Семья- основа процветания государства
презентация по обществознанию по теме

Сасина Елена Николаевна

Представляю Вашему вниманию методическую разработкуи к уроку о семье. Анализ урока, технологическую карту  и методические рекомендации. Надеюсь, что он Вам понравится и поможет в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан для учащихся 6 класса.

Тема урока: Семья- ячейка общества.

Цели:

            Образовательные:

                                           - познакомить учащихся  с  понятием « семья»;

                                          - формировать ценностные отношения обучаемых к семье;

                                          - изучить  права ребёнка в семье.

             Развивающие:

                                          -развивать познавательные и интеллектуальные способности;

                                          -формировать коммуникативные навыки учащихся.

            Воспитательные:

                                          -формировать  основы социальной культуры обучаемых;          

                                          -воспитывать  чувства ответственности перед своей семьёй                                                                                

                                           сегодня и чувство долга перед семьёй будущего.

             Оборудование :

                                         тсо  (мультимедиа,  документ-камера,  интерактивная доска,                        

 электронное приложение к уроку) , Конституция РФ,                                                     Семейный кодекс РФ, рисунки учащихся.

                                         

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока:  смешанный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

                                  Ход урока.

I Орг.момент (1 мин.)

II Постановка темы( 1 мин.)

Звучит вальс Мендельсона.( слайд 3)

- Знакома ли нам данная мелодия?

- Где мы её слышали?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Итак, тема урока: Семья- ячейка общества.( слайд 4)

III Целеполагание ( 2 мин.) ( слайд 5)

IV Формирование новых знаний (20 мин.)

   1.Обратимся к словам Виктора Кротова: Семья- это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.       (слайд 6)

  Как вы понимаете слова автора?

- Как вы понимаете значение слова- семья?  Для чего нужны нам семьи?

   2. Запишем определение семьи в тетрадь.

Малая группа людей, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью друг перед другом- это семья.(слайд 7).

 

    3.Рассказ учителя стр. 68 учебника(создание семей; их особенности; психологический климат; семейные взаимоотношения).

     4.Беседа с учащимися по вопросам.

Как вы думаете, для чего люди создают семьи?

Назовите главные особенности семьи?

Что является главной особенностью всех семей?

     5.Прочитайте стихотворение В.Берестова. (стр.70 учебника)(слайд 8).

 Любили тебя без особых причин

 За то, что ты -внук.

 За то, что ты-сын.

 За то, что малыш.

 За то, что растёшь.

 За то, что на папу и маму похож.

 И эта любовь до конца твоих дней

 Останется тайной опорой твоей.

- О какой особенности семьи говорит поэт? Что является опорой в жизни каждого человека?  К чему призывает нас поэт?

    6. ЗАПОМНИТЕ:(слайд 9).

- семья веками почиталась, как большая ценность;

- в основе семейных связей лежит кровное родство;

- в семье передаются новым поколениям опыт и ценности;

- добрые семейные традиции являются источником стабильности и    гуманности общества.

    7.Ребята, давайте вспомним отрывок из сказки А.С.Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».(слайд 10)

« Я - царевна. Когда моя мама ждала меня, мой отец- царь отправился в далёкий поход, и, когда он вернулся, я только родилась. Моя мама была очень слаба и вскоре умерла. Через год отец женился на другой. Моя мачеха умна, красива, но завистлива и ревнива. Она завидует моей красоте и поэтому решила меня погубить».(слайд11)

- Скажите, можно ли назвать отношения между мачехой и царевной семейными? Почему?

Как вы думаете, на каких чувствах должны строиться отношения в семье?

(На  чувствах  любви, привязанности, желании жить вместе, растить и воспитывать детей.)

     8.Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

« НА ЧТО И КЛАД, КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД».(слайд12)

« ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ». (слайд13)

«Семья сильна, когда над ней крыша одна».(слайд14)

« Всякая дорога вдвоём веселее». (слайд15)

      9. - Скажите, что является главным законом в нашем государстве? (Конституция РФ).(слайд16)

Какой ещё нормативно-правовой акт регулирует семейные правоотношения? (Семейный кодекс РФ) (слайд17)

Знаете ли вы,что говорится в Конституции о семье?

 В Конституции записано, что семья находится под защитой государства.

Семья- обязательная часть любого государства.

Семья- ячейка общества.

Главное её предназначение состоит в том, чтобы не заканчивался род человеческий, развивалось общество.

Какие права гарантирует Конституция РФ детям?

