Обзор подходов к определению понятия «электронное обучение». Сравнительный анализ традиционного и электронного обучения
статья
Развитие информационных технологий, кардинально изменивших жизнь людей по всему миру, привело к значительным преобразованиям в системе образования. В дополнение к традиционным и дистанционным формам обучения, в последние годы стало популярным понятие «электронное обучение».
Тем не менее, учитывая особенности выбранной темы, разумным представляется дать определение общему понятию «обучение». В педагогической литературе можно найти множество трактовок этого термина. Например, у Т.А. Ильиной это «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека» . А в педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых говорится, что «обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями» . Последняя трактовка стала практически общепринятой - на нее ссылаются многие авторы.
В существующих определениях обучения обычно акцентируется внимание на взаимодействии между педагогом и учащимися, при этом игнорируется аспект взаимодействия учащегося с образовательной средой, в которой происходит образовательный процесс. Кроме того, большинство определений понятия «обучение» носят общий характер и сосредоточены преимущественно на общем образовании.
Обращаясь к термину «традиционное обучение», следует привести мнение А.В. Смирнова, который указывал, что «такое обучение происходит без использования средств и технологий, предусматривающих обработку информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления учебного материала» . Как справедливо и довольно точно замечает Б.Е. Стариченко, «в эту категорию не попадают «докомпьютерные» технические средства обучения - кино- и видеопроекции, проекции статического изображения, электронные опросники и прочие средства – их применение также включается в средства и методы традиционного обучения» .
В данном контексте целесообразно выделить основные характеристики традиционного обучения. Это позволит в будущем четко отделить данное понятие от других форм и методов образовательного процесса. Обращаясь, например, к совместной работе А.Ю. Соколовой, Ф.А. Соколова и Ю.И. Сорокина, следует отнести к таким признакам следующие:
информационная образовательная среда основывается на печатных источниках, таких как учебники, пособия, книги и журналы. Доступ к зарубежным изданиям и периодическим публикациям часто затруднён или невозможен. Автоматизированные системы обработки информации не применяются, поэтому они не включаются в состав информационной среды.;
доступ к материалам возможен исключительно через специализированные хранилища, такие как библиотеки и читальные залы, в строго определённое время и в отведённых для этого местах. Обновление преподавательских ресурсов не может быть выполнено оперативно;
преподаватель и учащиеся взаимодействуют только в рамках интерактивных занятий и контрольных мероприятий. Консультации, на которых студенты могут задавать вопросы, также проводятся в аудитории и строго по расписанию, а не по мере необходимости. В остальное время основная часть общения происходит через неинтерактивные и медленные каналы связи, такие как электронная почта .
Изложенное позволяет сделать вывод, что организация традиционного обучения имеет множество недостатков, которые требуют устранения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности для этого, особенно в учебном процессе:
представление и передача данных в различных форматах, таких как мультимедиа;
хранение больших объемов данных;
быстрый доступ к информации, находящейся на удаленных серверах;
оперативное взаимодействие между заинтересованными сторонами;
организация совместной работы в виртуальной среде;
быстрое обработка данных и компьютерное моделирование.
Вся информация представляется в цифровых (электронных) форматах, и функционируют устройства, которые обеспечивают автоматизированную обработку, передачу и хранение данных. Методы обучения, применяемые в этом контексте, зависят от характера информации и используемых средств её обработки, занимая при этом второстепенное положение.
Таким образом, разница между традиционным обучением и обучением с использованием информационно-коммуникационных систем заключается в первую очередь в способности работать с информацией в электронной форме.
В современных педагогических исследованиях и практике активно изучается использование электронного обучения как инструмента для повышения познавательного интереса учащихся. Этот подход применяется как в рамках внутренней, так и внешней среды образовательной организации. Однако, следует согласиться с Ю.С. Третьяковой, «к числу возникающих при этом проблем относится недостаточная разработанность понятия «электронное обучение», несмотря на то, что вопросами данной дефиниции занимались многие учёные» , а один из её вариантов закреплен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» .
Анализ научных работ и публикаций российских и зарубежных исследователей, посвящённых определению термина «электронное обучение», демонстрирует разнообразие подходов к его интерпретации.
A.В. Соловов определяет электронное обучение как «новую форму организации учебного процесса, базирующуюся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов» при этом подчеркивая, что электронное обучение не рассматривается только как новая технология, но как новая парадигма обучения .
Н. Дубова рассматривает данное понятие как «учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Internet» .
Для исследователей Стариченко Б.Е., Семеновой И.Н. и Слепухина А.В. электронное обучение является «обучением, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления» .
Б.З. Юсупов считает, что электронное обучение играет важную роль в реализации новых идей проектной деятельности в образовании. Оно расширяет доступ к образовательным ресурсам в электронном формате, которые можно структурировать в базах данных. Это создает электронную среду для образовательных проектов, способную обеспечивать эффективное взаимодействие участников на расстоянии с помощью информационно-телекоммуникационных технологий .
И.Е. Филиппов приводит в своей работе мнение Тони Бэйтса, который связывает электронное обучение со «всей деятельностью, предполагающей использование компьютеров и Интернета и направленной на поддержку учебного процесса, - как при очной, так и при дистанционной форме обучения (включает в себя использование ИКТ и в академических, и в административных целях)» .
Для Дона Моррисона, чье мнение приводится в работе В.Л. и Е.А. Шатуновских, электронное обучение – это непрерывное усвоение знаний и навыков взрослыми, побуждаемое синхронными и асинхронными учебными мероприятиями, которые составляются, доставляются, осуществляют взаимодействие, поддерживаются и администрируются, используя Интернет-технологии .
Авторами также приведено и мнение специалистов ЮНЕСКО, которые лаконично определяют электронное обучение как обучение с помощью Интернет и мультимедиа .
В ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено определение электронного обучения как «организации образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
Более лаконичное определение дает ГОСТ 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» , в п. 3.2.3 которого указано, что электронное обучение – это «обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».
Изложенное позволяет сделать вывод, что электронное обучение представляет собой организацию учебного процесса, в котором активно применяются электронные образовательные и информационные ресурсы, а также Интернет-технологии. Эти технологии обеспечивают быстрый доступ к учебным материалам и возможность удаленного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Исследование позиций разных ученых по вопросу определения термина «электронное обучение» также позволяет выявить несколько ключевых аспектов, важных для понимания этого явления всеми участниками образовательного процесса:
а) электронное обучение является неотъемлемой частью педагогической системы, включая и современный педагогический процесс;
б) электронное обучение должно охватывать все аспекты образовательной среды, включая целенаправленно разработанные меры воздействия и взаимодействия между участниками образовательного процесса. Оно должно включать в себя содержание, методы, приёмы и формы обучения и воспитания;
в) современное техническое оборудование и средства коммуникации должны быть активно интегрированы в программно-методическое обеспечение электронного обучения. Это включает в себя использование баз данных, Интернета и мультимедийных технологий;
г) электронное обучение может проводиться как в рамках образовательного учреждения, так и за его пределами, как в очной, так и в дистанционной форме;
д) электронное обучение представляет собой комплексную образовательную систему, объединяющую информационные ресурсы и различные методы преподавания, как синхронные, так и асинхронные. В эту систему входят как инновационные, так и классические образовательные технологии;
е) применение корректно отобранных методов электронного обучения должно способствовать развитию и повышению эффективности педагогической системы;
ж) взаимодействие обучающегося с цифровой образовательной средой, которая позволяет работать с информацией и поддерживать оперативную связь между всеми участниками образовательного процесса, не исключает использования традиционных методов коммуникации и обучения;
з) электронное обучение ориентировано на самостоятельную познавательную деятельность и индивидуальный подход к каждому студенту. При этом сохраняется возможность синхронного взаимодействия в режиме реального времени, что позволяет использовать все преимущества традиционного очного обучения.
Таким образом, электронное обучение представляет собой ключевой элемент педагогической системы, охватывая весь спектр возможностей образовательной, материально-пространственной, технологической и информационной среды. Оно оказывает влияние на личностные и процессуальные аспекты системы, обеспечивая её эффективное функционирование и развитие.
Подробный анализ изучаемого феномена позволил выделить основные признаки, наиболее полно отображающие понятие и сущность «электронное обучение», его основные отличия от традиционного обучения.
1. Организация образовательной деятельности (учебного процесса); форма обучения.
2. Среда обучения (образовательная среда).
3. Использование электронных образовательных (информационных) ресурсов.
4. Использование Интернет-технологий.
5. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедиа.
6. Взаимодействие участников учебного процесса.
7. Самостоятельное изучение (самостоятельной учебной работе).
8. Традиционные и новые принципы, учебные технологии.
На основании сравнительного анализа позиций и мнений исследователей был выявлен ключевой признак, отличающий традиционное обучение от электронного. Этот признак заключается в использовании (или отсутствии использования, как в первом случае) информационных ресурсов в образовательном процессе. Информационные ресурсы включают устройства и средства для обработки, хранения и передачи информации, а учебный материал в электронном обучении представлен в цифровом формате.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзор подходов к определению понятия «электронное обучение». Сравнительный анализ традиционного и электронного обучения
Развитие информационных технологий, кардинально изменивших жизнь людей по всему миру, привело к значительным преобразованиям в системе образования. В дополнение к традиционным и дистанционным формам обучения, в последние годы стало популярным понятие «электронное обучение».
Тем не менее, учитывая особенности выбранной темы, разумным представляется дать определение общему понятию «обучение». В педагогической литературе можно найти множество трактовок этого термина. Например, у Т.А. Ильиной это «целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека»[1]. А в педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых говорится, что «обучение – специально организованный, управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями»[2]. Последняя трактовка стала практически общепринятой - на нее ссылаются многие авторы.
В существующих определениях обучения обычно акцентируется внимание на взаимодействии между педагогом и учащимися, при этом игнорируется аспект взаимодействия учащегося с образовательной средой, в которой происходит образовательный процесс. Кроме того, большинство определений понятия «обучение» носят общий характер и сосредоточены преимущественно на общем образовании.
Обращаясь к термину «традиционное обучение», следует привести мнение А.В. Смирнова, который указывал, что «такое обучение происходит без использования средств и технологий, предусматривающих обработку информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления учебного материала»[3]. Как справедливо и довольно точно замечает Б.Е. Стариченко, «в эту категорию не попадают «докомпьютерные» технические средства обучения - кино- и видеопроекции, проекции статического изображения, электронные опросники и прочие средства – их применение также включается в средства и методы традиционного обучения»[4].
В данном контексте целесообразно выделить основные характеристики традиционного обучения. Это позволит в будущем четко отделить данное понятие от других форм и методов образовательного процесса. Обращаясь, например, к совместной работе А.Ю. Соколовой, Ф.А. Соколова и Ю.И. Сорокина, следует отнести к таким признакам следующие:
информационная образовательная среда основывается на печатных источниках, таких как учебники, пособия, книги и журналы. Доступ к зарубежным изданиям и периодическим публикациям часто затруднён или невозможен. Автоматизированные системы обработки информации не применяются, поэтому они не включаются в состав информационной среды.;
доступ к материалам возможен исключительно через специализированные хранилища, такие как библиотеки и читальные залы, в строго определённое время и в отведённых для этого местах. Обновление преподавательских ресурсов не может быть выполнено оперативно;
преподаватель и учащиеся взаимодействуют только в рамках интерактивных занятий и контрольных мероприятий. Консультации, на которых студенты могут задавать вопросы, также проводятся в аудитории и строго по расписанию, а не по мере необходимости. В остальное время основная часть общения происходит через неинтерактивные и медленные каналы связи, такие как электронная почта[5].
Изложенное позволяет сделать вывод, что организация традиционного обучения имеет множество недостатков, которые требуют устранения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности для этого, особенно в учебном процессе:
представление и передача данных в различных форматах, таких как мультимедиа;
хранение больших объемов данных;
быстрый доступ к информации, находящейся на удаленных серверах;
оперативное взаимодействие между заинтересованными сторонами;
организация совместной работы в виртуальной среде;
быстрое обработка данных и компьютерное моделирование.
Вся информация представляется в цифровых (электронных) форматах, и функционируют устройства, которые обеспечивают автоматизированную обработку, передачу и хранение данных. Методы обучения, применяемые в этом контексте, зависят от характера информации и используемых средств её обработки, занимая при этом второстепенное положение.
Таким образом, разница между традиционным обучением и обучением с использованием информационно-коммуникационных систем заключается в первую очередь в способности работать с информацией в электронной форме.
В современных педагогических исследованиях и практике активно изучается использование электронного обучения как инструмента для повышения познавательного интереса учащихся. Этот подход применяется как в рамках внутренней, так и внешней среды образовательной организации. Однако, следует согласиться с Ю.С. Третьяковой, «к числу возникающих при этом проблем относится недостаточная разработанность понятия «электронное обучение», несмотря на то, что вопросами данной дефиниции занимались многие учёные»[6], а один из её вариантов закреплен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[7].
Анализ научных работ и публикаций российских и зарубежных исследователей, посвящённых определению термина «электронное обучение», демонстрирует разнообразие подходов к его интерпретации.
#1042;. Соловов определяет электронное обучение как «новую форму организации учебного процесса, базирующуюся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов» при этом подчеркивая, что электронное обучение не рассматривается только как новая технология, но как новая парадигма обучения[8].
Н. Дубова рассматривает данное понятие как «учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Internet»[9].
Для исследователей Стариченко Б.Е., Семеновой И.Н. и Слепухина А.В. электронное обучение является «обучением, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления»[10].
Б.З. Юсупов считает, что электронное обучение играет важную роль в реализации новых идей проектной деятельности в образовании. Оно расширяет доступ к образовательным ресурсам в электронном формате, которые можно структурировать в базах данных. Это создает электронную среду для образовательных проектов, способную обеспечивать эффективное взаимодействие участников на расстоянии с помощью информационно-телекоммуникационных технологий[11].
И.Е. Филиппов приводит в своей работе мнение Тони Бэйтса, который связывает электронное обучение со «всей деятельностью, предполагающей использование компьютеров и Интернета и направленной на поддержку учебного процесса, - как при очной, так и при дистанционной форме обучения (включает в себя использование ИКТ и в академических, и в административных целях)»[12].
Для Дона Моррисона, чье мнение приводится в работе В.Л. и Е.А. Шатуновских, электронное обучение – это непрерывное усвоение знаний и навыков взрослыми, побуждаемое синхронными и асинхронными учебными мероприятиями, которые составляются, доставляются, осуществляют взаимодействие, поддерживаются и администрируются, используя Интернет-технологии[13].
Авторами также приведено и мнение специалистов ЮНЕСКО, которые лаконично определяют электронное обучение как обучение с помощью Интернет и мультимедиа[14].
В ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено определение электронного обучения как «организации образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».
Более лаконичное определение дает ГОСТ 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»[15], в п. которого указано, что электронное обучение – это «обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий».
Изложенное позволяет сделать вывод, что электронное обучение представляет собой организацию учебного процесса, в котором активно применяются электронные образовательные и информационные ресурсы, а также Интернет-технологии. Эти технологии обеспечивают быстрый доступ к учебным материалам и возможность удаленного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Исследование позиций разных ученых по вопросу определения термина «электронное обучение» также позволяет выявить несколько ключевых аспектов, важных для понимания этого явления всеми участниками образовательного процесса:
а) электронное обучение является неотъемлемой частью педагогической системы, включая и современный педагогический процесс;
б) электронное обучение должно охватывать все аспекты образовательной среды, включая целенаправленно разработанные меры воздействия и взаимодействия между участниками образовательного процесса. Оно должно включать в себя содержание, методы, приёмы и формы обучения и воспитания;
в) современное техническое оборудование и средства коммуникации должны быть активно интегрированы в программно-методическое обеспечение электронного обучения. Это включает в себя использование баз данных, Интернета и мультимедийных технологий;
г) электронное обучение может проводиться как в рамках образовательного учреждения, так и за его пределами, как в очной, так и в дистанционной форме;
д) электронное обучение представляет собой комплексную образовательную систему, объединяющую информационные ресурсы и различные методы преподавания, как синхронные, так и асинхронные. В эту систему входят как инновационные, так и классические образовательные технологии;
е) применение корректно отобранных методов электронного обучения должно способствовать развитию и повышению эффективности педагогической системы;
ж) взаимодействие обучающегося с цифровой образовательной средой, которая позволяет работать с информацией и поддерживать оперативную связь между всеми участниками образовательного процесса, не исключает использования традиционных методов коммуникации и обучения;
з) электронное обучение ориентировано на самостоятельную познавательную деятельность и индивидуальный подход к каждому студенту. При этом сохраняется возможность синхронного взаимодействия в режиме реального времени, что позволяет использовать все преимущества традиционного очного обучения.
Таким образом, электронное обучение представляет собой ключевой элемент педагогической системы, охватывая весь спектр возможностей образовательной, материально-пространственной, технологической и информационной среды. Оно оказывает влияние на личностные и процессуальные аспекты системы, обеспечивая её эффективное функционирование и развитие.
Подробный анализ изучаемого феномена позволил выделить основные признаки, наиболее полно отображающие понятие и сущность «электронное обучение», его основные отличия от традиционного обучения.
1. Организация образовательной деятельности (учебного процесса); форма обучения.
2. Среда обучения (образовательная среда).
3. Использование электронных образовательных (информационных) ресурсов.
4. Использование Интернет-технологий.
5. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и мультимедиа.
6. Взаимодействие участников учебного процесса.
7. Самостоятельное изучение (самостоятельной учебной работе).
8. Традиционные и новые принципы, учебные технологии.
На основании сравнительного анализа позиций и мнений исследователей был выявлен ключевой признак, отличающий традиционное обучение от электронного. Этот признак заключается в использовании (или отсутствии использования, как в первом случае) информационных ресурсов в образовательном процессе. Информационные ресурсы включают устройства и средства для обработки, хранения и передачи информации, а учебный материал в электронном обучении представлен в цифровом формате.
[1] Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1984. С. 18.
[2] Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. С. 94.
[3] Смирнов А.В. Терминологическая основа понятия «электронное обучение» // Школа будущего. 2015. № 1. С. 47.
[4] Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. №9. С.54.
[5] См.: Соколова А.Ю., Соколов Ф.А., Сорокин Ю.И. Электронное обучение: основные термины и понятия // Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции: Актуальные вопросы современной науки. В 2 частях. Ответственный редактор: Халиков А.Р. 2018. С. 36-37.
[6] Третьякова Ю.С. Определение содержания понятия "электронное обучение" методом контент-анализа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 240.
[7] Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Доступ из локальной версии справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
[8] Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 2006. С. 49.
[9] Дубова H. E-Learning – Обучение с приставкой «е» [Электронный ресурс]: сайт журнала «Открытые системы». URL:
[10] Стариченко Б.Е., Семенова И.Н., Слепухин А.В. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе // Образование и наука. 2014. № 9. С.52.
[11] Юсупов В.З. Сущность и модель принятия управленческих решений в проектной деятельности образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 4. С. 290.
[12] Цит. по: Филиппов И.Е. Электронное обучение: понятие, виды и компоненты // Вестник современных исследований. 2019. № (28). С. 384.
[13] Цит. по: Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Электронное обучение (понятие и технологии) // Материалы международной научно-методической конференции: Наука, образование, молодежь в современном мире. РГУ нефти и газа имени (НИУ) И.М. Губкина. 2016. С. 53.
[14] Там же. С. 54.
[15] Приказ Ростехрегулирования от N 419-ст "Об утверждении национального стандарта ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения" [Электронный ресурс] // Доступ из локальной версии справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.
Методы и формы обучения, в ходе которых развиваются компетентности....
Анализ научных подходов к определению понятия «компетентность»
Работа представляет некоторые определения и разъяснения понятия "компетентность"...
Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры
Современная социально-культурная среда объективно нуждается в организации адекватной и конструктивной социально-культурной деятельности, где актуализируются процессы, связанные с культурным и физическ...
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год...
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч. год
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2020-2021 уч.год...
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2021-2022 уч. год
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2021-2022 уч. год...

Индивидуализация и персонализация в обучении: сравнительный анализ
Статья для магистерской диссертации...