идем на экзамен. Памятки
материал по обществознанию (11 класс) по теме

Шипилова Тамара Дмитриевна

Материал содержит памятки для  выпускников школы, сдающих ГИА  и  ЕГЭ по истории и обществознанию: как провести сравнительный анализ общественных явлений, подготовиться к написанию эссе, участвовать в ролевых играх и дискуссиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idem_na_ekzamen._pamyatki.rar252.13 КБ

Предварительный просмотр:

ИДЕМ НА ЭКЗАМЕН

Как провести сравнительный анализ общественных явлений, как подготовиться к написанию эссе, участию в различных ролевых играх, в дискуссии – предлагаемые памятки помогут учащимся в работе на уроках и при подготовке домашнего задания.

                Условия правильного использования приема сравнения

1.        Сравниваются  только  однородные явления.

  1. В них выделяются сопоставимые су щественные признаки.
  2. Признаки располагаются в опреде ленной последовательности (план сравне ния) и, если возможно, по степени важ ности

   и в зависимости от ведущего при знака (ранжирование).

  1. Сравнение проводится на основе вы деленных признаков, по каждому из них высказывается суждение.
  2. В заключение делаются краткие вы воды об общем и особенном в сравнивае мых явлениях.

Проведение сравнительного анализа

1.        Составьте  план  сравнения  предметов, событий, общественных явлений:

  а) выделите сопоставимые признаки;

  б) отбросьте несущественные признаки;

  в)        установите порядок сравнения (на первом месте — самый важный признак, далее те, которые от него зависят).

  1. Сравните по намеченному плану оба события, явления.
  2. После сравнения каждого сопостави мого признака сделайте вывод.
  3. Свяжите выводы с целями сравнения и сделайте общее заключение.

Памятка для анализа альтернативы в историческом процессе

   1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.

   2.Выявите историческую обусловлен ность каждого из них.

3.        Определите свое отношение к ним.

  1. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
  2. Оцените последствия и значение осу ществленного выбора.

Альтернатива (фр. alternative, от лат. alter — один из двух) — необходимость единственного выбора между

 взаимоис ключающими возможностями.

Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей

  1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (лич ности).
  2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.
  3. Определите возможность сопоставле ния оценок.
  4. Оцените, на какие источники опира ются авторы этих суждений, их объектив ность.
  5. Проанализируйте их аргументацию.

6.Сделайте собственный выбор.

7. Предложите свою оценку.

8. Аргументируйте свою позицию.

              Памятка для решения познавательных задач

  1. Внимательно ознакомьтесь с услови ем задачи. С помощью словарей, справоч ников или учебника выясните

   значение  непонятных терминов.

  1. Соотнесите вопросы или предписа ния, сформулированные в задаче, с ее ус ловием:

  а)        определите, что дает условие для решения задачи;

  б)        подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;

  в)        подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться  при решении задачи.

  1. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом4 или предписа нием.
  2. Продумайте аргументы, подкрепля ющие ваши решения.

   5. Убедитесь в правильности получен ного вами ответа:

     а)        соответствует ли ответ существу вопроса (предписания);

  б)        если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

  в)        нет ли противоречий между вашими аргументами;

     г)        нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

     д)        можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

     е) не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы (помимо тех, которые намечены вами) и доказательства

       (факты, примеры, аргументы).

   6.Объясните, каким путем получен ответ.

Памятка для написания эссе

Структура  эссе

1.        Начало (актуализация заявленной темы эссе). (20% от общего объема работы.)

2.        Тезис.

Три аргументированных доказатель ства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (позицию) и имею щих в своей

 основе научный подход.

Переформулировка тезиса. (60%.)

3.        Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение). (20%.)

Требования, предъявляемые к эссе

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, следует включать только ту ин формацию, которая необходима для рас крытия

    вашей позиции, идеи.

3.        Эссе  должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

  1. Каждый абзац эссе должен содер жать только одну основную мысль.
  2. Эссе должно показывать, что его ав тор знает и осмысленно использует теоре тические понятия, термины, обобщения,

 мировоззренческие идеи.

  1. Эссе должно содержать убедитель ную аргументацию позиции, заявленной по проблеме.

Как написать домашнее эссе

1. Прежде чем приступить к написанию эссе:

  1. изучите заданный на дом теоретиче ский материал;
  2. уясните особенности заявленной темы эссе;
  3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  4. выделите  ключевой тезис и определи те свою позицию по отношению к нему;

определите, какие теоретические по нятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

  1. составьте тезисный план, сформули руйте возникшие у вас мысли и идеи.

