Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чупракова Елена Викторовна, учитель математики

ГБОУ школа №593 с углубленным изучением английского языка Невского района

Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Современное школьное образование ставит как перед учениками, так и перед преподавателями ряд задач

Помимо основных и легко читаемых целей образовательно процесса таких как передача учителем знаний, умений и навыков классной аудитории, выделяется на данный момент приоритетная цель формирования способности самостоятельного обучения, оценки собственных возможностей и достижений, а также определении дальнейшего пути развития, в чем может помочь метод предусматривающий внедрение игровых технологий в учебный процесс.

Основной целью внедрения игровых технологий в образовательный процесс, для учителя является повышение интереса к предмету, повышение мотивации к учебному процессу, построение межличностных связей как между учениками, так и ученика с учителем.

Игровые технологии как способ передачи знаний был актуален всегда, до цифровизации многих сфер жизни дети получали огромное количество жизненного практического опыта из игр. За отсутствием в те времена видеоигр и их популярности, а главное влияния на детское восприятие внешнего мира им были интересны любые интерактивы, тем более в среде школьного образования.

Ошибочно будет утверждать, что с появлением различных сфер цифровых развлечений, зачастую касающихся компьютерных и мобильных игр, интерес к включению интерактивных игр в учебных занятиях стал меньше. По большей части информация, которую дети получают из цифровой среды в большем количестве и главное легче усваивается в их умах. Что позволяет считать, что игровые технологии в обучении будут достаточно эффективны и для современных детей.

На что стоит обратить внимание при разработке учебных занятий с применением игровых технологий:

  • Уроки с использованием игровых технологий, могут быть более востребованными нежели стандартные методы проведения занятий, что может снизить концентрацию внимания учеников на основных аспектах предмета. Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо рационально выбирать периоды между такими занятиями и моменты в образовательной программе, в которые внедрение игрового занятия повысит продуктивность при изучении предмета.
  • Время, затраченное на подготовку к такому виду занятия, объективно больше чем время его проведения, что весомо потребляет временные ресурсы учителя. Однако, как подготовка любого методического материала, опыт проведения игрового занятия позволит применять его ни один раз.
  • Правильно определенная конечная цель обучения, выбор учебного материала который целесообразно представить ученикам в игровой оболочке, правильно подобранная игровая технология, для конкретного типа урока, при разработке игрового занятия позволит получить положительный опыт проведения урока. В ином случае ученики могут не воспринять те знания которые учитель заложил в этот образовательный опыт.
  • Весьма сложный вопрос связанный с мотивацией учащихся, в который заложена психологическая оценка состояния и возможностей учащихся. В данном случае проще представить пример: допустим у нас есть учащиеся для которых будет реализовано игровое занятие. Никто не защищает учителя от ситуации при которой в классе есть достаточно чувствительный к неудачам ученик, для которого проигрыш в игре будет демотивацией изучения этого предмета. Пути решения зависят от общей обстановки в классе, и могут быть заложены как в изменении условий игры (например, смягчение значимости победы и поражения, или полное отсутствие), либо замена этих понятий на возможность получения помощи в освоении сложной для ученика темы.

Исходя из последнего пункта, можно найти очевидное преимущество в использовании игровых технологий в учебном процессе. Во –первых в игре принимают участие все ученики, из чего следует что есть возможность оценки знаний сразу всего класса, исключая поименный опрос учащихся который зачастую вгоняет ученика в рамки вызванные его природной застенчивостью. Во-вторых, это отличный шанс, позволяющий ученикам самим определять промежутки в знаниях, и желание их заполнить для последующей конкурентной игровой борьбы.

Математика достаточно сложный в освоении учебный предмет из-за объёма необходимой для обучения информации, сложности, изучаемых тем. Эти аспекты образовательного процесса могут быть весомым аргументом для ограничения внедрения игровых технологий, так как для освоения сложной информации недопустимо постоянное использование игр в процессе обучения, дабы не допустить полной потери концентрации на изучаемом материале.

Однако в целях недопущения потери и заинтересованности в изучении предмета, связанного с частым отсутствием интереса к рассматриваемым темам или предмету вцелом, однообразности и сухости изложения материала, допускается внедрение игровых технологий в ограниченном объеме в образовательный процесс.

Существующие исследования, описывают возможности внедрения игровых технологий в школьный образовательный процесс. Так же включают в себя разнообразные примеры как самостоятельного внедрения игровых и развлекательных стратегий в изучение школьного материала. Но эти методы не являются стандартом для внедрения, так как многое зависит от компетенций и желания учителя, от поведенческого характера учащихся и от целей которые ставятся перед внедрение игровых технологий.

При самостоятельной разработки материала учебного занятия с применением игровых технологий предлагается использование следующих подходов к внедрению игровых технологий:

- Обыгрывание жизненных ситуаций в качестве сценария для расчета математических задач. Позволяет облегчить восприятие информации, и допускает понимание необходимости внедрение математических расчетов во многие жизненные ситуации, что повышает мотивацию для изучения дисциплины.

- Позволять ученикам самим придумывать задачи, что позволит им применить свой творческих подход и увеличит заинтересованность и внимательность происходящим процессом.

- Постоянная поддержка обратной связи с учениками, позволит повысить качество образовательного процесса, установить доверительные отношения с учениками и получить больше информации о возможных направлениях обучения и необходимости закрепления тем занятий были малоусвоены учениками.

Стоит обратить внимание на то что способность и готовность успешно применять игровые технологии в своей профессиональной деятельности является специфической характеристикой личности учителя – игровой компетенцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики"

СОДЕРЖАНИЕ 1Введение32Проектирование уроков на деятельностной основе43Разработки  уроков на деятельностной основе6 3.1.  Уроки открытия новых знаний...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."

  Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

В требованиях к уровню компетентности выпускников основного общего образования указано, что в результате изучения предметной области «Математика» выпускники должны отражать: сформиро...

Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как вызвать интерес к изучению математики, поддержать его и обеспечить активную деятельность учащихся в течении всего...