- Знаете ли Вы, какие у Вас есть права?

  ПРАВА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ: (слайд 18,19)

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей, право на их заботу;

- право на совместное с ними проживание;

- право на имущество;

- право общаться с обоими родителями и другими родственниками.

  10.Ребята,если вы попали в трудную жизненную ситуацию ,знайте, что есть взрослые в лице государства, которые готовы в любую минуту придти вам на помощь.

Запишите телефон экстренной помощи 88002000122.(слайд20)

  11.Рассказ учителя стр.71учебника. ( Какие бывают семьи).

   Запишем определение «поколении»  в тетрадь.

 Люди одного возраста, живущие в одно время- это поколение. (слайд  21)

 

 - Как назовут семью, в которой живут ещё и прабабушки и прадедушки?(четырёхпоколенная).

Работа с учебником. (слайд 22)

  12..Откроем стр. 72 и совершим путешествие в прошлое.  Прочитаем текст учебника на стр. 72. Как писатель В. Белов описывает сельскую семью?

- Скажите, отличаются ли семейные отношения в прошлом и в настоящем?

- Как мы должны относиться к членам своей семьи? ( Уважать родителей, заботиться о младших, прислушиваться к мнению старших).

 13.К сегодняшнему уроку все вы готовили  рисунки о ваших семьях. Посмотрите, какая выставка работ у нас получилась. (Учащиеся комментируют свои работы).

V. Применение знаний, формирование умений и навыков ( 12 мин.)

.       1.Ребята, давайте поиграем .Игра «шарики».( Каждому учащемуся бросается шарик и задаётся вопрос, на который он должен дать ответ). Групповая работа.

 Найдите в волшебном прямоугольнике родственников. (слайд 23). Читать можно по вертикали, по горизонтали и диагонали. (Изображение на экран проектирует документ-камера, проверка проводится с помощью маркера).

в

о

п

п

а

с

ы

н

о

к

л

я

р

у

ч

з

р

п

л

е

м

я

н

н

и

к

з

а

п

о

а

м

т

е

с

т

ь

т

о

р

м

е

д

е

д

п

е

в

м

а

т

ь

д

е

к

л

е

д

е

в

щ

г

з

я

т

ь

ш

ь

м

ы

в

о

д

с

а

я

з

р

н

б

б

р

а

т

е

ч

с

в

е

к

о

р

а

н

б

о

ч

е

р

ь

ц

о

з

о

л

о

в

о

и

а

е

т

ь

в

д

я

д

я

о

г

о

т

е

ц

х

я

с

в

е

к

р

о

в

ь

д

ч

е

ж

а

б

н

е

в

е

с

т

к

а

и

и

к

э

р

а

з

о

л

о

в

к

а

в

з

м

ь

ю

ж

н

ш

у

р

и

н

б

а

б

к

а

к

р

е

ш

       2.Поставьте вместо точек гласные буквы и мы прочтём высказывание о семейных отношениях. (слайд 24).

 Р_ЗВЕ     _СТЬ  НА    СВ_ТЕ    ЧТО  М_Л_Й, ГДЕ С М_Ж_М     Ж_В_Т   Ж_Н_    С_ГЛ_СН_!

Как Вы его понимаете?

VI .Домашнее задание (3 мин).  (слайд 25) .

  - для всех учащихся: основные понятия темы на стр. 68-73

 

  -конструктивный уровень: продолжите список прав, которые бы хотели иметь дети в                                 семье.

Например, 1.право побыть одному;

                    2.право на тишину……

  - творческий уровень: подготовить презентации; написать стихи или сочинение о своей семье.

VII. Оценивание ответов учащихся (3 мин.)

VIII. Рефлексия (3 мин.)

 Ребята хотелось бы услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Я предлагаю высказать его таким образом: если урок был неинтересным, положите в костёр на интерактивной доске уголёк, а если урок понравился и запомнился вам- добавьте в костёр язычок пламени. Посмотрите, какой костёр знаний мы с вами получили!



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку «Семья – ячейка общества»

  1. Структура данного урока включает в себя следующие подструктуры: дидактическую, логико-психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая подструктура урока «Семья – ячейка общества»  состоит из 2-х этапов:

  1. Формирование новых знаний;
  2. Применение знаний, формирование умений и навыков.

Этап актуализации опорных знаний отсутствует, так как данный урок является первым в теме «Семья».

