Способы активизации умственной деятельности на уроках математики
статья

Бабинцева Лидия Фёдоровна

Активизация обучения школьников означает  усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. Ее особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы активизации умственной деятельности учащихся
на уроках математики.

     Вопросы активизации мыслительной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание полноценное усвоение знаний учащимися вообще невозможно. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Именно поэтому развитие мыслительной деятельности учащихся приобретает особую актуальность.      
      Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных и творческих способностей. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют учителя и учащиеся: преподавание и учение.
      Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса. Ее особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике. Как же должна проявляться активность учащихся?
Очевидно, это:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность в выполнении заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой уровень.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность. Активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и мешает самостоятельности.

Какие же методы обучения необходимо применить, чтобы повысить активность учащихся на уроке?  Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока?
Основная задача учителя  – позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.  

В числе основных приемов, побуждающих учащихся к активности,  можно назвать следующие:

  -  прием сравнения, который  является основным условием продуктивности мыслительных процессов;

  -  наглядность и иллюстративность, рассказ-беседа по рисунку, сравнение рисунков, схем, диаграмм;

  - самостоятельная работа - распространенный прием активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать, формулировать правило, определение;

 - эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке;

 - применение опорных схем. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, чертежа организует внимание детей к объяснению учителем, повышают интерес к учению.
       Хорошо идет работа в парах сменного состава. Использую карточки с заданиями разной сложности. После выполнения задания ученики меняются тетрадями, проверяют выполненные задания и объясняют друг другу обнаруженные ошибки, оценивают работу.
        Потребность в поисковой активности, интерес – это условия, которые способствуют появлению у школьников стремления к знаниям, открытиям, к активному умственному труду. Этому способствует использование познавательных задач. Познавательные задачи не решаются по образцу, а предполагают новые решения, в которых нужна догадка, поиск.

         Занимательность создает заинтересованность, которая способствует появлению любопытства. Любопытство переходит в любознательность и побуждает интерес к решению задачи. Занимательная задача – это настоящая математическая задача, только с неожиданным нестандартным решением. Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету. В таких задачах математика предстает перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам (графики функций - пословицы).
      Нестандартные уроки – это ещё один из способов активизации умственной деятельности учащихся на уроке и вне его, возможность заинтересовать ученика предметом, шанс избежать стрессов у учащихся при контроле знаний, умений, навыков. Усталость – одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.      

    Выбор приемов обучения и развития познавательной активности учащихся, которые применяются мною на уроках, осуществляется  в зависимости от возраста ребят, темы, материала, особенностей класса.
    Помогают активизировать учащихся во время урока математические диктанты. Одновременно с классом на обороте доски работают два ученика. Это дает возможность детям проверить свои ответы.
           Посильными для «среднего» ученика являются
– обучающие карточки (опорная формула, примеры, решение которых выполнено наполовину, следует решить самому от начала до конца) ;

– право выбора при выполнении самостоятельной работы (дифференцированные карточки);

– работа в группах, парами;

     Игровые ситуации также активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Игровой компонент дает положительные результаты в работе с классом, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету,  которым математика кажется скучной и сухой наукой. У детей повышается интерес к предмету, снимается утомление, развивается внимание, сообразительность, чувство соревнования.  Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Приведу примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках.
 « Лото»;
 «Викторина»;
 «Лучший художник» (красивые задания на координатной плоскости);
командные математические соревнования;
историческая справка.  
     Все разнообразие форм работы, применяемых на уроке, имеет целью привить учащимся интерес к математике и активизировать мыслительную деятельность.
     Планируя работу с ребенком, придерживаюсь слов Л. Н. Толстого: «… если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет всегда только подражать, копировать, так мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
     Необходимо раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение задач такого типа требует от учащихся выполнение некоторой последовательности определенных шагов, соотнесение условия и данных задачи к разделу математики, с помощью которого она может быть реализована, построение соответствующей математической модели, выбор метода и средств решения задачи. И, что не менее важно, анализ полученных результатов. А это требует от учащихся умения анализировать, обобщать, выбирать оптимальные решения.  

    Домашняя работа является одной из форм организации обучения в школе, имеет контролирующее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.
   Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приёмов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.   Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.
  На уроках математики можно использовать способ сотрудничества при проверке домашнего задания. Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Состав групп ведь может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой, а то и дольше, если учитель видит, что ученики работают вместе слаженно, заинтересованно и главное, эффективно. В качестве активизации мыслительной деятельности при проверке домашнего задания широко используется игровая форма. Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися. Такая работа является естественным продолжением использования различных приёмов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля.
     Для активной мыслительной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает учащихся правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине.
     Задачи и задания так же являются одними из важнейших средств активизации мыслительной деятельности учащихся.
     Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на свои знания, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление школьников, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методами и средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.
          Организовать активную познавательную деятельность учащихся на уроках, зачетах других занятиях можно путем постановки вопросов. При помощи правильно поставленных вопросов можно направить мыслительную деятельность учащихся на определение сходства и различия в процессах, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учащихся.

Общеизвестно, что вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их воспроизведение лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся. Вопросы, заданные с целью получения ответов, требующие лишь воспроизведения заученных цифровых данных, формул, таблиц, ответ на которые дается почти автоматически, без поисков в памяти нужной информации, не активизируют деятельность головного мозга  для поиска нужного ответа. Бесспорно, что уровень мыслительной активности личности при этом будет не на таком высоком уровне, который достигается при помощи вопросов, содержащих область неизвестного, требующих поиска новых знаний. Целесообразно так сформулировать вопросы, чтобы они направляли умственные способности учащихся на анализ, сравнение рассматриваемых фактов, сведений, способствовали развитию логического мышления.

     Мыслительные способности учащихся развиваются только в творческой деятельности. Творческие задания могут быть представлены в различной форме. Вот некоторые из них:

1. «Вопросы к автору»

Ребятам предлагается дома подготовить доказательство теоремы или решение уравнения из категории «повышенной сложности». Учащиеся задают вопросы,  которые могли бы лучше и глубже понять смысл или значение решения, а может быть, особенности его применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросы могут сами ученики, а если у них возникнут затруднения (вопрос оказался очень сложным или ответ на него не однозначен), поможет учитель.
    Учащиеся, которые получают установку представить себя автором изобретения, открытия, дома собирают разнообразную информацию, чтобы на следующем уроке быть готовым к ответу на неординарные вопросы, которые могут им задать одноклассники. Ролевая установка других учащихся – журналисты, которые берут интервью у автора изобретения или открытия. Эти задания по своей психологической сути тесно связаны с серией заданий, в основе которых лежит подготовка к ролевым играм на уроках.

2. «Игра – диспут»

Проводится на уроке, но подготовка к ней ведётся дома, с учётом ролей, выбранных ребятами. Ученикам предлагается представить себя учителем и выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, через рисунок, схему, таблицу или  в форме  доклада заранее подготовленного ученика, беседа, семинар,  диспут,  дискуссия.

3. « Коллективная дискуссия»

Для этого класс разбивается на группы, каждая из которых будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему. Ученики к предстоящей дискуссии готовятся самостоятельно. Но можно предложить и другой вариант домашней подготовки. Школьники, объединившиеся в ту или иную группу, готовятся коллективно к предстоящей игре, заранее вырабатывая общую позицию, доказательство своей правоты. Для того, чтобы подготовка такой группы была успешной и все учащиеся работали в ней активно, состав её не должен превышать пяти-шести человек. Кроме этого, для проведения коллективной дискуссии от класса необходимо выдвинуть технического и научного экспертов, которые также должны специально готовиться. Организационную и техническую часть (карточки, плакаты, таблицы и т.д.) готовит технический эксперт, а научный готовится к анализу различных точек зрения на проблему с позиций современных научных взглядов.

4. «Кроссворды»

Многие ребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением и завидным упорством разгадывают кроссворды. Можно дать детям возможность составлять и разгадывать свои кроссворды по определённому предмету. В старших классах задание может быть усложнено: определённые группы учащихся разгадывают и составляют свои кроссворды (дифференцированный подход). Лучшие, наиболее интересные из них решаются всем классом.
   Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения. А составить небольшой кроссворд по своему предмету сможет любой учитель.

      И всё же, далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. В курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. И тогда активизацией мыслительной деятельности управляет сам процесс деятельности. Необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, то есть в её процессе школьник должен находить привлекательные стороны. Значит, в течение урока ученик должен быть загружен интересной, посильной работой. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Правильно продуманная форма труда позволяет активизировать мыслительную деятельность и заинтересованность в результатах своего труда. Это и доброжелательная атмосфера на уроке, положительный настрой учителя, стиль общения учителя, желание сотрудничества учителя с учениками и между учениками, коммуникабельность учеников, толерантное отношение.

      «Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,– в сфере мысли.»
( В. А. Сухомлинский )

Задача учителя пробудить у учащихся потребность в мыслительной деятельности, применяя все возможные методики и средства проведения урока.

Литература.

1. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. М. Просвещение, 1990.

2. Миронова Г. В. Приемы активизации учебной деятельности школьников// Математика в шк. – 1994 №5.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в старших классах[Текст]: Учебное пособие./ И.Б. Истомина. - М., 2007.

4. Михайленко Н.Я. Обучение математике [Текст] /Н.Я. Михайленко - 2006. - М.: «Просвещение», 2008.

5. Выготский Л.С. Мышление [Текст]/Л.С. Выготский.- Изд. 2-е. - М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ активизации умственной деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯМультимедийные средства  и Интернет-ресурсы на уроках географии как способ  активизации умственной деятельности...

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках математики.

Сегодня уже очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сф...

Нестандартные приемы активизации умственной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи ...

Эвристическое обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

В данной статье изложена суть этой технологии, как она способствует повышению интересу обучающихся на уроках....

Способы активизации учебной деятельности на уроках физической культуры.

Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом хар...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...