Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал

Мункуева Соелма Бадмаевна

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения физического и психического здоровья школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

        В наше время практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов  и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни.

 В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

  Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, с учетом его способностей? Передо мной, как перед учителем русского языка, встает вопрос,  как развить интерес учащихся к своему уроку, как развивать  потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным уроки русского языка и литературы  для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания  образовательного и оздоровительного компонентов учебной  деятельности?

 Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, и  поэтому мы -  учителя-словесники, должны уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения физического и психического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

 Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику достигать положительных результатов в обучении. Принцип «ты можешь с этим справиться» - один из основополагающих принципов педагогической поддержки ученика.  

Уроки в нашей школе длятся 40 минут, и на каждом из этих отрезков времени рождается как интерес к предмету, так и скука. Класс может сплотиться вокруг интересующей  темы, но также легко  может предаться опасному безделью. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.  

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки,  кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. А если ребёнок отказывается выполнять физические упражнения, то ни в коем случае не стоит его заставлять.

Каждый новый урок – это  ступень в знаниях ученика, вклад в развитие его духовной, умственной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.  

Структурными элементами моих уроков выступают:

- приветствие;

- опрос самочувствия;

- релаксация;

- оздоровительные упражнения;

- рефлексия;

- прощание.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка

Что может сделать учитель на уроках русского языка? Прежде всего, учитель не должен  допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления, учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика. Стараться предусмотреть такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а  приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, при этом  у учащихся формирует оценочное суждение.    Видами релаксации могут быть различного рода  движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный  материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки,  и т.д.

4.Работа с текстами, пропагандирующими бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих (так  называемые валеологические тексты или валеологические задачи).

      Валеологические тексты я стараюсь включать практически при изучении каждой темы по русскому языку, что является эффективной реализацией основных идей развивающего обучения. Я считаю, что подобные задачи восполняют  знания моих учеников, восстанавливают потребность сохранения своего физического, психического и нравственного здоровья.

Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование  компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране,  требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий  характер. В своей практической деятельности я использую, например, грамматические сказки, разного рода презентации, работу с интернет-ресурсами.  

Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить  индивидуальное задание с использованием тестирования  по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа  материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

 Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Например, можно использовать «линию времени». В начале изучения новой темы  продемонстрировать слайд, на котором  начерчена «линия времени» с обозначенными на ней этапами изучения материала, формами контроля. Учитель рассказывает  о самых важных периодах работы, требующих от учащихся особого внимания. Линия времени позволяет ученикам  увидеть, какой материал они должны усвоить, определить срок изучения темы.  Это позволяет детям заранее настроиться на изучение нового материала, правильно распределить свои силы.

В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических условий очень важна. Профилактика переутомления может быть начата на одном уроке и продолжена на другом. Система уроков развития речи по русскому языку и уроков изобразительного искусства тесно взаимосвязаны. При изучении картин бытового жанра (Т.Н. Яблонской «Утро», С.Григорьева «Вратарь» и других) учитель изобразительного искусства обращает внимание, как на цветовое решение, так и на главную мысль полотна, подчёркивающую здоровый образ жизни: игры на свежем воздухе, необходимость выполнения утренней зарядки. Эта работа продолжается на уроках русского языка. Учащиеся пишут сочинения по данным картинам, выражая своё отношение к спорту.

Русский язык 7 класс.  

Подготовка к сочинению  по картине С. Григорьева «Вратарь».

Вопросы по картине:

1. Каким предстает перед нами вратарь?

2. Почему именно этого мальчика поставили на ворота?

3. Какими критериями пользуетесь вы при выборе вратаря?

4. Что помогает человеку добиваться этих качеств?

5. Кого из класса вы поставили бы на ворота?  Почему?

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением. При изучении односоставных предложений предлагаю творческие задания на тему: «Береги свое здоровье», «Твой завтрак», «Прогулка или компьютер» и т.д.

Использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ, текстов, пропагандирующих разные виды спорта, туризм и т.д.

Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Русский язык – богатый язык, он вмещает в себя всю мудрость и весь исторический опыт народа. В нем найдутся крылатые выражения и поговорки на все случаи жизни. Их можно объединить в «Словарь мудрых мыслей». Желательно, чтобы ученики завели такой «Словарь…» и делали в нем записи:

 «Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды»

«По яблоку в день – и доктор не нужен»

 «Здоров на еду, да хил на работу».

«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

Также с помощью подбора  текста можно развить определенные орфографические и пунктуационные навыки, решить учебные методологические задачи. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом – неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Ученики продолжают вести свой персональный Словарь мудрых мыслей:

«Пешком ходить - долго жить»

«Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься»

«Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье»

«Воздух, солнце и вода – три кита здоровья».

Также школьникам предлагается выполнить задания:

I. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

II. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегавших ежедневной тренировкой мышц.

III. Творческий словарный диктант.

1. Вид спортивной гимнастики   (аэробика)

2.Система физических упражнений, способствующая общему развитию организма и укреплению здоровья    (гимнастика)

3. Расслабление и снятие психического напряжения     (релаксация).

4. Правила времяпровождения  (распорядок дня)

Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты) – послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя больших затрат времени,  душевных сил и эмоциональной нагрузки.

  И все же цель таких уроков -  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения

На уроках литературы в средних классах читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. На всех уроках литературы важен психологический климат. Взаимоотношения учитель – ученик должны быть комфортными. Ученик должен доверять своему учителю. Сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, доброжелательность – вот что поможет избежать перегрузки на уроках. Личность учителя в этом плане играет важную роль. Шутки, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, пословица… и возрастает интерес к предмету и изучаемому материалу. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески.  Для этого использую такую форму работы как нестандартные уроки. Эти уроки создают благоприятный климат работы в классе, повышают эмоциональный фон, нормализуют психическое состояние и ученика, и учителя.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Применяя в своей педагогической практике различные направления здоровьесбережения, я выделила общие достоинства и недостатки здоровьесберегающих технологий.

     

Достоинства

Недостатки

1.Формирует у учащихся интерес к предмету.

2.Устанавливает с учащимися доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

3.Создает условия для психологической адаптации школьников.

4.Формирует у учащихся основные понятия здорового образа жизни.

1.Требуется много времени  для подготовки к уроку.

2.Занимает дополнительное время на уроке (в частности проведение физминуток).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

в 5 классе.

Тема: Словообразование и орфография (повторение изученного).

Цели: 1. Повторить основные сведения по словообразованию, полученные в 5 классе;

2. Совершенствование умения определять зависимость правописания слова от его строения;

3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Ход урока.

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Здоровье – всему голова.

Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками.

- Выделите грамматические основы, дайте характеристику предложений, объясните постановку тире.

2. Задание по группам.

Рассмотрите схему, расшифруйте ее. Запишите производные слова и разберите их по составу.

Перед вами однокоренные слова или формы одного и того же слова? Дайте толкование слова.

                                   - еньк (ий)

                                   - енн (ый)

     здоровый                        не  + (ый)

                                   - е (ть)

                                    о +   -и (ть)

здравница

здравницу

здравницей

здравнице

 

- Чем отличаются однокоренные слова от формы слова?

- Зависит ли правописание слова от его строения?

3. Выполнение упражнения № 98

4. Физкультминутка

5. Заполните таблицу примерами.

В корне

В приставке

В окончании

Сдать, болеет, убирать, сберечь, варенье, беспомощный, кашляем, воспаление, выросла, дышишь.

- Какое слово вы никуда не записали? Почему?

 - Используя данные слова, составьте предложение о необходимости  сохранения здоровья.

6. Гимнастика для  глаз

7. Диктант «Проверь себя»

- Объяснить пропущенные орфограммы.

Мы живем в кл..матических условиях, которые далеки от ид..альных. Сохр..нить свое (с,з)доровье в наших силах. Надо занимат(?)ся закаливанием, вести активный образ жизн… В пищ.. надо старат(?)ся употреблять больше овощей и фруктов. В помещени.. надо регулярно уб..рать.  Для лечения можно использовать дикор..стущие р..стения.

-Какой общей мыслью объединены данные предложения?

- Почему о здоровье надо заботиться с детства?

Обобщение полученных знаний.

8. Домашнее задание.

Упражнение № 100  1 группа – задание + продолжить текст

                                    2 группа – только задание учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Русский язык- серьезный и сложный предмет.Учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям....