Проектная деятельность при изучении математики
учебно-методический материал (9 класс)

Антипова Зоя Викторовна

Выступление по теме на педагогическом совете из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_pri_izuchenii_matematiki.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                         МБОУ ,,Чистиковская школа''

                                                   Руднянского района

                                                   Смоленской области

                                                 

                                            Материалы  выступления

                                                    на тему: 

                     ,, Проектная деятельность  при изучении математики’’

         

                                                                                Отчет                                                                                                                                                                            

                                                                       учителя математики

                                                                          Антиповой З. В.

                                                                       на педсовете 06.11.2020г.

 

                ,, Проектная деятельность на уроках математики’’

                                                      ,,Скажи мне - и я забуду;

                                            учи меня - и я могу запомнить,

                                                вовлекай меня – и я научусь''    ( Бенджамин Франклин -     американский ученый, политик, писатель и дипломат, … .)

    В последнее врем,  в связи с внедрением и использованием информационных технологий в процесс образования, метод проектов в обучении школьников становится популярным, поэтому тема выступления ,,Проектная деятельность на уроках математики ''актуальна . В современном обществе возникла проблема - оно остро нуждается в людях, которые готовы к саморазвитию, социализации. Для её решения необходимо сделать учебный процесс более интересным, раскрыть перед учащимися значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. В этом помогает организация исследовательской и проектной деятельности, которая позволяет решать задачи личностно - ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Во время выполнения проекта ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно добывают знания, учатся свободно ориентироваться в информационном поле, развивают память, мышление, получают опыт познавательной и учебной, исследовательской деятельности, учатся представлять результат проделанной работы, живут творческой жизнью.

Что такое творчество?

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для одного человека, но и для других.

Что такое проект? Это слово заимствовано из латыни, оно означает ,,выступающий’’,  ,,бросающийся в глаза’’ , ,,то, что предшествует действию’’, в словарях трактуется как замысел, план. В современной трактовке проект – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Творческий проект – это,,шесть П’’:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.
  • Портфолио

Работа над проектом ведется поэтапно. Исходя из такого понимания, можно сформулировать основные требования к учебному проекту, определить деятельность учеников и учителя:

  1-П. Подготовка к выполнению проекта: формирование групп, выделение проблемы, выдача заданий. Роль учителя на этом этапе – посеять (не навязать) разумное зерно, т.к. проект не должен быть мыльным пузырем, он должен иметь практическое решение и применение в жизни, поэтому тема проекта определяется на основе практики.

Что вызывает трудность у учителя на этом этапе? Выбор темы, которая была бы интересна и ученику, и учителю, соответствовала бы возрасту учащегося и была бы нова.

 2-П. Планирование работы. Учитель распределяет обязанности, определяет время индивидуальной работы. Здесь необходимо помнить, что надо постараться избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования.

3-П. Поиск информации, исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем. Учитель корректирует ход выполнения работы.

4-П. Продукт-обобщение результатов. Они должны быть, что называется, ,,осязаемыми’’.  Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. Продукт проектирования − учебный проект, в качестве которого могут выступать буклет, сборник задач или загадок, рисунки, текст выступления, реферат, доклад, мультфильм, презентация.

5-П. Презентация, представление готового продукта.

6-П. Создание  портфолио.

Приведу примеры из практики своей деятельности.

Вместе с шестиклассниками (нынешними девятиклассниками) мы осваивали этот метод. Принцип работы над проектами созвучен эпиграфу: я помогу тебе сделать это самому! И мы начали делать, творить.

Изучив методику, типы, требования к проектам, я пришла к выводу, что нам подойдут проекты  внутриклассные.

Темы проектных работ учащимся были предложены мною, но некоторые были подсказаны ситуациями на уроках.

Тема в 6 классе ,,Обыкновенные дроби ‘’ у нас не осталась без внимания. Проект 1),, Из истории возникновения  обыкновенных  дробей ’’ (информационный тип) существует  среди других.

Цели проекта: Систематизировать знания по теме; способствовать качественному росту математических компетенций учащихся при применении темы; узнать об истории понятия,, дробь''

 (Демонстрация проекта)

В конце года при повторении математики определились с темой, которая необходима для сдачи ОГЭ и  ЕГЭ – это ,, Делимость чисел''. Каждый  ученик выполнял данный проект. Предлагается  посмотреть один из них, в форме доклада и в форме  презентации.

 ( Демонстрация проекта).

 Через год  пятиклассники готовили мини-проекты . Дети еще маленькие, уровень умений исследовательской деятельности не высокий и долгосрочные проекты им не под силу. Краткосрочные проекты вызывают интерес, активность, дают возможность проявить творческую индивидуальность. В2017-2018 уч году проводилась неделя математики, где в один из дней стоял пункт провести математические 15- минутки (интересные сообщения, дополняющие программный материал математики). Были учащимися выполнены  и предоставлены вниманию других такие проекты как:

1) Мир больших чисел( числа- великаны);

2) День рождения 0;
3) 7 или13. Какое число счастливее?

 Просмотр и оценку проектов мы производим всем классом, что позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. 

  Очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в проект. Чтобы заинтересовать учащихся, учителю требуется постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель становится научным руководителем, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы.

                            Темы проектов   на 2020- 2021уч. г

№п/п

Год

класс

              Темы проектов

1

2020-2021

6

1)Почему нельзя делить на 0?                                            2)В стране координат.

2

2020-2021

7

 1)Из истории возникновения геометрических инструментов.                                                                       2)Из истории возникновения геометрии.

3

2020-2021

9

  1. Извлечение квадратных корней из больших  чисел  без калькулятора .                                     2)Вписанные и описанные четырехугольники.

В заключение отмечу, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх ,,плохой оценки’’, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения. А закончить выступление хотелось стихотворением С.  Михалкова.

                  Дети – это чудо света.

                  Я увидел это сам

                  И причислил чудо это

                  К самым чудным чудесам.

                  Мы пред будущим в ответе:

                  Наша радость, боль и грусть,

                  Наше будущее дети!

                  Трудно с ними, ну и пусть!

           В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым,  как они.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность при изучения курса математики (статья)

Статья на тему :"Проектная деятельность при изучения курса математики"...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики

Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе

В данной разработке систематизированны типы проектов, критерии оценки, этапы работы. Так же приведены примерные темы проектов и творческих работ по математике для учащихся 5 класса....

Презентация " Проектная деятельность при изучение математики в 5 классе"

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативно...

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе.

В будущем наше общество будет заинтересованно в гражданах, которые умеют самостоятельно думать, решать разнообразные проблемы, обладают творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают комм...

Проектная деятельность при изучении математики как средство обучения, развития и воспитания обучающихся

В данной статье представлена серия метапредметных проектов для учащихся пятых - девятых классов, которые можно разделить на две содержательные линии: " Мир  вогкруг нас" и "Жизнь з...