  Учебная деятельность учащихся регулируется логико – психологической  подструктурой урока. Процесс усвоения нового понятия «семья» начинаем с восприятия и осознания факта необходимости существования семьи. Затем проводим мыслительные операции вычленения функций семьи, особенностей семей, необходимости наличия комфортного психологического климата в каждой семье. Сравниваем семьи, издревле существовавшие  на Руси, и современные российские  семьи. Обобщаем изученные факты для систематизации изученного. Этим  процесс усвоения завершается.

 На современном  уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю  необходимо строить свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.

На уроке «Семья – ячейка общества» для активизации познавательных интересов учащихся  я связываю изучаемый материал с жизненным опытом обучаемых, использую учебный материал, соответствующий реальным учебным возможностям школьников, использую ИКТ, активные методы обучения.

  1. Данный урок несет в себе значительный воспитательный потенциал. Он направлен на формирование семейной культуры, а именно:

- формированию отношения к семье как основе российского общества;

- формированию у обучаемых уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формированию представления о семейных ценностях и уважения к ним;

- знакомству обучающегося с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи.

При разработки урока необходимо учитывать такие структурные компоненты гражданской идентичности ( согласно ФГОС)  как:

  1. Познавательный: знания о правовой основе организации общества;
  2.  Ценностно – ориентировочный: уважительное отношение к другим людям, самоуважение, свободный и ответственный  выбор каждого человека, принятие и уважение правовых основ государства.
  1. В разработке обязательно должен реализовываться принцип рефлексии, который означает осмысление обучающихся параметров обучения и своих действий. Необходимо обучать детей анализу учебной ситуации и самоанализу собственной деятельности.



Предварительный просмотр:

Анализ урока обществознания в 6 «а» классе.

Тема: « Семья- ячейка общества».

Учитель: Сасина. Е.Н.

Цели урока:

- образовательная: дать учащимся понятие « семья», формировать правовую грамотность

                                 обучающих на основе знакомства с  Семейным кодексом Р.Ф. ,

                                 Конституцией Р.Ф.

- развивающая: развивать интеллектуальные и познавательные способности учащихся,

                            мотивационную сферу;

- воспитательная: приобщать детей к базовым российским ценностям, ценностям семьи.

Оборудование: ТСО, электронное приложение к уроку, творческие работы учащихся

                             ( рисунки, стихи, презентации).

Форма урока- урок изучения нового материала.

 Урок начат с интригующего образа ( вальс Мендельсона), с помощью которого учащиеся самостоятельно смогли сформулировать тему урока.

 Цели урока были поставлены в соответствии с программными требованиями, с учётом возрастных особенностей детей и уровнем сформированности их учебных умений по обществознанию.

 При отборе учебного и дополнительного материала к уроку руководствовалась такими дидактическими принципами обучения, как : доступность, логичность, научность, учёт возрастных особенностей.

 Виды учебной деятельности учащихся чередовала через каждые 10 мин. Использовала такие виды преподавания , как: словесный, наглядный, аудивизуальный, с помощью ТСО, самостоятельную работу. Применяла групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Активизировала обучение с помощью икт и игровой технологии.

 В течение всего урока осуществляла межпредметные связи: с литературой, историей, музыкой. На уроке поддерживала благоприятный психологический климат.

 Во время урока дети были активными и показали следующие умения:

- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями;

- оперировать терминами;

- приводить примеры общественных явлений;

- осуществлять поиск, систематизацию информации из неадаптированных источников;

- формулировать собственные суждения и аргументы.

 

Домашнее задание было дифференцированно и дано на 3 уровнях: базовом, повышенном и творческом уровне.

 Урок носил продуктивный характер, так как работал на развитие способностей учащихся.

Считаю, что цели урока достигнуты.  



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Семья – ячейка общества».

Тема урока

Семья- ячейка общества.

Планируемые результаты

У учащихся сформировано понятие семьи. Выработаны ценностные отношения к семье. Заложены основы социальной культуры.

Личностная значимость изучаемого для школьника.

Понимание необходимости ценностного отношения к семье. Знакомство с правами ребёнка в семье на основе Семейного кодекса РФ.

План урока

  1. Формирование новых знаний:

- понятие семьи;

-семейные взаимоотношения;

 -психологический климат в семье;

-Конституция РФ о семье;

-Семейный кодекс РФ о правах ребёнка;

-культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

  1. Формирование умений и навыков.

Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Эвристический, информационно-рецептативный, иллюстративный, игровой.

