урок обществознания "Мораль и право. Добро и зло" 6 кл
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Бебко Виталий Александрович

Аннотация к уроку

Урок «Мораль и право. Добро и зло», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Духовная сфера жизни общества». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся о юридических правилах регулирования поведения людей и жизненного опыта. Работа учителя и учащихся во время урока направляется на формирование у последних учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.

Для достижения поставленной цели мной использовались различные технологии, методы, приемы  и формы обучения: ИКТ, развивающее и проблемное обучение, рассказ, работа с книгой, «мозговой штурм», сравнение, индивидуальная и групповая работа.

Средством учебной мотивации стал метод проблемного обучения: демонстрировались два видеосюжета (один из которых готовила группа учащихся) на основе которых и создавалась проблемная ситуация.

Основное содержание урока было ориентировано на:

1.       Формирование деятельности – постановка учебных задач учениками, обучение рефлексии;

2.       Организацию развивающего пространства – использование анализа ситуаций и их моделей; преобладание на уроке учебных заданий продуктивного характера;

3.       Реализацию индивидуального подхода – обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам, создание ситуаций успеха;

4.       Актуализацию и обогащение субъективного опыта  учеников – обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников, создание ситуаций нравственного выбора;

Интерактивная доска использовалась на уроке для:

1.       Мотивации и целеполагания.

2.       Заполнения сравнительной таблицы, логической схемы.

3.       Промежуточного контроля и закрепления знаний.

4.       Рефлексии

Коллективная форма работы использовалась при сравнении морали с правом, парная  - при работе с понятиями «добро» и «зло», индивидуальная – при заполнении логической схемы.

Все это, считаю, позволило на уроке формировать указанные компетенции учащихся и развивать нравственную культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Волчихинская средняя школа №2»

Курс: «Обществознание» (6 класс)

Тема урока

«Мораль и право. Добро и зло».

Разработал:

учитель истории

Бебко В.А.

с.Волчиха 2011г.

Тема урока: Мораль и право. Добро и зло.

Цели: уяснить сущность морали в сравнении  с другими социальными нормами; развивать умения и навыки работы с учебным текстом, таблицей, схемой, интерактивной доской; использовать  имеющиеся знания и социальный опыт в новых условиях; способствовать формированию культуры поведения и отношений.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Обществознание» под ред.Кравченко.

                                                             Структура:

I.Организационный момент: Вступительное слово учителя и актуализация знаний:

    В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.

   Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.

II. Изучение нового материала

  1. Осуществление целеполагания:

 *Давайте посмотрим фрагмент фильма, и вы объясните, какие правила, и как будут регулировать поведение людей. Как мы назовем человека совершившего такой поступок?(слайд №1)

*А теперь посмотрим второй фрагмент, и также объясните, какие правила и как будут регулировать поведение людей?

 (Просмотр видеосюжета,  сценка приготовлена группой учащихся из класса, слайд №1)

    Да, право не регулирует указанные действия людей. И сегодня на уроке мы должны будем узнать, какие правила еще регулируют поведение людей. А теперь, давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока: (Слайд №2), (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).

Вариант возможных цели и задач:(слайд №3)

  1. Что такое «мораль»?
  2. Что общего и отличительного  морали с правом?
  3. Какова связь морали с добром и злом?

                         План урока:

А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке. Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.

  1. Мораль – регулятор поведения людей.
  2. Основа правил поведения.
  3. Человек с точки зрения морали.

      2)Изучение пункта №1.

Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

      А разобраться с этими вопросами, мы сможем проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную  и частную жизнь человека: права и морали.

   Распределите указанные положения в таблице.

  (Слайд №4)(Обратимся к учебнику за проверкой правильности стр. 78-79)

Вопросы сравнения

Мораль

Право

Положения

  1. Кто устанавливает правила?

2.*общество

    *государство

  1. Кто обеспечивает соблюдение правил?

3.*общественное мнение

    *суды, милиция

  1. Каково наказание за нарушение правил?

4.*штраф, тюрьма

    * осуждение, боязнь стыда

   

  1. В чем назначение правил?

  1. Понятие

Вывод: 

              1)Что общего и отличительного у морали с правом?

              2) Что такое «мораль» и «право»?

Итак, право или закон основывается на понимании своих прав и обязанностей, а на чём же основывается мораль? Обратимся для начала к Восточной мудрости.

Слайд №5. Древневосточная мудрость о Ветре и Солнце.

Вопрос: Объясните смысл этой мудрости.

 Таким образом, человек отказавшись от силы, насилия, используя добро и ласку в своем поведении, может достигнуть своих замыслов.

    А теперь давайте рассмотрим более подробно связь морали с добром.

3.Работа с пунктом №2

Обратимся ко второму пункту нашего плана «Основа правил поведения».

   Проведем практическую работу в парах:

№1. Прочитайте текст и выделите примеры добра и зла.(слайд №6)

№2. Приведите из истории или из повседневной жизни примеры добра и зла?

А теперь, проверим, как вы разобрались с этими понятиями и проведём работу с заданием на интерактивной доске: (слайд №7)

№3. Распределите ситуации в зависимости от того к чему они относятся: к добру или злу?

Итак, давайте подведём итог нашей работе:                                                                                                                                                      

№4. Дайте определение этим понятиям

Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.

Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.

Давайте посмотрим, каким будет человек в зависимости от сделанного выбора.

 

           4.Работа с пунктом №3 (Слайд №8)

         Рассказ учителя: Человек с точки зрения морали: (Схема)

Задание учащимся: Заполните схему, и объясните, каким может быть человек с точки зрения морали?

Примерные слова учителя:

Высокоморальный: честный, воспитанный, уважающий родителей и заботливый, ответственный и бескорыстный.

Аморальный: лжец и обманщик, грубый и жестокий, ищущий выгоду для себя, исходящий из личной пользы.

     Учащиеся, выйдя к доске, по схеме, объясняют, как заполняется схема, а учитель, открывая схему, проверяет правильность её заполнения и делается вывод: Каким может быть человек с точки зрения морали?

Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока.(открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)

III.Подведение итогов урока

1. Возвращение к видеосюжету.(сценке снятой учащимися - слайд №1)

    Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных  норм.

Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально.  Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является  важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что  под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.        

2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:

(слайд №9)

1.Что такое мораль:

А) нормы, которые установило общество;

Б) нормы, которые установило государство.

2.За соблюдением, каких норм следит суд:

А) моральных;

Б) правовых.

3.Что следует за несоблюдение моральных норм:

А) общественное осуждение;

Б) штраф.

4.Как, с точки зрения морали, будут называть убийцу, труса, предавшего товарища:

А) аморальным;

Б) высокоморальным.

После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала (слайд №10).Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»

Домашнее задание:(слайд №11) п.15. Пересказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс Право Повторительно-обобщающий урок по теме "Право в обществе"

Данная презентация сделана для интерактивной доски, это повторительно-обобщающий урок...

Мораль и право. Добро и зло.

Презентация к уроку обществознания в 6 классе...

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

"Правила доброй дороги"

Сценарий конкурсно - игровой программы по правилам дорожного движения...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Миром правит добро"

Классный час по нравственному воспитанию для учащихся 5-6 классов...