Методическая разработка "Диагностические материалы, направленные на выявление одаренных (талантливых) обучающихся"
учебно-методический материал
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Большую роль в процессе выявления и развития детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые компенсируют дефициты в предметных областях, предоставляя каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля, программ. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в дополнительном образовании позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка дает возможность увидеть наличие одаренности и определить степень ее выраженности. Способности - это такие психические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют, развиваются и проявляются в человеческой деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами деятельности и возможностью достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.
Отбор методик по выявлению способностей детей достаточно сложная задача в работе педагога дополнительного образования. В данном пособии представлены диагностические материалы доступные для применения в практике выявления творческих способностей детей на примере фольклорного творческого объединения «Студия народных традиций «Берегиня».
Основная идея комплексной программы «Берегиня» - создание единого образовательного пространства, в котором органично сочетаются теоретическое и практическое знакомство детей с основами народных традиций и интеграция личности в народную культуру.
Цель комплексной образовательной программы – развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами русской народной культуры; побуждение познавательного интереса к духовным ценностям народа нашей страны; расширение картины мира ребенка и осознание им своей роли; формирование эстетического самосознания.
Отличительные особенности общеразвивающей программы «Берегиня» состоят в комплексном творческом подходе обучения детей основам фольклора. Организация процесса объединяет теоретическую и практическую деятельность учащихся. Тематика изучаемых предметов тесно связана с циклами народного календаря, повторением и периодичностью обрядов, праздников. Это дает возможность из года в год изучать и проживать циклические обряды, праздники, обычаи, соответствующий им теоретический и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.
Набор и сочетание входящих в нее предметов, созданных по принципу «сквозного воспитания», помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Учебно-тематические планы образовательной программы по годам обучения разделены на блоки, каждый из которых является отдельным предметом. Мониторинг освоения программы и личностного развития обучающихся производится при помощи оценочных материалов. Но оценочные материалы могут отображают уровень освоения программы в целом, без учета индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Поэтому в структуре программы помимо оценочных материалов разработаны диагностические материалы, направленные на выявление конкретных способностей, а возможно, и одаренности (таланта) обучающихся по каждому предмету учебного плана программы. Применение данных диагностических материалов позволяет найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся в соответствии с выявленными способностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 247.24 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Диагностические материалы.
Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога. Для чего нужна, виды, методы диагностики. Анкеты для диагностики....

Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся (Методические рекомендации)
Методические рекомендации по теме «Применение системы диагностических методик, направленных на выявление одаренности учащихся» раскрывают актуальную и сложную проблему изучение одаренных детей. В соде...

Методическая разработка диагностических материалов по итогам изучения темы "Законы движения и взаимодействия тел" в 9 классе
Диагностическая контрольная работа по теме "Законы движения и взаимодействия тел" в 9 классе...
Методическая разработка внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, для обучающихся 5-6 классов
Данный сборник содержит внеклассные мероприятия, которые можно использовать во внеурочной деятельности в средней школе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач соврем...

Стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности для диагностических приемов ЦПМПК - разработка диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК
стандартизированные листы обследования самостоятельной продуктивной деятельности детей по возрастам и классам для всех уровней образования...

«Методическая разработка внеурочного занятия, направленного на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся 5-х классов»
Аннотация: Предлагаемое внеурочное занятие «Что такое коррупция и как с ней бороться» носит познавательный характер, проводится в игровой форме. В игре участвуют две команды по 6-8 человек...
