Игровые технологии на уроках физики
статья

Петрова Галина Викторовна

Игровые технологии на уроках физики

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Галина Викторовна, учитель  физики МАОУ СОШ 46 г.Улан-Удэ

Игровые технологии на уроках физики

Образование - это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Большое внимание педагоги стали уделят сочетанию традиционных и новых педагогических технологий, применению современных методик  и проверенных временем способов обучения. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Игра является одним из основных видов деятельности человека, особенно  ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры  состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

 Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

       Спектр целевых ориентаций игр:

  1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.        

        Физика как школьный предмет имеет  широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 7 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.  

Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным и разнообразным. Обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

В таких играх завоевание победы - очень сильный мотив, побуждающий к деятельности. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те учащиеся, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.

Приведем некоторые примеры  игр, которые легко и интересно проводятся на уроках физики, но, не смотря на свою игровую форму, имеют педагогические цели и результаты:

  1. «Эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают «эстафетную палочку» следующему для ответа ученику в своем ряду. Таким образом, можно устроить соревнование между тремя рядами в классе.  
  2. «Что лишнее и почему» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Пример: наблюдение, опыт, ампер, эксперимент
  3. «Найди физическую ошибку» - учитель составляет подборку физических объектов, у которых неправильно указывает их значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.

Пример: масса – метр; сила – ньютон, работа – джоуль, давление - паскаль. Другой вариант такой игры – это специально допущенная ошибка в тексте описания  какого - то явления, только что изученного учащимися.

Пример: «Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места возникновения, называются волнами. Упругие волны – это волны, в которых колебания происходят вдоль направления их распространения» (нужно – продольные волны).

Следующий пример использования специально допущенной ошибки может быть сформулирован так: из двух приведенных фраз определите –

А) верно только предложение под №1,   Б) верно только предложение под №2,

В) верны оба утверждения,                      Г) оба утверждения неверны.

№1«Переход вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением»

№2«Переход вещества из жидкого в твердое, называется деформацией»

  1. «Почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по темам, приборам, законам и т.д.      Амперметр – сила тока;   барометр -…..; вольтметр -…..;   и  т.д.
  2. «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда.
  3. «Узнай ученого физика по  описанию его научной деятельности». Пример: французский физик и математик, создатель первой теории, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежала гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». (Андре Мари Ампер)

Вариант – «Узнай ученого по его портрету»  (И. Ньютон)

  1. Игра – урок. Пример:  виртуальная лаборатория,  конференция, посещение технического музея, встреча ученых и т.д.
  2. «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с карточками заданиями по решению задач по определенным темам, когда учащиеся показывают полученные ответы,  а «хронометрист» - другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся.
  3. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся, видя их расшифровку продолжают фразы  указанием термина.  От площади соприкосновения тел максимальная сила трения покоя ….зависит (да, нет)
  4.  «Бой знатоков физики» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.  Примеры вопросов:
  • Почему стенки в некоторых нефтяных резервуарах делают более толстыми в нижней части?
  • В три одинаковые коробки запаковали по 20 ложек одинакового размера. В одной коробке находятся алюминиевые ложки, в другой - серебряные, а в третьей - стальные. Как, не раскрывая коробок, определить, где какие ложки запакованы?
  • Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленном от оси вращения?
  • В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
  • Пловец, неподвижно лежащий на поверхности воды, делает глубокий вдох и выдох. Как изменяется при этом положение тела пловца по отношению к поверхности воды?
  • Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?

  1.  «Занимательная физика» - ребусы, кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания.  Примеры ребусов с физическим смыслом:

(вакуум)

(опыт)

(маятник)

Литература:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
  2. Семина Г.В. Игровые технологии на уроках физики. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/ 
  3. Скибко Т.А. Игровые технологии на уроках физики. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Социо-игровые технологии на уроках физики

В статье описаны теоретические аспекты преподавания физики в школе с применением социо-игровых технологий. Так же в статье рассказывается о личном опыте применения социо-игровых технологий....

Применение игровых технологий на уроках физики

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает сущес...

Использование игровых технологий на уроках физики

  В статье представлены элементы уроков физики в 7 классе с применением игровых технологий из опыта учителя физики Суховой Н.В....

Применение игровых технологий на уроках физики

Современные средства эффективности урока...

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Конспект урока по физике в 7 классе. Тема урока:    Вес воздуха. Атмосферное давление. Цели урока: Образовательные: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, эксперим...

Презентация "Игровые технологии на уроках физики"

Игровые технологии на уроках физики...