Политическое лидерство и политические элиты
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Подборка документов к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка документов по теме

«Политическое лидерство и политические элиты».

Владимир Мономах «Поучение» (12 век)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Какие качества правителя Мономах определял как самые важные?

Каков был идеал соотношения власти и народа в Древней Руси?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Как Вы могли бы озаглавить предложенный отрывок?

Какова основная проблема, поднимаемая в тексте?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Какими качествами должны обладать, на Ваш взгляд, современные политики?

Куда бы вы ни держали путь своим землям, не давайте отрокам причинить вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Р.Даль «О демократии»

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Чем руководствуются сторонники передачи всей власти специалистам?

Почему и в чем принцип передачи власти специалистам противоречит демократии?

В чем принципиальное отличие индивидуальных решений от государственных?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Каковы ключевые идеи автора в данном тесте?

О какой проблеме идет речь?

Могли бы Вы привести дополнительные примеры подтверждающие или опровергающие мысли автора?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Каково Ваше отношение к позиции автора?

Идея передачи власти специалистам (Платон назвал их «стражами»), искренне приверженным принципу всеобщего блага и лучше всех остальных знающим, какими путями можно его достигнуть, всегда была сильной соперницей идеи демократии. Защитники этой идеи нападают на демократию там, где ее позиции кажутся наиболее уязвимыми, - они просто не признают за обычными людьми способности править собой…

Делегировать право принимать определенные второстепенные решения специалистам – не то же самое, что уступать им право окончательного контроля за наиболее важными решениями. Старинная поговорка гласит: «Всяк сверчок знай свой шесток». Вероятно, специалисты превосходят вас своими познаниями во многих важных сферах деятельности. Врач лучше, чем вы, распознает вашу болезнь, поставит диагноз, определит, насколько тяжело она будет протекать, выработает наиболее эффективный курс лечения, скажет, поддается ли она лечению вообще. За вами сохраняется право разумного выбора – следовать ли этим медицинским рекомендациям или нет. Но ведь это вовсе не означает, что вы предоставляете вашему врачу полную волю решать, должны ли вы пройти предписанный им курс лечения. Нечто подобное происходит и в государственном управлении: одно дело, когда правительственные чиновники обращаются за советом к экспертам, и совсем другое – когда политическая элита присваивает себе власть решать, каким законам, какой проводимой ими политике вам придется подчиняться.

Решения, принимаемые лично тем или иным индивидуумом, неравнозначны решениям, принимаемым правительством государства и обязательным для исполнения всеми гражданами…

Для управления государством одних только знаний недостаточно. Для этого требуется еще неподкупность, умение и решимость твердо противостоять бесчисленным соблазнам и искушениям власти, постоянная и беззаветная преданность общественному благу, а не своекорыстным (личным или узкогрупповым) интересам.

Специалисты могут быть достаточно подготовлены для выполнения ваших заданий и поручений, но это не означает, что их компетентности достаточно, чтобы править вами.

Б.Н.Ельцин Текст обращения к россиянам перед уходом в отставку 31.12.1999г.

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Какие причины ухода Б.Н. Ельцина в отставку можно выделить на основе выступления?

Как можно охарактеризовать историческую обстановку, сложившуюся в стране к моменту появления документа?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какие из перечисленных автором причин Вы считаете основными? Расставьте их в порядке важности, с Вашей точки зрения.

Можете ли Вы найти противоречия в тексте документа?

Какие вопросы Вы могли бы задать автору документа?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Каково Ваше отношение к позиции автора?

С чем из сказанного Вы согласны, а с чем могли бы поспорить??

Дорогие россияне!

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей жизни. Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие.

Мы все примеряли эту дату на себя. Прикидывали, сначала в детстве, потом повзрослев, сколько нам будет в 2000-м году, а сколько нашей маме, а сколько нашим детям. Казалось когда-то далеко этот необыкновенный год.

Вот этот день и настал. Дорогие друзья! Дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все. Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам, как Президент России. Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

Я много раз слышал - “Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст”. Это - вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы вовремя состоялись и президентские выборы - в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна вступить в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми умными, сильными, энергичными людьми. А мы - те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело свое я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом, и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее!? Почему я должен ему мешать? Зачем ждать полгода? Нет, это не по мне! Не по моему характеру!

Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать больше личных своих слов, чем говорю обычно. Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительным. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил. Казалось, одним рывком, и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясение.

Но я хочу, чтобы вы знали. Я никогда не говорил, сегодня мне важно вам это сказать. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания: что не могу сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось лучше? Не было у меня более важной задачи.

Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше и лучше. В соответствии с Конституцией, уходя в отставку, я подписал указ о возложении обязанностей Президента России на Председателя Правительства Владимира Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он будет главой государства, а через три месяца, также в соответствии с Конституцией России, состоятся выборы Президента.

Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь, какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года. Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие.

С Новым годом! С Новым веком, дорогие мои!

Конституция РФ (1993г.)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Каков статус Президента РФ?

Какие требования предъявляет Конституция РФ к Президенту страны?

В каких случаях происходит досрочное прекращение функций Президента? Были ли в истории России примеры таких ситуаций?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какую мысль Вы выделили бы основной в тексте присяги Президента РФ?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Каковы наиболее важные, на Ваш взгляд, функции Президента РФ?

Насколько сильной Вам представляется президентская власть по Конституции РФ?

Обоснованы ли выдвигаемые к Президенту РФ требования?

Почему Конституция ограничивает срок исполнения должности Президента? Что Вы думаете об установленных ограничениях?

Глава 4. Президент Российской Федерации

Статья 80

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Емельянов Ю.Н. «Лидерство и групповая динамика»

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

В чем основные различия авторитарного и демократического лидеров?

Каковы недостатки и положительные стороны каждого из названных в тексте стилей лидерства?

Существуют ли другие стили лидерства?

Как соотносятся стили лидерства с мнением народных масс?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Какие примеры могут иллюстрировать каждый из названных стилей лидерства?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

С какими мыслями автора Вы согласны, а с какими могли бы поспорить?

Авторитарный лидер, в отличие от демократического, сосредотачивает в руках максимум власти. Он единолично определяет стратегию и тактику поведения группы, составляет планы; только он один осведомлен о последовательности предпринимаемых действий, он диктует задания и регулирует структуру взаимоотношений членов группы.

Он один является во всех случаях конечной инстанцией, верховным судьей, источником поощрений и наказаний. Отсюда следует, что судьба каждого участника группы находится в руках лидера…

Авторитарный лидер поощряет раздробленность групповой структуры, что позволяет сводить к минимуму контакты между членами группы и организовать коммуникативные каналы таким образом, чтобы все они проходили через лидера или контролировались им…

Следствием авторитарного стиля лидерства может быть междоусобная борьба за власть и соперничество между участниками группы. Такая атмосфера создает предпосылки для фрустрации и агрессивности, приводит к внутригрупповым конфликтам и, при определенных условиях, к распаду групп.

Демократичный лидер стремится к максимально возможному вовлечению членов группы в координированную деятельность и совместное определение групповых целей. Он стремится передоверить ответственность, а не сконцентрировать ее в одних руках. Он поощряет и укрепляет межличностные связи, старается ликвидировать внутригрупповые напряжения и конфликты, препятствует возникновению иерархических структур…

Есть достаточно данных о том, что люди положительно воспринимают авторитарное руководство, когда они ощущают эмоциональную неустойчивость или оказываются в двусмысленной или критической социальной ситуации.

Речь В.В. Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации (7 мая 2004 г.)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

КОМПОНЕНТ ЗНАНИЙ

Какие обязанности Президента РФ выделены в выступлении как наиболее важные?

Какой названа цель будущего правления?

Какой видит автор роль главы государства в России?

КОМПОНЕНТ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

О каких проблемах, существовавших к 2000г. говорится в выступлении?

Какие мысли, высказанные автором, Вы считаете наиболее важными?

?

КОМПОНЕНТ ЦЕННОСТЕЙ, ПОНИМАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ

Как Вы могли бы охарактеризовать Путина с точки зрения политического лидерства?

Какие мысли и эмоции вызывает у Вас выступление? С какими мыслями Вы согласны, а с чем могли бы поспорить?

Уважаемые граждане России!

Дорогие друзья!

Только что в соответствии с Конституцией мною были произнесены слова президентской присяги. Сейчас я еще раз хочу вернуться к главному ее смыслу и сказать: обязанности Президента хранить государство и верно служить народу и впредь будут для меня святы, и впредь будут для меня превыше всего.

