Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России
статья

Васильева Елена Владимировна

После распада СССР и вступления России в ВТО стали происходить значительные изменения в российской системе образования. Это обусловлено интеграцией в сфере экономического сотрудничества и культурного обмена между странами, лидерством англоязычных стран на мировой экономической и политической арене. Все государства, в том числе и Россия, вынуждены идти в ногу со временем, подстраиваться под постоянно меняющийся мир, перенимая опыт развития различных сфер жизни у стран – мировых лидеров. Этим обусловлены реформы в российской системе образования. Нынешние школьники и студенты являются будущей опорой нашего государства, именно они будут определять его будущее экономическое и политическое устройство, благополучие населения. Поэтому государство уделяет такое большое внимание образованию современной молодёжи, стремиться модернизировать его, ввести новые дисциплины, отвечающие современным потребностям общества, соответствующие сегодняшним тенденциям, выявить одарённых и талантливых детей, создать условия для их полноценного развития.

Что конкретно Россия переняла у англоязычных стран, а что сохранилось со времен Советского Союза? Дабы разобраться в этих вопросах необходимо провести исследование, направленное на поиск сходств и различий в системах образования России и стран Запада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России

        

ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР И РФ

§1. Система образования в СССР

Система образования советского Союза в официальных документах называлась системой народного образования. С начала ее возникновения главной целью являлась подготовка детей, школьников и студентов к жизни в коммунистическом обществе, основывавшейся на действовавшей тогда государственной идеологии. Основная задача каждого этапа обучения в СССР – создание идеального члена трудового сообщества, способного вести свою страну к «светлому будущему». Таким требованиям советской системы образования подчинялась подготовка учащихся по каждой из образовательных дисциплин.

В средней общеобразовательной школе дети учились в течение 10 лет. Если же обучение происходило не на русском языке, то срок обучения увеличивался на один год. Существовал о разделение: начальные школы (1-3(4) классы), восьмилетние школы (1-8 классы) и средние школы (1-10(11) классы).

Учебный год в школах начинается традиционно 1 сентября и заканчивается, включая проведение экзаменов и практики, в 1 - 7 классах - 30 мая, в 8 классе - 10 июня, в 9 - 10(11) классах - 25 июня. По решению министерства просвещения союзной республики в школах с десятилетним сроком обучения, где преподавание ведется не на русском языке, учебный год может быть продлен, но не более чем на неделю[1].

Урок длился 45 минут, перемены – 10-20 минут, также существовала одна большая перемена, которая длилась 30 минут. Помимо этого, были установлены определенные ограничения на максимальное количество учебных часов и было разрешено выдавать домашнее задание только в таком объеме, чтобы школьники могли выполнить его за определенное время, устанавливаемое в зависимости от возрастной категории учащихся.

Система оценивания была пятибалльной (5 – отлично, 1 – очень плохо), а по некоторым предметам школам разрешалось ставить «зачтено» или «не зачтено».

В 8 и 10(11) классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В 4, 5, 6, 7, 9(10) классах по решению министерства просвещения союзной республики могут устанавливаться переводные экзамены[2].

В школах была единая общеобязательная форма одежды.

На основе самодеятельности разрешалось создавать различные кружки, клубы и прочие объединения учащихся.

Образование СССР базировалось на следующих принципах: энциклопедические знания, достигаемые посредством синхронизации данных, получаемых при изучении каждой из дисциплин, а также разностороннего развития, огромная мотивация школьников к учебе и уважение к преподавателям, их профессиональной деятельности.

Педагог советской школы имел высокий социальный статус. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов как интеллигентных, честных и высоко моральных людей, на которых нужно ровняться. Быть учителем считалось почетно[3].

§2. Система образования в России

В России существуют следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное (с 1 по 4 классы), основное (с 5 по 9 классы) и среднее (10-11 классы). Имеются как государственные, так и частные школы.

В российских учебных заведениях достаточно сильная нагрузка (до 7 уроков в день, каждый урок длится 45 минут). Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в конце мая.

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)[4].

Учебные заведения имеют право устанавливать определенные требования к одежде обучающихся.

Начиная с девятого класса и до окончания учебы, школьники посещают специальные элективы для подготовки к государственным экзаменам. После 9 класса ученики сдают ОГЭ, включающий в себя математику, русский язык и еще два предмета, которые возможно выбрать самостоятельно. По завершении 11 класса для поступления в ВУЗ необходимо успешно сдать ЕГЭ, включающий в себя математику и русский язык как обязательные предметы, а также те две дисциплины, которые необходимы для поступления в учебное заведение.

Многие аспекты действующей системы образования становятся поводом для дискуссий. Наибольшее количество споров возникают из-за введения новых государственным экзаменов вместо существовавших в советское время.

Сегодня многие осуждают введение единого государственного экзамена. Педагоги не устают повторять, что подготовка к ЕГЭ ведет к натаскиванию, обесцениванию устных ответов, а плохие оценки, полученные на экзамене, порождают глубокие стрессы у школьников[5].


ГЛАВА 2. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН

§1. Система образования в США

США относятся к странам-лидерам по качеству образования.

Особенность системы образования США заключается в том, что она контролируется не централизованно, а на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство лишь финансирует государственные учебные заведения.

Концепция образования США создана по принципу Liberal Arts, подразумевающем личный выбор школьниками своих жизненных приоритетов и самостоятельное несение ответственности за свои действия. Еще во время учебы в школе американцы могут изучать учебные дисциплины, которые понадобятся им для получения будущей профессии.

В школах США оценочная система буквенная, 5-балльная. A – наивысший балл, F – самая низкая оценка. Используются также обозначения Р (зачет) и N (незачет).

В США существуют как бесплатные государственные школы, так и платные частные, в которых более высокий уровень образования.

В основной массе школ учеба начинается в конце августа – начале сентября, а продолжительность учебного года варьируется от 170 до 186 дней. Учебная неделя в США пятидневная. Продолжительность учебного дня составляет 5-6 часов. Длительность урока – 30-45 мин, перемены – 2-5 мин, обеденный перерыв длится полчаса.

Обучение в американской школе состоит из 2 этапов: начальная школа и средняя школа.

Начальное образование (Elementary School) является обязательным. Срок обучения составляет 5 лет: с 1 по 5 классы. Всех учеников разделяют на классы по результатам теста на уровень IQ, учитывая их умственные возможности. Учебный план подразумевает наличие таких дисциплин как чтение, письмо и арифметика. Остальным наукам уделяется меньше внимания.

Среднее обязательное образование (Secondary Education) в США делиться на две ступени: младшая и старшая средние школы.

В младшей школе (Middle School) обучение длится на протяжении 3 лет – с 6-го по 8-й классы. Обязательными дисциплинами являются английский язык, математика, естественные и общественные науки, физическая культура. Также в младшей школе формируются классы с углубленным изучением определенных предметов.

По завершении 8-го класса ученики переводятся в старшую школу (High School), где они обучаются обязательным для всех и самостоятельно выбранным дисциплинам. Обучение в старшей школе длиться 4 года – с 9-го по 12-й классы.

В некоторых школах США предусмотрен 13-й класс – так называемая Advanced Placement Programme. Посещать его могут те, у кого есть желание поглубже изучить дисциплины, которые будут профильными в вузе[6].

После завершения старшей средней школы школьники сдают итоговый экзамен Scholastic Aptitude Test – SAT I или SAT II. SAT I сдают те, кто будет поступать в колледжи или университеты среднего уровня, а SAT II необходим тем, кто собирается поступать в лучшие ВУЗы страны.

§2. Система образования в Великобритании

Концепция британского образования формировалась в течение длительного времени. Сейчас она является эталоном качественного образования.

Образовательная программа в Великобритании регулируется государством. При этом существуют государственные (State School) и частные (Independent или Private School) типы школ. Также очень распространены частные школы-пансионы (Boarding School), в которых школьники проживают в течение всего ученого года.

