Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
методическая разработка

         Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  (ФГОС) заостряет  внимание  на  том,  как  обеспечить  условия  для  личного  развития учащихся,  тем  самым  поощряя  учителей  применять  инновационный  подход  к их  работе.  Личностно-ориентированное  обучение  –  это  неотъемлемая  часть современного  образовательного  процесса,  но  при  этом  творческое  развитие личности  начинается  только  тогда, когда  она  овладела  в  достаточной  степени языком  и  речью.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_vyyavleniyu_sposobnostey.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках родного (бурятского языка) и литературы.

         Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  (ФГОС) заостряет  внимание  на  том,  как  обеспечить  условия  для  личного  развития учащихся,  тем  самым  поощряя  учителей  применять  инновационный  подход  к их  работе.  Личностно-ориентированное  обучение  –  это  неотъемлемая  часть современного  образовательного  процесса,  но  при  этом  творческое  развитие личности  начинается  только  тогда, когда  она  овладела  в  достаточной  степени языком  и  речью.  Чтобы  достичь  поставленной  цели  и  развить  творческие  способности ребёнка, учитель должен исходить из следующих условий:  1)  развитие  творческих  способностей  доступно  для  каждого  из школьников;  2)  атмосфера  в  школе  во  время  учебной  деятельности  должна соответствовать общей культуре; 3)  ученики должны доверять учителю, а  его  помощь им  по возможности должна  быть  не  слишком  явной,  больше  направляющей  в  правильное  русло, чем директивной; 4)  используемые  методики  должны  стимулировать  познавательные интересы  учеников,  в  том  числе  и  с  использованием  игры  и  творческих заданий. Последнее  особенно  важно.  Только  умелое  сочетание  методик  учёбы  и игры способно в полной мере развить способности учеников.

        Приступая  к  работе  по  формированию  у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:

  • использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения, частично-поисковых, проблемных, проектных).
  • равные возможности для всех обучающихся;
  • создание ситуации успешности:
  • мотивация обучающихся;
  • взаимодействие с семьёй.

Одной из приоритетных задач  школа ставит «развитие творческой среды для выявления особо одаренных детей в каждой общеобразовательной школе». 

 В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты. Провожу нестандартные формы уроков: аяншалгын хэшээл (урок-путешествие) ; эрэлхэг зоригой (урок мужества); хэшээл – наадан (урок-игра) ; хэшээл - ? (урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ). При проведении традиционных уроков литературы использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, использование ИКТ. Например, после изучения творчества современных бурятских поэтов в 9-м классе провожу урок-презентацию «Дуратай уран зохёолшондо бэшэг»», на котором учащиеся делают посвящения (кто прозой, а кто и стихами), изучение творчества поэтов заканчивается уроком-концертом и др. В этом году провели внеклассное мероприятие «Уянгата зохеолой үдэшэ», посвященное к 75 - летию со дня рождения Г.Ж.Раднаевой.

         Помимо нестандартных уроков и внеклассных мероприятий, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся пронизывала весь учебный процесс как на уроках литературы, так и на уроках  бурятского языка.     

       В 5-6 классах при прохождении темы «Арадай аман зохеол» (устное народное творчество) предлагаю в качестве домашнего задания написать сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке бурятского языка иногда дети сочиняют сказку о какой – либо части речи. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме, например « Тэмдэгэй нэрын юумэнэй нэрын орондо ороhон тухай» (как имя прилагательное заняла место имени существительного и т.п.), «Лексикын ороноор аяншалга» ( «Путешествие по стране Лексике»). А на уроке литературы, развивая творческое воображение, например, при изучении романа «Банзарай хүбүүн Доржо» («Доржи, сын Банзара») в качестве домашнего задания получают: написать письмо первому бурятскому ученому, нарисовать каким представляется улигершин Борхоног и т.д. Творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

       Человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, начинаю всегда с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных аналогий или же, наоборот, учу искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий можно найти в повести «Багшашни хэн бэ?» Д.-Р.О. Батожабая о поиске и нахождении правильного пути  главного героя произведения Чулуун-Бато.

         Сочинение-эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия или темы, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Например, после изучения темы «Эхын дүрэ» в поэме Ц-Д.Дондоковой учащимся можно предложить следующую работу:

1. Разделиться на малые группы.

2. Учитель сообщает задание: написать сочинение – миниатюру о матери.

3. Обсуждение предстоящей работы, как пишется сочинение – эссе.

4. Написание сочинения.

5. Обсуждение работы в группе, затем между группами. Подведение итогов.

      Альтернативной работой может быть задание – написать синквейн (это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке). Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, после изучения образа главного героя в рассказе  Ц-Д.Ж.Дамдинжапова «Юрын буряад эхэ»  учащиеся создают синквейн:

Бүмбүү Базаровна.

Сэбэр шарайтай, ажалша бэрхэ.
Ажаллана, гашуулда абтана, хамгаална.
Хүндэ хүшэр хуби заяатай эхэнэр, бэрхэшээлнүүдhээ айнагүй.

Эхэ.

        Еще один путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить при чтении по ролям, инсценировании эпизодов произведения, пересказ от лица одного из персонажей , написании сочинения на свободную тему.

        Управление развитием творческого мышления имеет свою специфику. Работа должна идти изнутри, от самого школьника, ею нельзя управлять так же жестко, как, например, умением решать математические задачи. Поэтому я на своих уроках только стимулирую работу воображения, создаю условия для его включения.

Необходимо добавить, что помимо зрительного воображения, рисующего картины на «мысленном экране», существует и эмоциональное воображение — способность к переживанию радости, печали, гнева, сострадания в воображаемых обстоятельствах. Можно назвать, на мой взгляд, два основных пути развития эмоционального воображения: эмоциональное воздействие учителя и творчество самих детей.

         Развитию творческих способностей также способствует исследовательская деятельность. При написании исследовательской работы, на мой взгляд, весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. Необходимо, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребёнка. В постановке проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся вообще и конкретного человека в частности. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий и не даст необходимых педагогических результатов. Исследовательские проекты по диалектам бурятского языка. Например, по рассказу Б.Ябжанова «Хэрмэшэ» проведена работа по выявлению диалектизмов тункинских бурят.  По внеклассному чтению по фольклору джидинских бурят в книгах Г.Ж.Раднаевой «Хатан эжы Зэдэмни» (Избранное 9 класс) дети находят и различают слова и фразы своего сартульского диалекта. Традиционным стало ежегодное проведение «Недели бурятского  языка и литературы» в рамках месячника бурятского языка, где проходят конкурсы и викторины, инсценировки и постановки, внеклассные мероприятия, расширение кругозора, выпуск тематических газет, участие в школьной выставке творческих работ учащихся. Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, умений, навыков, а также формирование опыта творческой деятельности. Если полученные на моих уроках умения творчески мыслить выпускники уже используют в своей профессиональной деятельности, это и есть, на мой взгляд, результат работы в выбранном мною направлении.

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Способы развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности

Первичная диагностика способностей. Тестирование. Наблюдения.

Вовлечение в проектную деятельность

Вовлечение в исследовательскую деятельность

Вовлечение в конкурсную деятельность

Самооценка способностей, мотивации, интересов

Включение элементов ТРИЗ-педагогики в учебные занятия, во внеурочную деятельность

Психодиагностика творческого мышления

Экскурсии

Диагностика вербальной мотивации (по С.Медник)

Нестандартные уроки

Вербальный тест «Необычное использование» (по К.А.Хеллер)

Делегирование части преподавательских полномочий одарённым детям. Подготовка обучающимися дополнительного материала.

Опросник для выявления одарённых школьников (по А.А.Лосевой)

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

Работа обучающихся в роли руководителя группы

Привлечение к участию в конференциях, конкурсах, смотрах, чтениях, олимпиадах, эстафетах, викторинах

Прогностические задания, индивидуальные творческие задания;

 

 

Литература: 

Литература: 

1.  Винокурова  Н.К.  Развитие  творческих  способностей  учащихся.  –  М.

2012.

2.  Выготский  Л.  С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  - М.,

1997.  

3.  Гин  А.  А.  Приёмы  педагогической  техники:  Свобода  выбора.

Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.

- М.: Вита-Пресс, 2009.

4.  Львов  М.  Р.  Школа  творческого  мышления.  Учебное  пособие.  -  М.:

Дидакт, 2013.

5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1999.

6. Направления реализации концепции преподавания бурятского языка и бурятской литературы: методические рекомендации под редакцией Р.С.Дылыковой. – Улан-Удэ, 2023.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  (ФГОС)

заостряет  внимание  на  том,  как  обеспечить  условия  для  личного  развития

учащихся,  тем  самым  поощряя  учителей  применять  инновационный  подход  к

их  работе.  Личностно-ориентированное  обучение  –  это  неотъемлемая  часть

современного  образовательного  процесса,  но  при  этом  творческое  развитие

личности  начинается  только  тогда, когда  она  овладела  в  достаточной  степени

языком  и  речью.  Поэтому  в  развитии  творческого  потенциала  школьника

нельзя  переоценить  роль  тех  предметов,  которые  считаются  гуманитарными.

Уроки  русского  и  родного  языка,  литература,  внеклассная  работа  по  этим

направлениям создают базу для того, чтобы дети учились говорить и слушать,

рассуждать  и  доказывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...