Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии
учебно-методический материал

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии Выполнила учитель географии МБОУ Багаевская СОШ № 3 Копосова С.В.

Слайд 2

Международные оценочные исследования PISA «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году – 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 – по математическим, 19-30 – по читательским. Что касается коммуникативного направления мониторинга, посвященного умению совместно решать проблемы, то тут 36,5% российских учащихся не достигли базового порогового уровня.

Слайд 3

Задача учителя географии Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требуют применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Слайд 4

Естественно-научная грамотность. Реальная ситуация. 1. ОБЪЯСНЯТЬ 2. ИССЛЕДОВАТЬ Проблема. 3. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

Слайд 6

Приёмы Технология проектной деятельности. - участие в школьных научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом. -Уровневая дифференциация обучения -Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия , библиотека)

Слайд 7

Пространство и форма Какое изображение холма на плане будет неправильным A ) 1-Б B ) 2-Д C ) 3-Г D ) 4-А E ) 5-Б {Правильный ответ}= A {Сложность}=В

Слайд 8

Работа с текстом При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации Национального бюро США: «Если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели». A ) Самум B ) Цунами C ) Торнадо D ) Наводнение E ) Гололед {Правильный ответ}= C {Сложность}=В

Слайд 9

КИМ Например, задания 27-29 из КИМ ОГЭ по географии ( выполняются с использованием приведённого ниже текста): В пределах какого субъекта России произошло данное событие? Ответ: _____________ край. Тропический циклон « Санба » В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим тропическим циклоном « Санба ». Как называются ветры, которые приносят сезонные дожди в эту часть России? Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня? Проект ФГОС ООО по географии включает функциональную грамотность, и модель КИМ ОГЭ-2020 предусматривает проверку соответствующих навыков. Можно использовать готовые материалы КИМ как примеры заданий для построения собственного мониторинга: задания 27-29 предполагают анализ текста, а 16-17 — данных из таблицы. Так оценка функциональной грамотности влияет на повышение качества школьного географического преподавания: направляет его в сторону разносторонности и практикоориентированности .

Слайд 10

Тесты -онлайн

Слайд 11

https://konstruktortestov.ru/teacher Конструктор тестов

Слайд 12

Онлайн- дз

Слайд 14

Виртуальные онлайн-доски

Слайд 15

Виртуальная доска ( онлайн-доска ) - сервис, который дает возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а учителю - прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов. Таким образом, на доске можно разместить любой материал в электронной форме: -- текст, -- фото, -- отправить файл (в т.ч . презентации), -- гиперссылки, -- видео, записанное с камеры веб-камеры /мобильного телефона, -- аудио, записанное непосредственно в Padlet , -- рукописное изображение в Padlet , -- а также Поиск Google для добавления изображения, видео, GIF или ссылки, карта Google .

Слайд 16

Можно определить множество вариантов использования Padlet в урочной и внеурочной деятельности : - ученик может показать свою активность размещением изображений, видеопроектов, отчётов в виде прикреплённых текстовых файлов и презентаций, - большие возможности открываются для совместной деятельности - можно, например, совместный проект реализовать, - учитель может разнообразить формы обратной связи с учащимися, - учитель может создать полноценный дистанционный урок , размещая видео, ссылки, картинки, материалы, а для фиксации оценочной составляющей добавить один из онлайн конструкторов тестов, который он может разместить ссылкой в Padlet . - можно планировать различные мероприятия, попросив участников добавлять свои идеи прямо на доску, - удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время, - как форма отчёта о мероприятии/экскурсии, ведь можно на такую доску разместить и фото, и видео, и отзывы, и маршрут... - создание доски Padlet может быть самостоятельным заданием. Вы можете предложить учащимся на выбор - сделать доклад, презентацию, интерактивный плакат, карту памяти или доску Padlet . Получившуюся доску можно встроить в блог класса, а можно открыть её в качестве доклада прямо на уроке! - очень удобен и совместный сбор материалов по какой-либо теме - все ресурсы будут собраны в одном месте и никогда не потеряются, - если у класса нет своего блога/сайта, то такая виртуальная доска может стать доской сообщений для класса или группы, где Вы можете размещать объявления и важную информацию, - можно и свою визитку сделать, разместив QR-кодом на обычной визитке или давая ссылкой при знакомстве, - .......

Слайд 17

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 18

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся

Слайд 19

Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблоки – ключевые компетенции Лейка – учитель Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Подведём итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."

в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...