В Великобритании имеется колоссальное многообразие видов школ, которые различаются согласно формам обучения, учебной нагрузке и профилям обучения, а также по половой принадлежности учеников.

Знания учащихся оцениваются по системе A-U. Оценка А - отлично, как правило, встречается очень редко. B - очень хорошо, С - хорошо, D – нормально или не совсем успешно, E - плохо, F - ужасно или очень плохо, N - не аттестован, U - провал (unclassified)[7].

Учебный год в Британии делится на семестры. Начинается он 1 сентября, а завершается 30 июня.

В начальной школе проходят обучение дети в возрасте от 5 до 11 лет. В 9-10 лет производиться акцент на самостоятельное обучение и уделяется внимание подготовке к GCSE (General Certificate of Secondary Education). Школьники изучают базовые и несколько необычные (например, латинский язык) дисциплины. Значительное внимание уделяется предметам, связанным с искусством. Практикуется разделение на потоки, при котором для занятия по предмету создается группа из учеников разных классов со схожей степенью способностей.

После начальной школы учащиеся переходят в среднюю, где обучаются до 16 лет. Последние два года обучения отводятся на подготовку к GSCE.

После получения сертификата о среднем образовании можно завершить школьный курс и получить профессиональное образование в колледже или перейти в старшую школу.

Желающие стать студентами ВУЗа в 16 лет начинают подготовку к экзаменам AS qualifications. На первом году обучения сдаются экзамены A1-levels, а после второго — A2-levels. Оценки, полученные при сдаче AS Level, являются вступительными в ВУЗы Великобритании.


ГЛАВА 3. СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СССР, РФ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ

§1. Сходства и различия систем образования в СССР, РФ и англоязычных странах

Основания сравнения

СССР

Россия

США

Великобритания

Система оценивания

5-ти балльная

5-ти балльная

5-ти балльная, буквенная

8-ми балльная, буквенная

Продолжительность учебного курса

10 (11) лет

11 лет

12 (13) лет

13 лет

Продолжительность учебного года

1 сентября – май/июнь

1 сентября – конец мая

Конец августа/начало сентября – начало июня

1 сентября – 30 июня

Длительность учебной недели

6 дней

6 дней

5 дней

5 дней

Длительность учебного дня

Примерно 6 часов

7-8 часов

5-6 часов

7 и более часов

Школьная форма

Единая, обязательна во всех школах

Обязательна не во всех учебных заведениях

Обязательна не во всех учебных заведениях

Обязательна во всех учебных заведениях

Выпускные экзамены

В 8 и 10(11) обязательные выпускные экзамены

ОГЭ после 9 класса и ЕГЭ после 11

Итоговый экзамен после завершения школы

GCSE – после средней школы, A-levels – для поступления в ВУЗ

Составление учебного плана

Централизованно

Централизованно

Децентрализовано

Децентрализовано

Наличие частных школ

Не было

Есть

Есть

Есть

Возраст поступления в школу

7 лет

6-7 лет

5 лет

5 лет

Возраст при окончании школы

17 лет

17-18 лет

17-18 лет

16-18 лет

§2. Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России

Итак, исходя из данных, приведенных в таблице я могу сделать вывод о том, что сохранилось в российской системе образования со времен СССР, а что подверглось модификациям и стало схожим с англоязычными странами.

От Советского Союза Россия сохранила 5-ти балльную систему оценивания знаний, длительность учебной недели, централизованный контроль государства за системой образования, возраст поступления в школу и ее окончания. Схожей осталась и продолжительность учебного года, немного сократившись.

Нововведениями, перенятыми от англоязычных стран, стали отмена обязательной школьной формы по примеру США и создание государственных экзаменов в выпускных классах в формате тестирования по примеру Великобритании, от которой также было перенято увеличение продолжительности учебного дня, вследствие чего увеличилась нагрузка на учащихся. Кроме того, в России помимо государственных, появились частные школы.

Продолжительность учебного курса в современной России также отличается от той, что была в СССР, но при этом не совпадает с Великобританией или США, поэтому является компромиссным вариантом между пережитками прошлого и нововведениями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными целями и задачами я провела исследование на тему «Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России».