2. При написании эссе:

  1. напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
  2. проанализируйте содержание напи санного;
  3. проверьте стиль и грамотность, ком позиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
  4. внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Памятка

для составления тезисов ответа или сообщения

  1. Прочитайте текст источника, следя за развитием главной мысли.
  2. Составьте план ответа, исходя из со держания прочитанного.
  3. Разверните каждый пункт плана в виде одного-двух тезисов, содержащих ос новные теоретические положения и

   обос новывающих его факты.

  1. Проверьте правильность выполне ния работы: все ли основные положения источника раскрыты в тезисах,

   нет ли рас хождения  между формулировкой темы и ее раскрытием в тезисах.

  1. На  основе привлекаемых источни ков составьте к указанной теме таблицы (текстовые, сравнительно-обобщающие,

   конкретизирующие) и схемы (логические, текстовые).

  1. На примере любого урока темы (с учетом включаемых текстов) составьте логическую цепочку, отражающую

   при чинно-следственные связи общественного явления.

  1. Определите возможность включения материалов периодической печати (если есть необходимость).

Памятки для проведения дискуссии

Правила ведения дискуссии

  1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения.
  2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия.
  3. Все участники должны быть вовлече ны в обсуждение.
  4. Желающие взять слово должны по просить разрешения у ведущего.
  5. Каждый участник имеет право и воз можность высказаться.
  6. Обсуждению подлежат все высказан ные мнения.

7.        Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

8.        Следует подводить промежуточные и конечные выводы.

Советы участнику дискуссии

  1. Прежде чем выступать, четко опре делите свою позицию.

   2. Проверьте, правильно ли вы понима ете проблему.

   3. Внимательно слушайте оппонента, затем излагайте свою точку зрения.

   4.Помните, что лучшим способом до казательства или опровержения являютс бесспорные факты.

  5.Не забывайте о четкой аргументации и логике.

  6.  Спорьте честно и искренне, не иска жайте мыслей и слов оппонента.

  7.Говорите ясно, точно, просто, от четливо, своими словами, не «по бумаж ке» .

  1. Имейте мужество признать правоту оппонента, если вы не правы.
  2. Никогда не «навешивайте ярлыков», не допускайте грубости и насмешек.

10.        Заканчивая выступление, подведите итоги и сформулируйте выводы.

Памятка участнику ролевой игры

1.        Определите, в чем состоит задача игровой ситуации.

  1. Выберите роль, исходя из своего опы та, характера и интересов.
  2. Постарайтесь вжиться в свою роль, поверить в происходящее.
  3. Тщательно подготовьтесь к игре, про думайте свое выступление.
  4. Подчиняйтесь правилам игры.

  1. Внимательно прислушивайтесь к выступлениям своих партнеров по игре, реагируйте на них, но не перебивайте.
  2. Во время подведения итогов поста райтесь сами поставить себе оценку, срав ните ее с оценкой посторонних.

Памятка участнику исторической игры

  1. Внимательно изучите рекомендо ванную учителем литературу, проанали зируйте ее и выберите необходимый ма териал.

  1. Оцените игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической ре альности.
  2. Рассмотрите иллюстрации в учебни ке и других источниках, обращая внима ние на внешний облик людей, предметы

   обстановки и быта.

  1. Представьте себе внешний облик че ловека, чью роль вам предстоит испол нять, мысленно составьте его биографию, наделите

  чертами характера.

  1. Зная о принадлежности данного чело века к определенной общественной группе, о его роде занятий, времени, когда он жил,

  попытайтесь понять, что его могло волно вать, какие чувства он мог испытывать.

  1. Сопоставив внешний облик и внут ренний мир своего героя, составьте не большой рассказ от его имени.
  2. Чтобы придать убедительность рас сказу, включите в него общеупотребитель ные слова и выражения того времени, ге роем

   которого был данный человек.

  1. Предположите, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к вашему герою, попытайтесь подготовить ответы.

Источники:

. Л.Губарева.  Памятки. История и обществознание для школьников. №2. 2012. С. 17-20



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учащихся по подготовке к экзаменам.

Данная памятка содержит гимнастику для глаз, психологическая подготовка к сдаче экзамена, внешний вид учащихся на экзамене....

Памятка для родителей для подготовки детей к экзаменам.

В помощь родителям для подготовки детей к экзаменам....

Памятка для детей и родителей "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?"

В данной памятке даны рекомендации ученикам и родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам....

памятка по подготовке к экзаменам

Период экзаменов - это пора сильнейшего стресса, когда все валится из рук и ничего не идет в голову. Несложные рекомендации позволят, несмотря на волнение, подготовиться к экзамену....

«Психологическая подготовка к экзаменам» Памятка для учителей

С  большой вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов многие дети. К каждому ребёнку необходим индивидуальный подход. Данная статья-презентация разработана для учителей, ...

Памятка в период подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов

Памятка в период подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов...