Программа элективного курса «Введение в политологию».
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

 

Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы.

 

Целью курса является повышение политической грамотности учащихся, способствующее становлению их активной гражданской позиции.

Задачи курса:

- расширить знания учащихся по обществознанию и политологии;

- развить способности учащихся осмысливать явления действи­тельности на основе политического анализа, теоретически или прак­тически применять свои политические знания;

  • создать условия для формирования личности школьника как гра­жданина, уважающего права человека и демократические ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_vvedenie_v_politologiyu.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНКОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛА

ФУРМАНОВСКОГО   МУНИЦИПАЛЬНОГО    РАЙОНА

ИВАНОСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

Директор школы:________

Приказ № ____от______________

Программа

элективного курса

«Введение в политологию».

                                              Разработана

                                                      учителем  истории и обществознания

        И.Б.Гвоздевой.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Курс обучения «Введение в политологию» предназначен в качестве элективного курса для учащихся 11 класса общеобразовательной школы.

        Курс опирается:

  1. на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса обществознания;
  2. на интеллектуальные умения;
  3. на межпредметные связи с курсами истории .

        В современной российской школе во главу угла ставится граждан ское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответст венным гражданином, активно участвовал в политической жизни го сударства. Это под разумевает многогранное осмысление учащимися социально-политических дисциплин и формирование высокой политической грамотности. Поскольку любой учебник имеет жесткие рамки, следо вательно, авторы излагают материал сжато, в пределах отведенного минимума и отказываются от интересных проблем.

        Разработка данного курса шла от педагогической практики и по требностей реальной жизни, требующей от учителей социально-политических дисциплин в условиях формирования гражданского общества более полной политологической информации.

        Настоящий курс предназначен для преподавания в 11 классе общеобразовательной школы и содержит 34 занятия. Он позволит  активно вовлечь детей в процесс познания, создать политоло гическую лабораторию, в которой учащиеся получали бы новые зна ния, приобретали бы навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.

        Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения является повышение качества образования учащихся и формирования у учащихся ключевых компетенций. В обществоведческом курсе это:

  1. определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  2. решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  3. применение полученных знаний для определения  рационального решения и порядка действия в конкретной ситуации;
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной от второстепенной, критический анализ достоверности информации;
  5. владение элементарными умениями прогноза, создание собственных моделей социальных объектов;
  6. пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Целью курса является повышение политической грамотности учащихся, способствующее становлению их активной гражданской позиции.

Задачи курса:

-   расширить знания учащихся по обществознанию и политологии;

- развить способности учащихся осмысливать явления действи тельности на основе политического анализа, теоретически или прак тически применять свои политические знания;

  1. создать условия для формирования личности школьника как гра жданина, уважающего права человека и демократические ценности.

Направленность курса: развивающая,  практикоориентированная.

        Содержание курса включает в себя 7 разделов.

        Методы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, проек тное моделирование, ролевая игра, работа с документами, мини-исследование.

Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

- находить, систематизировать и анализировать политическую ин формацию;

- рассматривать политические события с точки зрения их политоло гической природы;

- ориентироваться в современной политической действительности;

- определять и представлять собственное отношение к политическим процессам в современном мире.

Формы контроля:

Текущий:

- беседа по изучаемым темам;

  1. оценка выполненных заданий;
  2. тестирование.

Итоговый:

  1. тестирование.

Учебно-тематический план (34 ч.)

№ п/п

                           Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Понятие и сущность политики

3

2

1

2

Политическая власть

3

1

2

3

Субъекты и объекты политики

4

1

3

4

Личность и политика

4

1

3

5

Политические институты

4

2

2

6

Политический режим

6

2

4

7

Гражданское общество

6

4

2

8

Итоговое обобщение

4

4

                Содержание программы.

Тема 1. Понятие и сущность политики. Понятие политики. Происхождение политики. Роль политики в жизни человеческого общества. Современная цивилизация и политическая жизнь. Политика как деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти. Соотношение политики и власти. Нравственность и безнравственность политики.   Виды и формы политической деятельности.

Тема 2.  Политическая власть. Природа власти. Власть как система общественных отношений. Функции власти. Различные виды и формы власти. Власть и авторитет.

Тема 3. Субъекты и объекты политики. Субъекты политики. Объекты политики. Внутренняя политика. Внешняя политика. Связь внутренней и внешней политики государств.

Тема 4. Личность и политика. "Человек политический". Виды участия личности в политической жизни. Политические элиты. Политические лидеры. Роль личности в политике. Понятие политической культуры.

Тема 5. Политические институты. Государство как политический институт. Происхождение, сущность и функции государства. Основные формы государственного правления (формы государства). Монархия. Республика. Парламентская республика. Президентская республика. Партии как политический институт. Природа политических партий. Виды политических партий. Политический плюрализм. Ведущие партии в российской политике.

Тема 6. Политический режим. Понятие и сущность политического режима. Типы политических режимов. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Тоталитаризм и авторитаризм в истории XX века. Демократия как система политических принципов. Исторические формы демократии. Основные ценности и институты демократии. Особенности нынешней российской демократии.

Тема 7. Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Гражданское общество и государство. Контроль общества над государством. Права и свободы человека. Международные и российские документы о правах человека. Примеры нарушения прав человека в современном мире (геноцид, расизм, дискриминация меньшинств, нарушения прав в экономической и социальной сферах). Внутригосударственные и международные механизмы в области защиты прав человека.

                                         Литература.

1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы  права: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. - 2 изд. - М.: Вита-Пресс, 2006.

2. Кравченко А.И.Обществознание: 10-11 класс. М., 2000.

3.Мухаев Р. Т. Политология. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.,1997.

4. Правоведение. Права человека: элективный курс / авт.сост. С.Н.Степанько. - Волглград: Учитель, 2007.

5. Тесты по обществознанию.

6. Человек и общество. 10-11 класс: дидактические материалы по курсу. М., 2001.

7.Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и предпрофильного обучения в 9-11 классах: метод. пособие / сост. Т.А.Корнева, О.В.Козачек, В.В.Черников; под ред. О.В.Козачек, В.В.Черникова. - М.: Глобус, 2006.

8. Обществознание, 9-11 класс. Мультимедиа- курс. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Введение в политологию"

Политологическое образование призвано дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях. Данный курс должен способствовать воспитанию политически гр...

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Курс "Введение в политологию"

Рабочая программа с аннотацией, формами и методами контроля, календарно - тематическим планированием....

Введение в политологию

Введение в политологию...

введение в политологию

Рабочая программа курса по выбору "Введение в политологию". Данный курс обеспечивает болееглубокое изучение курса обществознания в правоовй и политической сфере, дает возможность подготовить...