Технология оценивания.Новая эффективная дидактика
презентация к уроку
Известно, что самое эффективное и качественное обучение это самообучение. Поэтому процесс обучения в новой дидактической системе представляет собой управление самообучением учащихся и основан на усовершенствованной теории обучения, на использова-нии новой педагогической идеологии, на новой организации учебного процесса, на использова-нии психологической системы, автоматически управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося, независимо от их количества в классе. Новая дидактическая система обучения, гарантирует успешность в достижении учебных целей всеми учащимися в любом учебном заведении, на любом учебном предмете. Реально даёт 100% качество обучения, по сравнению с существующими 30-40 процентами. (Из доклада Н.Леонова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_otsenivaniya.novaya_effektivnaya_didaktika.pptx | 550.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность.С введением Федерального государственного образовательного стандарта, системообразующей составляющей которого стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, изменилось и представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Безусловно, все это невозможно без адекватного восприятия как личности себя самого и другого участника образовательного процесса (учителем и учеником) и без оценивания результатов учебной деятельности не только учителем, но и самим обучающимся.
Процесс самооценивания является одним из решающих факторов успешности учебной деятельности школьников, он связан с перспективой формирования самооценки школьника с учетом личностно ориентированного, дифференцированного, деятельностного подходов к учебному процессу. Так считает и Н.Ф. Леонов , разработавший свой способ самооценивания учащимися собственной учебной деятельности. В своих работах он утверждает, что сложившаяся система оценки знаний малоэффективна, не отвечает современным требованиям, не дает объективной картины знаний, поскольку не только не способствует прочному усвоению учебного материала, но даже и отбивает само желание учиться. Леонов предлагает такой способ, когда учащиеся сами оценивают свои знания и ставят себе оценки, назвав его новой эффективной дидактикой.
Новая эффективная дидактика-эта новая дидактическая система, раскрывающая конкретную, простую технологию учебного процесса, гарантирующую успешность в достижении учебных целей на любом учебном предмете, при этом не требует каких-либо дополнительных материальных, технических средств и методических разработок. Технология Леонова Н.Ф. предназначена для использования, как в средних, так и высших учебных заведениях. Она высокоэффективна как на очном, заочном так и дистанционных формах обучения. Технология доступна любому педагогу, желающему создать высокоэффективное, высококачественное и бесконфликтное обучение на любом учебном предмете. Данная технология основана на новой педагогической идеологии, на новой организации учебного процесса, на психологической системе, автоматически управляющей эффективностью познавательной деятельности каждого учащегося независимо от их количества в классе, в группе. В учебном процессе с данной технологией все учащиеся сами (независимо есть у них интерес к учёбе или нет) стремятся тщательно освоить весь курс предмета без пробелов в знаниях и умениях, предусмотренных учебной программой или стандартом образования по конкретному предмету. На сегодняшний день эта технология учебного процесса, самая эффективная, самая совершенная из всех существующих .
Учащимся на уроке даётся учебное «производственное» задание, состоящее из нескольких частей. Даются критерии оценки выполнения задания. Выполняя задание, ученик оценивает каждую часть выполненного задания. Выставляет себе оценку своей работы за каждую его часть, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить при проверке. Также как на производстве, самоконтроль – основа качества производства. Затем продукция проходит через ОТК (отдел технического контроля), где качество произведённых деталей проверяется выборочно. Либо совсем не проверяется, если человеку за систематическое высокое качество изделий доверили и вручили личное клеймо качества.
Выполняя задание, учащийся использует личностную систему управления своей познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. Последовательность и характер управляющих действий личностной системы управления не отличается от последовательности характера действий любой другой управляющей системы такого же типа. В цикл её деятельности входит: 1) Постановка задачи. 2) Выработка критериев достижения цели. 3) Планирование деятельности. 4) Поэтапное выполнение деятельности. 5) Поэтапный контроль достижения цели. 6) Поэтапное корректирование достижения цели. 7) Итоговый контроль достижения цели.
Личностная система управления ответственна , прежде всего, за накопление опыта, обеспечивающего жизнедеятельность человека. Поэтому управление процессом учения, то есть обучение, должно быть основано на двух согласованных контурах управления, имеющих общую цель управления . Один контур управления возглавляет учащийся, получая соответствующие знания и умения и регулируя их усвоение в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями. Другой контур управления возглавляет педагог, основанного на использовании результатов поэтапного контроля достижения цели из личностной системы управления ученика. Это пятый – седьмой шаг цикла управления (поэтапный контроль достижения цели, поэтапное корректирование достижения цели и итоговый контроль достижения цели). Что и обуславливает необходимость педагогического сотрудничества учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Работа ученика и учителя в направлении достижения общей цели делает их равноправными партнёрами. Поэтому существующие авторитарные взаимоотношения в учебном процессе педагогически и психологически совершенно недопустимы и не правомерны.
« Процесс обучения, основанный на использовании в управлении познавательной деятельности результатов из личностной системы управления учением учащихся, есть главный ключ в решении проблемы качества и доступности образования именно всем учащимся, »-считает Леонов Николай Филиппович. Согласование работы двух контуров управления обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество учащегося с педагогом, которое позволяет более эффективно достигать свои цели в обоих контурах управления. Так в учебном процессе создаётся ситуация взаимоуправляемости элементов системы педагог - учащийся.
Для нормального управления обучением необходимо и целесообразно непрерывно или дискретно, но систематически, получать информацию от каждого ученика о степени усвоения им знаний и формирования умений на каждом занятии. Учитывая информацию о степени усвоения материала каждым учащимся, педагог может своевременно и правильно осуществлять обоснованные воздействия на процесс обучения, обеспечивая ему развивающий и целенаправленный характер. Следовательно, грамотное и эффективное управление учением невозможно без интенсивной обратной связи с каждым конкретным учащимся . Очевидно, что такую информацию можно получить: во-первых, учителем, при персональной проверке знаний каждого ученика; во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями; в-третьих, от самого ученика, сверившего свои знания с неким "эталоном", т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге.
Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал проблему оперативной обратной связи путем деления учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных учащихся. Третий способ получения обратной связи применятся в технологии Леонова Н.Ф. Психика учащегося больше всего настроена на соответствие его самооценки с оценками его сверстниками и взрослыми. Расхождение между самооценкой подростка, связанной с осознанием своих возможностей с внешней оценкой вызывает у него психический дискомфорт. Такое психическое состояние детей обуславливает возможность использования самооценки знаний и умений школьников для создания интенсивной обратной связи. В тоже время кто без проверки знаний учащегося лучше его самого может знать, как он усвоил тот или иной учебный материал?
Организовав самоконтроль и сбор самооценок, создаём новый вид обратной связи , при которой, не проводя традиционного контроля знаний, получаем обратную связь об усвоении той или иной порции учебного материала учащимися. Для этого надо: 1) создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний учащихся; 2) управлять достоверностью самооценки; 3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; 4) использовать полученную информацию для полной ликвидации пробелов в знаниях каждого учащегося по изучаемому материалу. С этой целью, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и самооценки учащимися, даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала.
Кроме того, текущий изучаемый учебный материал (трудовое задание учащимся) разбивается на части (от3 до 6). Задание (оно одновременно является и классным и домашним) в виде частей нового учебного материала записываем перед его объяснением. Поэтому объяснение нового материала учителем всегда выступает пояснением выполнения задания. Выполнение каждой части учебного задания учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за предыдущий урок. Это опосредованная оценка, на которую он претендует и обязуется каждую из этих оценок защитить, если учитель ему предоставит такую возможность. Наряду с этим, выдвигаются некие санкции, например, в случае значительного завышения оценки, его оценка не зачитывается, а в журнале останется пустая клетка. Пустая клетка в журнале (как потом узнаем) это очень сильный стимул для последующей продуктивной деятельности любого ученика.
Организация сбора и фиксации самооценок происходит следующим образом: дома каждый учащийся после выполнения задания, независимо от того, письменное оно или устное, должен поставить себе оценку за знание или умение каждой части задания. Затем записывает эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки. А также пишет свою фамилию, имя. Эти листочки, учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и оформление информации, который последовательно, соответственно фамилиям, записывает получаемую информацию в специальную тетрадь или в сводную ведомость компьютера. В начале граф оценок каждой части задания записываются названия частей задания в виде вопросов, подзаголовков, параграфов или номеров задач. Таким образом,до начала урока учитель получает подробную информацию: о результатах усвоения учебного материала и выполнения производственного задания каждым учащимися и всего класса в целом.
Составляется сводная ведомость , в которой видно, как каждый учащийся усвоил изучаемый материал, смог выполнить ту или иную часть задания. Вот так просто устанавливается систематическая весьма информативная, дискретная обратная связь ученик – учитель. Вступает следующий этап управленческого цикла - корректирование знаний учащихся. Это-то, чего нет в существующем учебном процессе. Корректирование знаний происходит, как правило, с помощью учащихся защищающих свои оценки. Фактически в структуре урока вместо существующего контроля знаний имеет место повторение и закрепление знаний, выполняющее обучающую функцию для слабо подготовившихся учащихся. В это время учитель проверяет только подготовившихся учащихся, таким образом происходит защита самооценок.
Поскольку бывает, что учащиеся по разным причинам имеют пропуски уроков и низкие самооценки, а значит и пробелы в знаниях по темам этих уроков, поэтому у каждого учащегося на каждом уроке в журнале должна стоять его опосредованная высокая оценка. А если в какой-то клетке журнала оценки нет, или стоит низкая оценка, то это является сигналом педагогу и учащемуся о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного учащегося. Так как оценка знаний, умений производится на каждом уроке, то тем самым выдвигается очень мощный стимул для учащихся по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие, за семестр учащиеся выставляют себе округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных часов (занятий) в четверти или полугодии по данному предмету. Это та оценка, на которую они претендуют в четверти и обязуются её защитить, если им это будет предложено.
Самооценки чаще всего занижаются по сравнению с оценками учителя. Об этом есть весьма достоверные, независимые исследования А.В. Усовой, В.Г. Гуровой и А.Н. Косовичевой . Учащиеся гораздо в большей мере дорожат доверием учителя, чем величиной поставленной ими самооценки. Высокая эффективность и качество учебного процесса с данной дидактической системой позволяет (при высоком качестве обучения) на четверть сократить время изучения каждого учебного предмета. \
С этой целью, для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и самооценок учащихся, даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала. За показатель характеристики качества усвояемости принимаем оценку ученика (в пятибалльной системе) каждой части им подготовленного задания. Для этого ученикам предлагаем критерии оценки знаний в виде: • баллом "5" оценивается ответ, показывающий знание и глубокое понимание изученного материала; • баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала; • баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала; • баллом "2" оценивается ответ; обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала; • баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала
Дидактическая система, о которой идёт речь, разработана успешно и эффективно применяется в школах творческими педагогами Московской, Ленинградской, Горьковской, Ростовской областей, Тувинской АССР, в том числе при массовой проверке экспериментальных и пробных учебников по физике автора Н.М. Шахмаева в НИИ школ МП РСФСР в шести регионах России. В результате опытной проверки отмечалась её очень высокая эффективность и целесообразность.
.Литература: 1Н. Ф. Леонов. - Москва : Спутник+, 2009. 2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская . – М.: Логос, 2010. – 264 с. 3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Ф68 Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Отличительной чертой применения ИКТ в процессе об...
"Технология оценивания. Новая эффективная дидактика"
Известно, что самое эффективное и качественное обучение это самообучение. Поэтому процесс обучения в новой дидактической системе представляет собой управление самообучением учащихся и основан на усове...
Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.
Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик" ...
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....
«Технология проектной деятельности» - эффективная деятельностная (событийная) технология воспитания школьника.
Технология проектов – это комплексная технология, которая позволяет индивидуализировать учебный и воспитательный процесс, даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании,...