Презентация Технология эвристического обучения
презентация к уроку

Квардакова Ольга Павловна

В данной презентации раскрывается сущность технологии эвристического обучения как технологии, ориентирующей на воспитание творчески активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Квардакова Ольга Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ-СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов города Искитима Новосибирской области. ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 2021

Слайд 2

Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Актуальность темы

Слайд 3

В соответствии с требованиями программы и ФГОС нового поколения школьник выступает как самостоятельный субъект образовательной деятельности, которая подразумевает воспитание творчески активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. Такой подход к обучению позволяет реализовать технология эвристического обучения . По мнению А.В. Хуторского, эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю)–педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (духовных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.

Слайд 4

Цели эвристического обучения 1. Развитие творческого мышления (умения применять имеющиеся знания и навыки в новой, нестандартной ситуации 2. Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения, усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей 3. Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам 4. Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности.

Слайд 5

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету ; развитие общеучебных умений и навыков; развитие креативного мышления ; развитие творческой самостоятельности учеников; воспитание творческой личности.

Слайд 6

Методы эвристического обучения Когнитивные м етод вживания м етод эвристического исследования м етод эвристических вопросов м етод сравнения К реативные м етод придумывания м етод «Если бы…» м етод гиперболизации «мозгового штурма» и др . Оргдеятельностные метод взаимообучения м етод проектов м етод рефлексии м етод самооценки и др.

Слайд 7

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах : личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметные основы содержания образования; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.

Слайд 8

Условия для эвристического обучения: креативность обучения (реализация творческих способностей как учителя, так и учеников); положительные мотивы обучения; интерес обучающихся; положительный микроклимат в коллективе, нацеленность на творчество; сильные эмоции; предоставление обучающимся большей свободы действий, вариантов работы.

Слайд 9

Формируются навыки решения нестандартных ситуаций. Увеличивается практическая значимость преподаваемых предметов. У учащихся формируются новые ценности, развиваются креативные способности, что крайне важно в процессе становления личности обучающихся. В процессе творческого поиска обучающиеся создают материализованные продукты в виде текстов, рисунков, поделок и т.д., которые могут быть использованы в учебном процессе для этих же учеников или их сверстников. Через решение нестандартных задач обучающиеся усваивают модели взрослого поведения, что способствует их успешной социализации. Творческие работы повышают познавательный интерес к предмету, создают комфортную атмосферу обучения и дают возможность проявить себя почти каждому ученику Результатами эвристического обучения являются:

Слайд 10

Структура урока эвристического обучения

Слайд 11

Эвристические уроки отличаются от традиционных тем, что включают в себя создание учениками собственных образовательных продуктов методологического, когнитивного и креативного типов . Методологические уроки: уроки целеполагания, нормотворчества, разработки и защиты индивидуальных образовательных программ; уроки рецензирования, самооценки, рефлексии. Уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий), урок работы с культурно-историческими аналогами, метапредметный урок, урок-концепт. Уроки креативного типа: урок-фантазия, поисковый урок, урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного, педагогического, образного и т.п.) творчества, урок символотворчества , урок составления задач, урок "изменения" истории, урок - эвристическая ситуация, прогностический урок, урок защиты творческих работ

Слайд 12

внутренние образовательные продукты находят отражение во внешних ученических продуктах, к которым относятся : -литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение); - результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия); - дидактические и автодидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.). Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит частично-поисковый характер: в эвристическом обучении ученик, как правило, не совершает полного цикла исследовательских действий, часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно. Апробация данной технологии на уроках русского языка и литературы происходит следующим образом:

Слайд 13

Традиционное и эвристическое обучение В традиционном обучении ученик вначале получает знания, а затем применяет их, в том числе и творчески. Считается , что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися знаниями. Согласно технологии эвристического обучения ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию продуктивной деятельности. Полученный им продукт деятельности (гипотеза, сочинение, модель и т.п.) сопоставляется затем с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего данный продукт переосмысливается, достраивается или драматизируется, вызывая необходимость новой деятельности.

Слайд 14

Подводим итоги Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет учителям использовать огромное количество разнообразных технологий обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных технологий обучения — это эвристическое обучение.

Слайд 15

1.Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения//Педагогика.-2007.-№9. 2 . Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. 3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. 4 . Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. 5 . Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. - 1998. - №4. 6.Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. Использованная литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эвристическое обучение на уроках экологии

«Экология и охрана окружающей среды», как самостоятельный предмет учащиеся начинают изучать в 9 классе, до этого знакомятся с новой наукой на предметах естественнонаучного цикла интегрировано. Почти в...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...