Формы организации учебной деятельности.

Беседа, работа с учебником, работа с документом, работа с текстом, игра, просмотр презентации и выставки рисунков, самостоятельная работа учащихся.

Приёмы деятельности учителя

Рассказ, организация работы с текстом, понятиями, документами, оформление этапа « Рефлексия».

Познавательные задания

  1. Вспомните, что вы знаете о семье? Зачем нужны семьи?
  2. Работа с текстом учебника на стр.68,72.
  3. Анализ высказывания В. Кротова, стихотворения В. Берестова, отрывка из сказки А. С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  4. Работа с пословицами и поговорками.
  5. Работа с Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ.

Организация деятельности учащихся

Используют личный жизненный опыт, анализируют информацию, работают с текстом учебника, читают стихи и отрывок сказки, интерпретируют информацию, высказывают своё отношение к уроку.

Развитие умений. Социализация обучаемых.

Применять имеющиеся знания в повседневной жизни, проявлять чувства ответственности перед своей семьёй,  стараться самостоятельно принимать решения в трудных жизненных ситуациях.

Основные понятия и термины урока.

Семья, поколение.

Источники информации.

Учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, параграф 7, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, стихи В. Берестова, сказка А.С.Пушкина.

Домашнее задание

- для всех учащихся: основные понятия темы на стр. 68-73;

-конструктивный уровень: продолжить список прав, которые дети хотели бы иметь в семье. Например: 1. Право побыть одному.

                      2. Право на тишину…;

- творческий уровень: подготовить презентации, написать стихи или сочинение о своей семье.

Рефлексия

Учащиеся высказывают своё мнение об уроке. Если урок был неинтересным, учащиеся кладут в костёр на интерактивной доске уголёк, а если интересным, запоминающимся, то над костром помещают язычок пламени.

Оценки за урок.

6-8 оценок за активное участие учащихся в изучении и закреплении нового материала.

Методические рекомендации к уроку «Семья – ячейка общества»

  1.   Структура данного урока включает в себя следующие подструктуры: дидактическую, логико-психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая подструктура урока «Семья – ячейка общества»  состоит из двух этапов:

  1. Формирование новых знаний;
  2. Применение знаний, формирование умений и навыков.

Этап актуализации опорных знаний отсутствует, так как данный урок является первым в теме «Семья».

   Учебная деятельность учащихся регулируется логико – психологической  подструктурой урока. Процесс усвоения нового понятия «семья» начинаем с восприятия и осознания факта необходимости существования семьи. Затем проводим мыслительные операции вычленения функций семьи, особенностей семей, необходимости наличия комфортного психологического климата в каждой семье. Сравниваем семьи, издревле существовавшие  на Руси, и современные российские  семьи. Обобщаем изученные факты для систематизации изученного. Этим  процесс усвоения завершается. На современном  уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю  необходимо строить свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.На уроке «Семья – ячейка общества» для активизации познавательных интересов учащихся  я связываю изучаемый материал с жизненным опытом обучаемых, использую учебный материал, соответствующий реальным учебным возможностям школьников, использую ИКТ, активные методы обучения.

  2.  Данный урок несет в себе значительный воспитательный потенциал. Он направлен на формирование семейной культуры, а именно:

- формированию отношения к семье как основе российского общества;

- формированию у обучаемых уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формированию представления о семейных ценностях и уважения к ним;

- знакомству обучающегося с культурно – историческими и этническими традициями российской семьи.

При разработки урока необходимо учитывать такие структурные компоненты гражданской идентичности ( согласно ФГОС)  как:

  1. Познавательный: знания о правовой основе организации общества;
  2. Ценностно – ориентировочный: уважительное отношение к другим людям, самоуважение, свободный и ответственный  выбор каждого человека, принятие и уважение правовых основ государства.
  1. В разработке обязательно должен реализовываться принцип рефлексии, который означает осмысление обучающихся параметров обучения и своих действий. Необходимо обучать детей анализу учебной ситуации и самоанализу собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания

Социальная роль семьи-основа нравственного воспитания...

Семья - основа любого общества

Визуальное восприятие материала позволяет ученикам глубже представить время и проникнуться духом эпохи. В этом помогает презентационный материал и новые средства информационных технологий. Так было и ...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

"Семья - основа человечества" (материалы к сочинению)

Презентация представляет собой материалы для выпускного сочинения по направлению "Дом", "Любовь" (2015-2016 учебный год)....