Доклад «Приобретение учащимися социального опыта на уроках истории и обществознания»
опыты и эксперименты

Найманова Светлана Анатольевна

В докладе анализируется специально отобранный социальный опыт, который заключен в содержание обучения, в книги для чтения, в игры, досуговые мероприятия, творческие дела и специальные воспитательные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Найманова С.А., учитель истории и

обществознания МБОУ «Баяндаевская СОШ»

Доклад

«Приобретение учащимися социального опыта на уроках

истории и обществознания»

Среди учеников зачастую складывается мнение, что некоторые уроки и темы не пригодятся в дальнейшей жизни.  Они уже ориентированы на то, чтобы получить знания и умения, которые помогут им после школы. И мы педагоги должны обеспечить ученикам возможность развиваться и приобретать желаемый социальный опыт, который будет необходим  на протяжении всей жизни.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка различными, но взаимосвязанными путями. В рамках моей темы соразмерна целенаправленная социализация, которая реализуется в организованной системе воспитания и обучения детей и молодежи. Здесь специально отобранный социальный опыт заключен в содержание обучения, в книги для чтения, в игры, досуговые мероприятия, творческие дела и специальные воспитательные ситуации.

Социальный опыт ребенка — это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда «производный продукт» целенаправленного воспитания и обучения, поэтому на них и необходимо сосредоточить главные усилия взрослых.

Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

□ воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

□ вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

□ предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

□ предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Интересен опыт школ Финляндии, в которых для старших классов уроки заменены на курсы по специально отобранным комплексным темам. Вместо уроков организовали курсы, имеющие прямое отношение к реальной жизни. К примеру,  курс «Работа в Кафетерии» для школьника включает элементы математики, способы общения, иностранный язык и др. навыки. А по программе «Европейский союз» будут рассмотрены вопросы по экономике, политике, социологии и географии, а также изучение языков.

Уроки истории и обществознания позволяют создать хорошую площадку  для обретения опыта. Мы готовим подростка к возможным жизненным ситуациям, поэтому здесь необходимо не просто дать знания, но и создать атмосферу такого события. Например, тема «Участие граждан в политической жизни» может быть закреплена деловой игрой «Я – избиратель», «День выборов». По трудовому праву писали резюме и заключали трудовой договор в парах: один работодатель, второй работник. Так, и урок был интересен, и готовятся к реальной жизни.

Рейтинг уровня жизни стран может подвести к теме «Социальные права». Представить вниманию учащихся рейтинг и вместе определить, по каким индикаторам он составляется. Обеспечение высоких показателей, достойного уровня жизни населения – задача государства (статья 7 Конституции РФ).

Уроки истории. Тема «Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония» была разработана в следующем формате: класс делился на три группы, одному представителю давалась роль посла. Группа работает с текстом, посол составляет ряд вопросов о стране, что его интересует, затем в ходе беседы посол составляет отчет о посещенной стране.

Стоит отметить, что социальный опыт рассматривается как общественный опыт, который закодирован в культуре и передается поколению, и как  индивидуальный социальный, который человек самостоятельно

Социальный опыт индивида – это опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни. Социальный опыт может быть сформирован и стихийно, и целенаправленно, и спонтанно, и контролируемо, но важно то, как ребенок реагирует на эти воздействия.

Литература:

  1. А. Мурашев. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди? -  Эксмо-Пресс, 2019 г. – 352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование мультимедии на уроках истории и обществознания"

Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего обще­ства. Наступило время, когда без этой чудо - техники нельзя представить себе и школу. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом на многих ...

доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...

Презентация. Создание условий для приобретения учащимися социального опыта.

Материал будет интересен тем, кто занимается организацией работы с социально-значимыми проектами....

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...

Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"

Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...