Как и раньше, буду исходить из того, что помощь и поддержка граждан Российской Федерации являются самой главной и самой надежной опорой в деятельности ее Президента.

И сегодня хотел бы поблагодарить всех, кто оказал мне высокое доверие и честь, избрав на пост главы государства российского. Всех, кто в течение прошедших четырех лет вносил свою долю труда в общие результаты нашей страны.

Как и в предыдущие годы, буду работать активно, открыто и честно, сделаю все, что смогу, все, что в моих силах, чтобы оправдать надежды миллионов людей.

Прошедшие годы были для нас всех нелегкими. Прямо скажу: они были временем серьезных испытаний. Тогда, в 2000 году, очень многие проблемы казались просто неразрешимыми.

Но в критических ситуациях народ России проявил свои самые лучшие патриотические, гражданские качества. И когда боролся за территориальную целостность, за единство страны. И когда упорным трудом создавал основы для роста экономического потенциала России.

Вместе мы сумели очень многое. И достигли всего этого только сами.

Это мы сами добились высоких темпов развития нашей экономики. Преодолели непростое идеологическое противостояние и сейчас становимся, постепенно становимся, единой нацией.

Это мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада.

Это мы вместе сделали нашу Родину открытой страной. Страной, готовой к широкому, равноправному сотрудничеству с другими государствами. Страной, укрепляющей свои позиции на международной арене и умеющей мирными средствами отстаивать свои законные интересы в быстро меняющемся мире.

Теперь главная цель ближайшего четырехлетия – превратить уже накопленный нами потенциал в новую энергию развития. Достичь за счет этого принципиально лучшего качества жизни наших людей. Добиться реального, ощутимого роста их благосостояния.

Мы часто повторяем: в России глава государства отвечал и будет отвечать за все. Это по-прежнему так. Но сегодня, глубоко понимая меру собственной, личной ответственности, хочу подчеркнуть: успех и процветание России не могут и не должны зависеть от одного человека или от одной политической партии, одной политической силы. Мы должны иметь широкую базу поддержки для того, чтобы продолжать преобразования в стране.

Убежден: лучшей гарантией такой преемственности является зрелое гражданское общество.

Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности.

И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант и свои способности. Чтобы в стране развивалась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан. Чтобы люди в России могли получать хорошее образование, достойную социальную и медицинскую помощь. Чтобы они жили в достатке и могли завещать детям результаты своего собственного труда.

И, конечно, могли гордиться авторитетом сильной, но миролюбивой страны.

Дорогие друзья!

Нам еще многое, очень многое предстоит сделать – и для страны, и для себя, и для наших детей. Сейчас для достижения поставленных целей у нас есть все возможности. Есть ресурсы, свой собственный опыт, полное понимание приоритетов развития, основанное на позитивном прошлом ближайших прошедших четырех лет. И есть огромный потенциал, огромная энергия, интеллектуальный потенциал нашего народа.

Мы с вами – наследники тысячелетней России. Родины выдающихся сынов и дочерей: тружеников, воинов, творцов. Они оставили нам с вами в наследство огромную, великую державу.

Наше прошлое, безусловно, придает нам силы. Но даже самая славная история сама по себе не обеспечит нам лучшей жизни. Это величие должно быть подкреплено. Подкреплено новыми делами сегодняшних поколений граждан нашей страны.

И только тогда наши потомки будут гордиться теми страницами, которые мы с вами впишем в биографию великой России.

Спасибо вам за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство" 11 класс...

Политическая элита и политическое лидерство.

Политическая элита и политическое лидерство....

Политическая элита и политическое лидерство.

Задания (в ЕГЭ формате) для работы с материалом параграфа....

Политическая элита и политическое лидерство.

Презентация на тему "Политическое лидерство"...

Политическая элита и политическое лидерство 11 класс

Презентация к уроку обществознания....

Политическая элита и политическое лидерство

Презентация для интерактивной доски по теме "Политическая элита и политическое лидерство". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 11 класс, базовый уровень....

Тест по теме: "Политическая элита и политическое лидерство"

Тест рассчитан на закрепление данной темы, содержит задания формата ЕГЭ....