Методическая разработка на тему: «Мастер – класс, как эффективная форма обобщения и передачи знаний и развития творческих способностей у обучающихся».
методическая разработка

Татьяна Алексеевна

Мастер – класс - это эффективная форма обобщения и передачи накопленных знаний способствующих в развитие творческих способностей у обучающихся. Передавая свой неповторимый, оригинальный метод ли способ подачи информации, обобщая и распространяя полученные знания интересными и нестандартными средствами и способами, педагоги, добиваются гораздо больше положительных результатов в своей работе, выявляя на ранних уровнях потенциал и предпочтения у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_master-klass_tta.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Дом детского творчества»

Мучкапского округа

                                                                                                   

Методическая разработка

на тему: «Мастер – класс, как эффективная форма обобщения и передачи знаний и развития творческих способностей у обучающихся».

Автор: педагог дополнительного

 образования Трубникова Т.А.

2024

Мастер – класс - это эффективная форма обобщения и передачи накопленных знаний способствующих в развитие творческих способностей у обучающихся. Передавая свой неповторимый, оригинальный метод ли способ подачи информации, обобщая и распространяя полученные знания интересными и нестандартными средствами и способами, педагоги, добиваются гораздо больше положительных результатов в своей работе, выявляя на ранних уровнях потенциал и предпочтения у обучающихся.

Центральным звеном в данной форме передачи знаний является демонстрация, то есть наглядная форма передачи методов и приемов определенного содержания и практическое вовлечение участников образовательного процесса в итоговый результат.

В настоящее время очень важно суметь заинтересовать обучающегося и в полной мере дать возможность самостоятельно достичь им поставленных целей и задач.

В процессе проведения занятия в форме мастер-класса необходимо заявить поставленную задачу, совместно и интересно сформулировать пути ее решения, для достижения поставленного результата. Это в полной мере относится как к обучающимся, так и к педагогу.

Можно выделить несколько этапов подготовки и проведения мастер-класса:

  1. Поиск актуальной и своевременной темы: в преддверии Нового года – изготовление символа наступающего года, накануне праздничных дат – 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, Последний звонок - изготовление сувениров на соответствующую тематику и т.д.;  
  2. Определение формы подачи материала в зависимости от возраста участников, выбранной темы, обстановкой и другими факторами: традиционная форма или онлайн-мероприятие;
  3. Проведение мастер-класса: теоретическая часть (озвучивание темы, обмен мнениями, изучения техники безопасности при проведении работ, включение участников в активную творческую деятельность, постановка задачи и озвучивание способа ее реализации, возможность для самостоятельной творческой самореализации и т.д.) и практическая часть (предложение способа и методов выполнения сформулированной темы, контроль за ходом выполнения работы, использование в качестве приоритетных форм взаимодействие педагога и обучающихся, сотрудничество и совместный поиск решений);
  4. Подведение итогов: самостоятельное подведение итогов мастер-класса его участниками и обобщение результатов педагогом.

 

Мастер – класс  целесообразней всего начать с актуализации знаний по заявленной теме, что позволяет расширить как теоретические представления, так и практические возможности его участников. Это так же позволит педагогу определить возможности освоения темы, уровень подготовки присутствующих и определится с темпом проведения мероприятия.

Необходимо изначально дать понять присутствующим, что итог будет напрямую зависеть от индивидуальных знаний и умений каждого, но само мероприятие обязательно поспособствует получению новых компетенций, и возможности их самосовершенствования.

Проводя мероприятие необходимо не только стремиться передать знания, но и обязательно дать понять участникам мероприятия, что имеющиеся пробелы в каких-либо сферах знаний, под силу устранить их активными действиями и желанием научится и освоить новую сферу деятельности. Задачи здесь стоят не простые: создать атмосферу открытости, сотворчества, взаимопомощи, доброжелательности. В их решении педагогу помогут личностные качества: коммуникабельность, интеллигентность, культура поведения, творческий профессионализм и т.д.

Правильно определиться с ходом проведения мастер-класса и формой подачи его для различных по степени подготовленности участников, важная задача и залог успеха мероприятия.

В современных реалиях и с учетом бурного развития цифровых возможностей одной из актуальных форм проведения мастер-классов становятся онлайн трансляции, сетевые дистанционные встречи, марафоны и различные вебинары.  

Говорить о возможности полностью заменить ими традиционную очную форму мероприятия конечно не целесообразно, ведь главный фактор безопасность и возможно наличие противопоказаний у более юных участников мероприятий.

Так же в этой области передачи информации важно учитывать способность участников воспринимать и запоминать полученные знания в зависимости от их индивидуальных особенностей. Кому-то достаточно и наиболее продуктивно именно воспринимать картинку, красивую цветопередачу и эффективно подобранное яркое преподнесение материала, а кто-то для усвоения материала должен иметь прямой тактильный контакт с педагогом, для своевременного устранения ошибок и восполнения недочетов и пробелов.

Подготовка презентации и фиксация на ней этапов формирования итоговой работы, так же помогут в достижении наилучших результатов.

В зависимости от выбранной тематики, необходимо также правильно определиться с материалами и инструментами для работы. Важно правильно подобрать их как с точки зрения возрастных особенностей, так и в зависимости от показателя подготовленности.

Самым главным результатом проведенного мастер-класса станет желание его участников более углубленно ознакомиться с заявленной тематикой и овладеть новыми для себя областями знаний, возможно самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию.

Данные рекомендации были использованы при организации и проведении мастер-класса для жителей района в один из районных праздников. Это был творческий мастер-класс «Символы района», где его участниками стали дети младшей школьной группы.

Программа мастер-класса имела следующие цели и задачи:

1.Ознакомление участников с историей и традициями района, демонстрацией его символов;

2. Проведение практического показа подготовленных педагогом символов, а так же возможности изготовить свой символ из имеющихся материалов.

3.   Показ и демонстрация этапов оформления изделия;

4.   Изготовление изделия под руководством педагога;

5.    Подведение итогов и обмен полученными эмоциями.

Многие участники мероприятия оставили свой отзыв, в котором высоко оценили уровень организации мероприятия, сплоченность участников в выполнении поставленных задач, доброжелательную и приятную атмосферу, царившую в период проведения мастер-класса, актуальность выбранной темы, высокое профессиональное мастерство педагога и самое главное желание заняться представленным видом декоративно-прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un peu de l...

Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. В...

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»...

РЕЦЕНЗИЯ от ИНФОУРОКа на методическую разработку по теме: "Мастер - класс на тему: "Изготовление ёлочной игрушки" в технике "декупаж"

РЕЦЕНЗИЯ от ИНФОУРОКа на методическую разработку по теме: "Мастер - класс на тему: "Изготовление ёлочной игрушки" в технике "декупаж"...

Методическая разработка на тему: "Мастер-класс по фотографии"

Для чего нужны фотографии, общие правила успешной съемки, секреты кадрирования и основные ошибки начинающих фотографов...

Методическая разработка на тему: "Мастер-класс по фотографии"

Для чего нужны фотографии, общие правила успешной съемки, секреты кадрирования и основные ошибки начинающих фотографов...