ПК 4.3
учебно-методический материал

Халилова Камилла Александровна

Педагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2024 г.

Школа: №98

Класс: 1а

ФИО студента Халилова Камилла Александровна

ФИО учителя  Конашева Елена Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Тема: Современные обработки классической музыки

Цель: Развитие и углубление интереса к классической музыке и музыкальной деятельности через современное искусство мультипликации.

Задачи:

Образовательные: Познакомить обучающихся такими произведениями как Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Вальс цветов», Ф. Лист «Венгерская рапсодия №2», Ж. Бизе «Хабанера»

Развивающие: формирование личностного восприятия музыки, которое основывается на эмоционально-окрашенном отношении к ней через понимание ее характера, содержания, средств музыкальной выразительности через слушание Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Вальс цветов», Ф. Лист «Венгерская рапсодия №2», Ж. Бизе «Хабанера».

Воспитательные: формировать уважительное отношение и устойчивый интерес к музыкальной классической культуре через знакомство с ее образцами.

Методы и приемы: словесный, наглядный, слуховой, наглядно-слуховой.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, флешка, проектор, музыкальный центр.

Муз.материал: Э. Григ «Утро», П. И. Чайковский «Вальс цветов», Ф. Лист «Венгерская рапсодия №2», Ж. Бизе «Хабанера»

Структура урока:

  1. Подготовтельный этап
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

5 мин

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Давайте с вами музыкально поздороваемся.

Здравствуйте

Поприветствовать учеников.

Организация слушательской деятельности

15 мин

Ребята, скажите, вы знаете, что такое классическая музыка?

А чем классическая музыка отличается от современной?

На каких инструментах может исполняться классическая музыка?

А вы уже знаете каких-нибудь классических композиторов?

А где вы можете услышать классическую музыку?

Она вам нравится? А музыка, которая звучит в различных мультфильмах, вам нравится?

Какие ваши любимые мультфильмы?

Как вы думаете, может ли звучать классическая музыка в мультиках?

Я подготовила для вас несколько мультиков? Хотите их посмотреть?

Но у вас будет одно важное задание - вам нужно внимательно слушать музыку, которая будет звучать в мультфильме. Кто услышит классическую музыку – поднимайте руку) Готовы?

(Том и Джерри «Кошачий концерт». Ф. Лист «Венгерская рапсодия №2»)

Что вы увидели на видео?

Какую музыку он играл?

(Лунтик «Музыка». П. И. Чайковский «Вальс цветов»)

О чем была эта серия?

Кто знает такого композитора – П. И. Чайковский?

Музыку, которую вы слышали, написал этот композитор. Какой она вам показалась по настроению?

(Маша и Медведь. Э. Григ «Пер Гюнт. Утро», Ж. Бизе «Хабанера»).

Вы услышали следующее произведение (Э. Григ «Утро»). Какое оно было по звучанию. Подходит ли название «утро» к этой музыке? Почему?

Физминутка

А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали музыку. Сейчас мы поиграем в музыкальную викторину: я буду включать вам произведение, а вы должны будете вспомнить и отгадать мультфильм, в котором звучала эта музыка.

 (ВИКТОРИНА)

А сейчас у меня для вас есть такое задание. Мы с вами послушали несколько произведений. Выберите одно, но не говорите своему соседу. Попробуйте нарисовать музыку, ассоциации с ней, пусть ваш сосед попробует отгадать.

Ее исполняют на инструментах в оркестре.

Скрипка, виолончель, арфа и т.д.

Отвечают.

В театрах, на концертах. (Высказывают мнения)

(Высказывают предположения)

Да

Как Том играл на пианино.

Классическую, яркую.

Да/нет

Она была веселая, подвижная, танцевальная.

Спокойное, вдохновляющее, красивое.

Играют.

Рисуют.

Познакомить детей с новым материалом и произведениями. Связать произведения с информацией интересным для детей способом.



Предварительный просмотр:

Тема: «Народное искусство Древней Руси»

Цель: формирование знаний учащихся о русской народной музыке как неотъемлемой составляющей древнеславянской культуры.

Задачи:

  1. Обучающая: знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова через слушание «Пляски скоморохов» и «Песни Садко»;
  2. Развивающая: развивать музыкальное мышление, способность размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, развивать певческие навыки через разучивание песни А. Ермолова «Гимн музыке»;
  3. Воспитательная: формировать уважительное отношение и устойчивый интерес к культуре своего народа через знакомство с икусством Древней Руси.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: наглядно-слуховой метод, словесный метод.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, ноты.

Музыкальный репертуар: А. Ермолов «Гимн музыке», Н. А. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов», «Песня Садко».

  1. Организационный этап
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный этап

Познакомиться с детьми перед началом урока.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камилла Александровна, и я буду вести у Вас урок музыки.

Давайте музыкально поздороваемся

-Здравствуйте!

5 мин

Организация слушательской деятельности

Вспомнить пройденный материал и познакомить детей с новым материалом и произведениями. Связать произведения с информацией интересным для детей способом.

Ребята, поднимите руки, кто верит в какие-нибудь приметы. К примеру, если вернулся, надо посмотреть в зеркало, просыпать соль – к ссоре и т.п. А у кого есть предмет, приносящий удачу? У вас сбывались гадания? А есть, кто верит в сглаз, порчу? … Мы все с вами немного язычники, ведь всё это элементы магического сознания, которое было свойственно людям далекого прошлого, нашим предкам - славянам, которые были язычниками. Во что верили наши предки, как понимали мир, как, по каким правилам взаимодействовали с миром? Ответы на эти вопросы помогают человеку понять свои корни, истоки русской культуры и русской самобытности.

Как бы вы назвали эту эпоху?

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Для начала предлагаю вам посмотреть видеоролик и ответить на мои вопросы после просмотра.

(ВИДЕО. В видео будет фрагмент «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова)

Как назывались статуи, которым поклонялись язычники?

Языческий праздник, посвященный летнему солнцестоянию. Что было принято делать в этот праздник?

Как передавались песни и сказания?

Как называется такое творчество?

Два типа артистов, существовавших на Руси?

Расскажите по каждый тип. Чем они отличались друг от друга?

На каком инструменте себе аккомпанировали певцы-сказители?

Садко – новгородский гусляр из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

(Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы, позвали Садко и ещё несколько музыкантов веселить народ. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника. Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Да так хорошо играет и поет, что дочери Водяного царя, приплывшие в облике лебедей, заслушиваются. Особенно полюбились песни и сам красавец-гусляр одной из сестер – Волхове. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь. Для этого ему необходимо было поймать трёх золотых рыбок.

Утром Садко позвал на берег озера самых богатых купцов и заключил с ними пари: если он поймает золотых рыбок – все товары купеческие будут принадлежать ему, проиграет – ответит своей головой. Сумел гусляр вытянуть в неводе не только трёх золотых рыбок, но и множество мелких, которые на берегу превратились в груду золота. Исполнила своё обещание дочь морского царя. На добытое золото гусляр снарядил корабль, собрал команду, закупил лучшие товары. Долгих двенадцать лет он путешествовал по морям и океанам и ни разу не заплатил дань морскому царю, за что потребовал тот его самого. Опустился гусляр на морское дно, встретил его царь с женой и дочерями. Решил морской владыка женить Садко на своей дочери Волхове. Затеяли богатый пир, пригласили множество морских обитателей. Садко на гуслях играл и песни пел. От их веселья разбушевалось море, и начали тонуть корабли. Вдруг появился перед ними старый, но могучий богатырь с огромной палицей. Опустил он морского царя с семьёй и свитой на самое глубокое дно океана. Садко он отправил в Новгород, а Волхову превратил в реку, которая впадала в озеро Ильмень.         

(Слушание Песни Садко из оперы «Садко»)

Ребята, как называется жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом.

Какие вы знаете пословицы?

Давайте проверим ваше знание пословиц.

Лучше горькая правда, чем сладкая …

Делу время, а потехе …

Сделал дело — гуляй …

Маленькое дело, лучше большого …

Человек от лени болеет, а от труда …

Хочешь есть калачи — не сиди …

Так же есть другой жанр фольклора – скороговорки. Кто хочет попробовать прочитать скороговорку?

  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • Хвала халве;
  • Варвара варила, варила, да не выварила;
  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

 

Слушают

Русь

Искусство Древней Руси

Идолы

Из уст в уста

Фольклор

Певцы-сказители и скоморохи

На гуслях

Пословицы

20 мин



Предварительный просмотр:

Тема: «Старинной песни романс»

Цель: знакомство с творчеством Ф. Шуберта.

Задачи:

  1. Обучающая: знакомство с произведениями «Ave maria», «Фореллен – квинтет» 
  2. Развивающая: развивать музыкальное мышление, способность размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства
  3. Воспитательная: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: наглядно-слуховой метод, словесный метод.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, ноты.

Музыкальный репертуар: А. Ермолов «Гимн музыке», Ф. Шуберт «Фореллен - квинтет», «Ave Maria»

  1. Организационный этап
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный этап

Познакомиться с детьми перед началом урока.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Камилла Александровна, и я буду вести у Вас урок музыки.

Давайте музыкально поздороваемся

-Здравствуйте!

5 мин

Организация слушательской деятельности

Вспомнить пройденный материал и познакомить детей с новым материалом и произведениями. Связать произведения с информацией интересным для детей способом.

На экране вы видите план нашего сегодняшнего урока. Кто попробует сформулировать цель урока?

Мы продолжим знакомство с Ф. Шубертом. Какое его произведение мы слушали на прошлом уроке?

«Я пел песни и пел их много, много лет.
Когда я пел о любви, она приносила мне страдания,
Когда я пел о страдании - оно превращалось в любовь.
Так любовь и страдание раздирало мне душу» Ф. Шуберт

Ребята, что вы можете сказать о композиторе по этому высказыванию?

Сейчас мы познакомимся с биографией Ф. Шуберта, но для начала нарисуйте в тетради такую таблицу. Что писать в таблицу, вы узнаете из видеоролика.

(видео)

Когда родился Ф. Шуберт?

Кто были его родители? и т.п.

Кто помнит из плана урока, с каким произведением мы должны познакомиться сегодня?

Правильно. Как вы думаете, как переводится Аве Мария? Давайте посмотрим на картину «итальянского художника Рафаэля Санти

Откуда явилась Мария?

 Где происходит действие?

Кого она держит на своих руках?

На картине изображена женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Мадонна смотрит на нас доверчиво и в то же время тревожно. С величием и простотой женщина несет людям, самое дорогое, своего сына. Мадонна трепетно и нежно держит сына на руках, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. Мадонна уверенно и легко ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Всем своим обликом мадонна напоминает обыкновенную крестьянку, но эту простую женщину встречают как Царицу Небесную

Попытайтесь определить, какой может быть музыка, выражающая чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства).

(Слушание)

Какая музыка была по характеру?

Кто исполняет это произведение? Какой голос?

Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают образ Девы Марии в музыке?

Следующее произведение, которое написал Франц Шуберт «Фореллен – квинтет». Кто знает, что такое квинтет?

Квинтет – это музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Послушайте произведение и попробуйте определить, какие инструменты участвуют в этом квинтете.

(Слушание).

А теперь, чтобы подвести итоги урока, мы с вами сыграем в игру. («Своя игра»)

(Отвечают)

Баркарола

Ф. Шуберт любил песни, был человеком очень искренним, впечатлительным, всей душой переживал и чувствовал музыку.

(Отвечают на вопросы)

Аве Мария и квинтет.

(слушают)

(Предполагаемые ответы)

(Слушают)

Слушают и анализируют.

20 мин