Это исследование дало мне возможность сделать некоторые выводы о том, как системы образования англоязычных стран, а именно США и Великобритании, воздействовали на систему образования РФ.

Я изучила множество интернет-ресурсов, федеральный закон РФ и постановление Совмина СССР по теме моего проекта, выявила изменения, произошедшие в российском образовании со времен СССР, а также сходства и различия в современных системах образования РФ, Великобритании и США.

Итак, англоязычные страны действительно оказали влияние на сегодняшнюю концепцию российского образования. Однако, достаточно сложно дать правильную и конкретную оценку этому влиянию. Некоторые из изменений абсолютно логичны, они помогают России развиваться, идти в ногу со временем и быть достойным конкурентом на международной экономической и политической арене. Но другие нововведения наоборот усложнили процесс обучения и ухудшили качество получаемых знаний.

Как итог, могу сделать вывод, что российская система образования на данный момент не совершенна, предстоит еще много работы для создания идеальной концепции обучения, но сейчас всем учащимся школ необходимо осознать важность качественного образования и самообразования, стремиться получить как можно больше знаний и навыков, постоянно совершенствоваться в любой сфере деятельности.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 303, 31.12.2012
  2. Постановление Совмина СССР от 08.09.1970 N 749 "Об Уставе средней общеобразовательной школы"//"Свод законов СССР", т. 3, с. 256, 1990 г.
  3. Система образования в Великобритании. // URL: http://www.obuchenie-v-uk-samostoyatelno.narod.ru/
  4. Система образования Великобритании // URL: https://visaapp.ru/ucheba-za-granitsej/sistema-obrazovaniya-velikobritanii.html
  5. Система образования в СССР // URL: http://newspolitics.ru/sistema-obrazovaniya-v-sssr.html
  6. Современная система образования в России // URL: http://newspolitics.ru/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii.html#comments
  7. Как устроена система образования России // URL: https://edu-russian.ru/kak-ustroena-sistema-obrazovaniya-rossii.html
  8. Особенности системы образования в США // URL: https://zagranportal.ru/ssha/obuchenie-ssha/sistema-obrazovaniya-v-ssha.html
  9. Cистема образования в США // URL: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/usa/

[1] Постановление Совмина СССР от 08.09.1970 N 749 "Об Уставе средней общеобразовательной школы"//"Свод законов СССР", т. 3, с. 256, 1990 г.

[2] Постановление Совмина СССР от 08.09.1970 N 749 "Об Уставе средней общеобразовательной школы"//"Свод законов СССР", т. 3, с. 256, 1990 г.

[3] Система образования в СССР // URL: http://newspolitics.ru/sistema-obrazovaniya-v-sssr.html

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации"//"Российская газета", N 303, 31.12.2012

[5] Современная система образования в России // URL: http://newspolitics.ru/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii.html#comments

[6] Особенности системы образования в США // URL: https://zagranportal.ru/ssha/obuchenie-ssha/sistema-obrazovaniya-v-ssha.html

[7] Система образования в Великобритании. // URL: http://www.obuchenie-v-uk-samostoyatelno.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Мультфильм про современную систему образования в России "Дрессировка".

Предлагаю взглянуть со стороны на то, что делаем мы - учителя, начальники, ученики, родители. Адрес - http://www.youtube.com/watch?v=__4lpVuw-jE&list=UUGtta8bLfl1ZONaqGJAQOCA&feature=plc...

Влияние субъектов образования на формирование патриотически - ориентированного образования

Давно известно, что окружение влияет на становление человека. Взаимодействие с субъектами образования и воспитания приносит большие результаты в воспитании человека. Объединение усилий окружающих прин...

В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного

Образование- один из важнейших приоритетов социальной политики российского государства. С его реализацией напрямую связаны успехи нашей страны, наращивание ее интеллектуального и экономического потенц...

Различительные особенности языковых реалий, связанные с системой образования англоязычных стран

В данной статье приводится сравнительный анализ языковых реалий, связанные с системой образования в Великобритании и США...