Визуализация учебной информации на современном уроке
статья

Дерюго Екатерина Викторовна

                          Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, учителю необходимо обучить учащихся эффективным приемам работы с источниками информации, с учебной информацией в целом, для получения достаточно высокого уровня знаний. Именно способ восприятия и обработки учебного содержания должен послужить основанием выбора технологического приема активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualizatsiya_uchebnoy_informatsii_na_sovremennom_uroke.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

                          Модернизация содержания системы Российского образования на современном этапе развития общества тесно связана с инновационными процессами в организации обучения.

Обеспечение высокого качества организации учебно-воспитательного  процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий – является одним из индикаторов уровня профессионального мастерства учителя на современном этапе развития образования.

                          Основные проблемы в области содержания образования связаны с быстрым ростом объема преподаваемого материала и его постоянным обновлением. Резко обострилась задача обеспечения учебного процесса учебными и методическими пособиями. Отсюда вытекают проблемы, которые являются определяющими на современном этапе развития образования. Одна из них - это организация и структурирование учебной информации, заданий, упражнений и т.п., что составляет основу содержания образования. Поскольку элементы содержания образования очень разнородны по характеру, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, усложняется задача их организации в единый учебный процесс.

                          Информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, учителю необходимо обучить учащихся эффективным приемам работы с источниками информации, с учебной информацией в целом, для получения достаточно высокого уровня знаний. Именно способ восприятия и обработки учебного содержания должен послужить основанием выбора технологического приема активизации познавательной деятельности учащихся.

                         Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Основная задача учителя–   организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке.

                        Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Необходимо отметить, что через зрительное восприятие учащиеся значительно быстрее запоминают любую информацию.  Следовательно, информацию на уроках необходимо предоставлять так, чтобы она соответствовала особенностям человеческого восприятия: использовать как можно больше презентаций, схем, таблиц, иллюстраций, опытов, игр и экспериментов.

                        Термин «визуализация» (от лат. visualis) – воспринимаемый зрительно, наглядный. Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.  Визуализация выступает как промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, как своеобразный механизм, позволяющий «уплотнить» процесс познания, оптимизировать его. Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в различных областях.  Визуализация учебного материала на уроках посредством современных средств позволяет:

- повысить уровень заинтересованности в изучении материала;

- увеличить объем запоминаемой информации;

- обеспечить систематизацию полученных знаний;

- стимулировать творческие процессы, логические выводы и ассоциации;

- активизировать учебную и познавательную деятельность;

- формировать и развивать критическое и визуальное мышление; образное представление знаний и учебных действий;

- способствует повышению визуальной грамотности и визуальной культуры.

                        Технологические приемы визуализации ориентированы на то, чтобы обеспечить более образное, наглядное представление информации. Их можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, его повторении и закреплении; во время контроля и систематизации; при самостоятельной работе; при обобщении и т.д.

                      На сегодняшний день существует большое разнообразие видов визуализации на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов и мультфильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, тренажеры и т.п. Наряду с этим, можно использовать и разнообразные онлайн сервисы, для создания собственных интерактивных материалов к конкретному уроку, проекту, внеклассной деятельности. Существует множество графических техник, которые помогают решить эти задачи: ментальные карты, схемы, кластеры, логико-графические схемы и пр. Все графические представления информации, в том числе и учебной,  на бумаге, доске или экране компьютера описывают объективную форму ментальных (когнитивных) процессов, позволяя (как тем, кто создает их, так  и тем, кто ими пользуется) создавать альтернативные структуры, прорабатывать известное, исправлять ошибки. Графические образы информации, различные подходы к ее структурированию могут очень эффективно использоваться и при работе с текстом (чтение, конспектирование), и при восприятии речи, и в дискуссиях. Они делают когнитивные процессы более интенсивными и целенаправленными. С точки зрения когнитивной теории, графика придаёт форму мимическим (подражательным, имитирующим) аспектам семантических структур памяти, или схемам, что, как утверждают теоретики обучения, упорядочивает и организует мышление. Люди используют семантические структуры, чтобы привязать абстрактные идеи к конкретным понятиям; они используют ассоциативную память, чтобы уловить связующие цепочки отдельных событий, явлений и понятий.

                     Таким образом, «сжатие» и «раскодирование» учебной информации в рамках технологии визуализации технологически могут быть достигнуты разными методическими приемами. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока. Важно помнить, что данные приемы не самоцель, а средство достижения результата. Они способствуют не только умению работать с большим объемом информации, но и умению порождать новые визуальные образы и их вербализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология визуализации учебной информации

                         Технология визуализации учебной информацииВ наше время, в эпоху информационной насыщенности, огро...

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...

Статья Технология визуализации учебной информации

Использование визуализации в учебном процессе...

Мастер класс “Реализация технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством методов визуализации учебной информации”

Данная презентация иллюстрирует технологию активизации и интенсификации деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации....

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

Визуализация учебной информации сейчас актуальна как никогда в образовательном процессе.  Визуализация информации - сегодня это весьма распространенное явление нашей жизни....

Метод визуализации учебной информации

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет до...

Доклад на тему "Визуализация учебной информации как одна из составляющих системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания....