Использование активных методов организации обучения для детей с ОВЗ.
статья

Прикуле Марина Николаевна

Материал будет полезен педагогам для организации обучения учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикуле М.Н.

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №19» г. Читы

Использование активных методов организации обучения для детей с ОВЗ.

Тезисы: современные формы и методы обучения, пассивные, активные, интерактивные методы, мотивация, организация обучения.

Владение современными формами и методами обучения является необходимым условием профессиональной подготовки педагога для обучения детей с ОВЗ. Группа детей с ОВЗ неоднородна, задачей учителя является отбор содержания занятия в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. При подборе содержания необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее известна классификация, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером, где методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; частично поисковый (эвристический); проблемный; исследовательский.[1]

Наиболее приемлемыми методами в работе учителя с учащимися с ОВЗ считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый методы.

Конечно, группа исследовательских методов предоставляет большие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для их реализации необходим высокий уровень сформированности у детей умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи и т.д. Далеко не все школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития, и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности, можно только постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. [2]

Конкретными формами организации работы являются урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия, учебные экскурсии, собеседования, индивидуальные и групповые консультации, внеурочные формы организации трудового обучения, домашняя учебная работа учащихся. Во всех формах важное значение приобретает характер взаимодействия учителя и учащихся.

По форме взаимодействия учащихся и учителя методы обучения можно разделить на три группы: пассивные, активные, интерактивные. Пассивные методы – это формы взаимодействия учащихся и учителя, при которых педагог является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Для усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

Активные методы – это формы взаимодействия учащихся и учителя, при которых учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока, при этом обучающиеся - активные участники урока.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, но интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока, а основными составляющими таких уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие этих упражнений от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только закрепляют уже изученный материал, но и изучают новый.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. И все-таки каждый метод активным делает тот, кто его применяет, то есть учитель.

Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам. [2]

Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося. Одной из особенностей большинства учащихся с ОВЗ является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения таких школьников. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. 

Именно интерактивные методы позволяют учащимся с ОВЗ почувствовать свои силы, возможности, способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание у детей взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей, понимания, что высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Использование педагогом в работе интерактивных методов и форм обучения дает ученику развитие личностной рефлексии, осознание включенности  в общую работу, становление активной субъектной позиции в учебной деятельности, развитие навыков общения, повышение познавательной активности и т.д.

 Целью школьного образования, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, является раскрытие и развитие потенциала каждого ученика, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Достичь эту цель поможет игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ, и значит, повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет педагогу чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Педагог, владеющий современными методами и формами организации обучения, реализующий комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения творческим, более интересным, эффективным, продуктивным, так как умеет правильно отобрать средства обучения, продумать цели урока, содержание учебного материала и учесть особенности учащихся класса.

Список использованной литературы:

  1. Дидактика средней школы / Под ред М.Н. Скаткина. - 2-е изд. - М., 1982.
  2. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  3. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов  100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый.  М.: ВЛАДОС, 2004. стр. 185.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения при изучении химии

Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

Технология использования активных методов на основе личностно ориентированного обучения

Технология использования активных методов на основе  личностно  ориентированного обучения  математикеобусловлена целями:1.     заинтересова...

Использование активных методов обучения как средства эффективной организации образовательного процесса

Введение2.       Теоретическая база опыта3.       Технология опыта3.1.         Активные методы перво...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Использование активных методов обучения в обучении иностранному языку

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной ...