем развития познавательных интересов, что дает возможность организовать дифференцированную работу по их формированию и развитию.

Учащиеся с низким уровнем развития познавательных интересов слабо мотивированы на учебу. Поэтому в начале коррекционной работы с ними ставлю такие цели, которые достижимы за относительно короткое время. Это позволяет восстановить положительное отношение к учению. Для этого подбираю доступные для учащихся задания, поддерживающие их уверенность в себе, создаю условия для ситуации успеха.

Параллельно с этим идет формирование у учащихся умений учиться:

  • устраняются пробелы в знаниях;
  • учащиеся обучаются выполнению действий по инструкции.

С этой целью применяю карточки-опоры, при объяснении нового материала использую наглядность, идет проговаривание отдельных моментов учебных действий;

  • учащиеся привлекаются к оценке своих и чужих знаний;
  • рефлексия своей деятельности.

Особого  отношения требуют к себе и учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса к математике.

Таких учащихся очень мало, но их возможности используются по следующим направлениям:

  • подготовка сообщений, докладов по истории математики и практическому применению знаний;

  • углубленное изучение отдельных тем и вопросов;
  • подготовка к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным марафонам;
  • побуждение к поиску альтернативных решений задач.

Эффективность работы по формированию мотивации учения в описанных направлениях во многом зависит от установившихся отношений между учителем и учащимися.

В процессе общения происходит сравнение собственных успехов с успехами одноклассников, результаты деятельности оценивались другими, сам же учащийся участвует в оценке деятельности одноклассников.

Благодаря возможности видеть себя через деятельность других, укрепляется интерес, который обращен  к самопознанию, что углубляет и обогащает не только интерес к учению, но способствует и развитию личности в целом.

Одним из условий достижения оптимальных результатов по формированию у учащихся положительной мотивации учения является творческая заинтересованность учителя в достижении поставленной цели. На мой взгляд, она должна проявляться:

  • в стремлении к максимальной гибкости;
  • в способности к эмпатии, восприимчивости к потребностям учащихся;
  • в умении придать личностную окраску преподаванию;
  • в овладении стилем заинтересованного общения с учащимися;
  • в эмоциональный уравновешенности, уверенности в себе;
  • в педагогическом оптимизме.

Опыт работы по заявленной проблеме позволил достичь положительной динамики повышения позитивного отношения к учению и продолжению образования. Это подтверждают следующие позитивные изменения:

1)  повышение уровня школьной мотивации учащихся на 8%;

2)  рост числа участников интеллектуальных конкурсов, олимпиад (на 3%) и результативности их выступления;

3)  позитивная динамика качества знаний по предмету(+2%).

Я считаю, что применяемые мной такие  формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности способствуют повышению мотивационной сферы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...