Урок по теме: "Благотворительность"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме

Панафидина Татьяна Николаевна

история развития благотворительности в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blagotvoritelnost_2.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема: «Благотворительность».

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся о понятии благотворительность, ее целями и историей в процессе усвоения новых понятий, систематизации уже имеющихся знаний, актуализации жизненного опыта обучающихся;
  2. Воспитать сопереживание, сострадание, желание помочь нуждающимся в обучающихся посредством их участия в благотворительной деятельности через групповую форму организации учебной деятельности;
  3. Формировать навыки культуры группового взаимодействия, способствующие выработке толерантного отношения к окружающим, развивать рефлексивные умения учащихся.

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Презентация урока;
  3. Пакет памяток для групповой работы.

Термины: благотворительность, меценат, сопереживание.

МПС: история, психология, экономика.

Методы: Наглядный, проблемно-поисковый.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Вступительное слово учителя: 

Бернард Шоу заявил: «Когда человек научился летать по небу как птица, плавать по воде как рыба, ему осталось одно научиться жить на земле как люди».

Благотворительность, меценатство, милосердие, приют – почти забытые в середине прошлого века понятия. Только на исходе ХХ столетия они постепенно стали возвращаться в нашу повседневную жизнь.

Человечество за прошедшее время изменилось: из homo sapies оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается.

слайд  1

«Всего более убогих не забывайте,

но насколько можете по силам кормите,

и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами,

 а не давайте сильному губить человека».

                   

  «Поучение    Владимира  Мономаха детям»

1. Определение благотворительность

3-4 слайд

На экране появляется слово благотворительность.

– В этом слове спряталось два слова. Найдите их (благо, творить).

– Подберите синонимы к слову творить (делать, совершать).

– Как вы понимаете слово благо? (добро)

Осуществлять благотворительность значит “творить благо”.

5-6 слайд

 «Иллюстрированном толковом словаре для детей и школьников» В.И.Даля благотворительность – готовность делать добро, помогать бедным, нуждающимся.

Ожегов же дает такое толкование термину «благотворительный»:

 1. безвозмездный и направленный на общественную пользу;

2. направленный на оказание материальной помощи неимущим.

А людей, которые занимаются благотворительной деятельностью, называют меценатами.

7-8 слайд

Меценат (от имени собственного Maecenas) – человек, покровительствующий развитию искусства, науки, оказывающий им финансовую поддержку. Название стало нарицательным и происходит от имени древнеримского вельможи.

9 слайд

На экране появляется слово меценатство.

Меценатство – это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительностью.

Понятие “меценат” пришло к нам из Древнего Рима.

10-12 слайд

На экране появляется меценат ? спонсор.

Кто такой спонсор? (дающий деньги на какой-либо проект).

Дающий деньги (спонсор) – это ещё не меценат. Право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь. Нынешние меценаты должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

Учитель подводит итог обсуждению:

 Смысл благотворительности, конечно же, становится ясен из смысла слов, образующих это слово – творить благое, то есть делать благие дела, помогать нуждающимся в помощи. Потому что люди – высшие существа, разумные, и наша отличительная особенность состоит в том, что мы наделены чувствами, умением почувствовать и переживать не только свою боль, свое горе, проблемы, но и чужую беду. И реакция в такой ситуации, конечно же,  - помочь всем, чем можешь, ничего не требуя взамен, не заботясь о том, чтобы о твоей помощи узнали и услышали.

2. История благотворительности

Вы совершенно правы, таких людей, которые занимаются меценатством, в истории нашей страны и в современности немало. Сейчас мы познакомимся с деятельностью только некоторых из них.

Сообщение ученика (3-4 минуты)

Древняя Русь

- Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату Крещения Руси. С принятием Христианства с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло своё выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

- В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменовании победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также,  как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходите на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

- Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земские уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.

- Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

Неотъемлемой частью своей деятельности считала благотворительность и Православная церковь. При всех монастырях нищим раздавали еду, милостыню, устраивали особые помещения для больных, престарелых. Для Древней Руси была характерна благотворительность, связанная с личной инициативой князей.

Смутные времена

Впервые заговорил о необходимости создать государственную помощь в России царь Иван Васильевич Грозный. На Стоглавом соборе, который состоялся в 1551 году, он сказал, что в каждом городе должны быть построены богадельни и больницы. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели должны поступать от частных лиц, а контроль их расходования отдавался в руки духовенства и целовальников.

Решение этого высокого собрания можно считать началом сотрудничества светских и церковных властей в деле помощи страждущим.

 Первые Романовы

Тем не менее, нищенство в России оставалось серьёзной социальной проблемой и на протяжении всего XVII века. Царские власти пытались справиться с ней, развивая государственную благотворительность.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Фёдорович, поручил патриаршему приказу открытие «сиротских домов».

А в царствование Алексея Михайловича, в 1649 году, было принято «Соборное уложение», где в свод гражданских законов («Кормчую книгу») вошли статьи об общественном призрении. Создаются специальные приказы, занимающиеся призрением бедных, начинает функционировать приказ, ответственный за строение богаделен. В 1682 году молодой царь Фёдор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу».

 «Пётр I Великий»

Решительно взялся за искоренение нищенства Пётр I. Им было издано около 20 указов против нищенства.

Однако царь прекрасно понимал, что одними репрессиями уничтожить нищенство невозможно. Неслучайно в его царствование появилась программа призрения «сирых и убогих». По примеру европейских стран Пётр I велит строить сиротские дома, больницы и дома призрения. Он предписывает помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, выдавать престарелым и инвалидам из казны специальные «кормовые деньги», а состоятельных граждан призывает вкладывать «милостные» средства и продукты непосредственно в богадельни и госпитали. Особое внимание царь проявлял к изувеченным в войнах солдатам.

Центральное управление богоугодными заведениями Пётр I сначала сохраняет за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 году передаёт его Святейшему Синоду, а в 1724 –  Камер-конторе, то есть финансовому ведомству. При Петре I общественное призрение окончательно ушло из ведения духовенства, став предметом государственных забот.

      Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор России Пётр I. В 1700 году царь указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей: «молодым и здоровым кормовых денег не давать, и от кормовых денег им отказать».

В конце жизни Пётр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена.                        

Правление Екатерины II

Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России Екатерина II. Важнейший законодательный акт её правления  –  "Учреждения для управления губерний Российской империи", подготовленныё самой Екатериной был принят 7 ноября 1775 года. Согласно документу, в каждой губернии были созданы приказы общественного призрения  – система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишённых и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома.

В екатерининскую эпоху приказы общественного призрения  –  органы, не зависящие от губернских инстанций и подчинявшиеся непосредственно верховной власти и Сенату, – были созданы в 40 из 55 губерний. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей.

 Продолжая борьбу с профессиональным нищенством и бродяжничеством, Екатерина II вводит систему принудительного труда и трудового призрения нищих. В 1775 году появились первые работные дома, находящиеся в ведении полиции, для праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом.

При Екатерине II возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорождённых («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования: императрица передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч, а цесаревич Павел – по 20 тысяч. Крупнейший частный жертвователь, П. А. Демидов, передал на учреждение Родильного института при Воспитательном доме 200 тысяч рублей. Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге.

В воспитательные дома принимали подкидышей, детей, рождённых вне брака, а также «законных детей, оставляемых родителями по бедности». Здесь дети росли и получали элементарное общее образование, а с 14-15 лет воспитанников отдавали в обучение ремёслам в мастерские, организованные при самом доме, или же городским ремесленникам. На содержание воспитательных домов шли миллионные суммы.

Появились в екатерининскую эпоху и так называемые сиротские дома, то есть учебные заведения для детей неимущих родителей – купцов, чиновников, канцелярских служащих, мещан и цеховых, –  которые «по бедности своей не имели средств устроить детей в какие-либо училища». В сиротские дома принимали мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 11 лет. По окончании училища детей распределяли на службу в государственные учреждения, на фабрики, заводы или к разного рода предпринимателям для обучения ремёслам, торговле и прочим полезным занятиям.

При Екатерине II в Москве появились первые всесословные больницы для бедных. В них нуждающихся лечили, как правило, бесплатно. В Петербурге, в Москве, в Новгороде открылись дома для душевнобольных.

Эпоха реформ

- ХIХ век стал переломным в развитии благотворительности. Были изданы законы и установлены неписанные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию.

1828 – в стране введено звание «Почётный попечитель», которым награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования.

1848 – при Николае I было создано общество посещения бедных, инициатором и вдохновителем которого стал В.Ф.Одоевский.

1857 – принят Устав об Общественном призрении.

В конце ХIХ века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней. В городах была налажена система попечительства о бедных. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства. Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю  России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы, Боткины и другие.

Начало ХХ века

 В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100000 жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений, 19108 приходских попечительских советов. По самым приблизительным подсчётам в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27000000 рублей.

Благотворительность в Советской России

Традиции российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей.

Потом функцию благотворительности взяло на себя государство.

Наше время

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и блоготворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кетрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Chirities Aid Fondation, всемирный фонд дикой природы, фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским учёным, музыкантам, художникам.

Следующий этап – создание российских благотворительных фондов, специализирующихся в разных сферах: поддержка научных, учебных проектов, семей погибших военнослужащих, помощь детским домам, больницам и т. д.

Игра «Кто это?» 13-21 слайд

17-18 слайд

 Агнесса Гонджа Бояджиу известная миру как мать Тереза – лауреат нобелевской премии. Албанская старушка устроила подвижные клиники, которые ездят по всему свету, и оказывают помощь прокаженным. Она организовала первую клинику для зараженных СПИДом.

19-20 слайд

 Билл Гейтс Этот человек жертвовал компьютеры, обеспечивал бесплатный доступ в интернет и спонсировал самый большой образовательный фонд в истории.

21 слайд

 Символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева (1932-1999гг); известный российский музыкант Мстислав Ростропович; певица Анита Цой; звезда Голливуда Анжелина Джоли; актриса Чулпан Хаматова.

22-25 слайд

Благотворительный фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».

26 слайд

Благотворительный фонд  «Кто, если не Я?»

27-28 слайд

Сегодня очень многие деятели культуры проводят концерты, сборы от которых перечисляют в детские дома и больницы. Стало традицией отправлять выигрыш на игре «Поле чудес» также на благовидные дела. На Рождественской ярмарке в Санкт-Петербурге он нарисовал  заснеженное окно на конкурсе рисунков. Этот рисунок ушел с аукциона за 37 млн. руб., которые были направлены на благотворительность. Кто же был художником? В.В. Путин.  

3. Дебаты

Дебаты:  Обязательно ли быть богатым, состоятельным, чтобы оказывать помощь?

?  Землятресение на Гаити

Джон Траволта

Джордж Клуни

30-41 слайд

Я хочу жить – история болезни детей оренбургской области

42 слайд

Мечты детей

43-44 слайд

Работа с диаграммами

1. Как вы относитесь к благотворительности

  1. Анкетирование по вопросу: «Вы занимаетесь благотворительностью».

45-47 слайд

Волонтер- Рука Помощи – Создание Благотворительного фонда

49-59 слайд

Волонтерское движение клоунов в больницах

Студенты 4 курса циркового училища имени Карандаша.

Студенты 2-4 курса Мединститута г. Оренбург

60-64 слайд

Работа с Благотворительным фондом актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».

Акция «Нам нужна помощь».

65-66 слайд

Архитектурно-скульптурная композиция «Добрый Ангел Мира в городе Оренбург»

67 слайд

Благотворительные фонды в Оренбургской области

Начала действовать акции  благотворительного фонда «Тепло сердец» «Сухие попки» и «Кислород».

Завершение урока

Итак, мы выяснили, что  для любого человека  найдётся доброе дело.  Важно  только не быть равнодушным  к  чужим  страданиям  и  боли.

Д.Дидро «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей»

Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Сенека «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»

Анжелина Джоли

Анита Цой

Чулпан Хаматова

Мстислав Ростроповичч

Р.М. Горбачева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)

Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....

Конспект урока по теме: "Благотворительность"

В уроке отражена работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Открытый урок по теме «Благотворительность» в 7 классе, английский язык, автор учебника Кузовлев В.П. с применением системно-деятельностного подхода.

Открытый урок по теме «Благотворительность» в 7 классе, автор учебника  Кузовлев В.П.Учитель: Куркина В.В., АМОУ СОШ п. ПарфиноТема урока: «Что ты знаешь о волонтерах и волонтерской работе?»Цель ...

Урок английского языка в 7 классе на тему "Благотворительность"

Данный урок разработан по УМК В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа. Английский язык. 7 класс и является первым уроком в данной теме. Презентацию урока можно скачать здесь: http://depositfiles.com/files/8lm46kvc...

Презентация к уроку по теме «Благотворительность» .

Презентация к уроку по теме «Благотворительность» в 7 классе.Разработана по учебнику Кузовлева В.П....

Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"

Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"...

План- конспект урока английского языка в 9 классе по УМК " Английский в фокусе - 9 " по теме " Благотворительность"

План – конспект урока английского языка в 9 классе по УМК «Английский в фокусе -9» под ред. Ваулиной Ю. Е., Эванс В., Подоляко О. Е., Дули Дж. по теме «Благотворительност...