Урок по обществознанию на тему «Обмен, торговля, реклама»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Кузьмина Алёна Тимофеевна

Данный конспект урока по обществознанию составлен для 7 класса и направлен на получение учащимися начальных знаний об обмене, торговле, рекламе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_obmen_torgovlyareklama.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию на тему «Обмен, торговля, реклама»

Класс: 7


        Предмет: обществознание.

       

         Цель: получить начальные знания об обмене, торговле, рекламе.

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

  1. Почему люди занимаются бизнесом?
  2. Какова роль предпринимательства в развитии экономики?
  3. Назовите различные виды бизнеса. Как они взаимосвязаны?
  4. Как сделать бизнес успешным и получить прибыль?
  5. В каких формах можно организовать бизнес?

II. Изложение программного материала.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Как вы относитесь к поговорке «Не обманешь – не продашь»? Всегда ли обмен бывает справедливым и равным? Кто выигрывает от торговли – продавец или покупатель?

Зачем люди обмениваются

Вы уже знаете, что человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. Например, у часов с пластмассовым и металлическим корпусом одинаковая потребительная стоимость, но разная меновая. У буханки хлеба и пачки сигарет одинаковая меновая стоимость, но разная потребительная стоимость.

Попробуйте объяснить, почему.

Картинная галерея

П. П. Верещагин (1834-1886). Рынок в Нижнем Новгороде. 1872. ГТГ.

В какой части города организована рыночная торговля? Объясните, почему это место самое оживлённое. Кого художник сделал участниками рыночных отношений? Подумайте, какое значение имел рыночный обмен для жителей города.

Вам, конечно, приходилось меняться. Например, вы поменяли карандаш на ластик. А теперь представьте, что вы поменяли новый велосипед на видеокассету. Можно ли такой обмен назвать равным или равноценным? Наверное, нет, потому что предметы обмена имеют разную цену.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Одно из условий обмена – он должен быть равноценным, взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах.

Ещё в Древней Руси существовали рынки, основанные на бартере, т. е. натуральном обмене одной вещи на другую без денег.

Этот способ обмена дожил до наших дней. Он возникает тогда, когда денег мало или нет вообще (например, работникам текстильной фабрики зарплату выдали рулонами ткани или рабочие автозавода получили зарплату в виде наборов запасных частей к автомашине) либо денег в обращении слишком много, они теряют свою ценность, и тогда выгоднее совершать прямой обмен. В обоих случаях бартер – вынужденная мера. Подобный обмен, как и натуральное хозяйство, - пережиток прошлого, имеющий серьёзные недостатки: неудобен, занимает много времени на поиск варианта обмена, не всегда равноценный и справедливый. Поэтому в современной экономике преобладает товарное хозяйство и обмен с использованием денег.

Обмен, являясь важным элементом экономической жизни общества, был предметом изучения многих учёных-экономистов.

Жил на свете человек

Торговля и её формы

Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей – торговли.

Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и непосредственных их потребителей, людей и фирмы в единое хозяйство страны.

Почему возникла торговля? Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте.

Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Оптовая торговля занимается продажей товаров крупными партиями, а розничная – продажей единичных товаров или мелкими партиями. Примером оптовой торговли может быть закупка торговой базой товаров у предприятия-изготовителя, а затем отправка их в магазины. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях – это розничная торговля.

Приведите примеры покупки товара в оптовой или розничной торговле.

Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя – с зарубежными странами. Внешняя торговля ведётся по особым правилам, принятым во всём мире.

Торговля играет огромную роль в жизни общества. В истории человечества она заставляла народы дружить или враждовать, способствовала их обогащению или разорению.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Реклама – двигатель торговли

Вам, наверное, знакомо это утверждение. Попробуем разобраться, так ли это. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.

Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов.

Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

Приведите пример телевизионной рекламы, преследующей ту или иную цель.

Поэтическое слово

Реклама – предмет особого внимания предпринимательской фирмы, использующей её для привлечения внимания и поддержания интереса к себе и своей продукции. Фирмы затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают рекламные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарный знак фирмы (вероятно, вам известны знаки фирм «Билайн», «Адидас» и др.). В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители.

Рекламная информация нередко бывает недобросовестной или недостоверной. Отдельные предприниматели или фирмы, стремясь увеличить свою прибыль, намеренно приукрашивают и даже искажают информацию о предлагаемом товаре и его свойствах. Различные средства массовой информации, как правило, не несут ответственности за достоверность рекламы.

Поэтому потребителю важно самому критически оценивать рекламу. В этом ему помогут сравнение и оценка информации из различных источников (не только из средств массовой информации), дополнительная информация, в частности продавца-консультанта, изучение документации на товар и т. д. Потребителю нужно и самому осознавать негативную роль рекламной информации (например, реклама алкогольных напитков, сигарет и т. п.).

III. Итог урока.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Как обмен решает задачи экономики?
  2. Что необходимо для выгодного обмена?
  3. Зачем люди и страны торгуют?
  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?
  5. Для чего нужна реклама товаров и услуг?
  6. Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

УЧИМСЯ БЫТЬ ДУМАЮЩИМИ ПОКУПАТЕЛЯМИ  

Вам, наверное, уже приходится самостоятельно делать покупки. Всегда ли они бывают успешными, или вам приходится сожалеть о сделанном выборе?

Представим достаточно типичную ситуацию и попробуем вместе сделать правильный выбор. Например, вы собираетесь летом поехать отдыхать в спортивный лагерь или на дачу и решили купить гитару и новые кроссовки, но не знаете, как и где сделать рациональную покупку. У вас есть несколько вариантов выбора места и условий покупки, но каждый имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Местный рынок потребительских товаров. Ассортимент товаров большой, цены оптовые (ниже, чем в магазине), гарантия качества отсутствует, достоверная информация о товаре ограничена или отсутствует.
  2. Объявление о продаже товара в газете. Цена договорная. Гарантия качества отсутствует. Достоверной информации о товаре нет.
  3. Универмаг. Цены розничные (выше, чем на рынке). Имеется гарантия качества, достоверная и полная информация о товаре.

Выбор остаётся за вами. Экономисты же рекомендуют рациональному потребителю делать покупку длительного пользования (в нашем случае гитара) в универмаге, а товар повседневного спроса (в нашем случае кроссовки) на нырке потребительских товаров.

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: читать параграф «Обмен, торговля, реклама», ответить на вопросы в конце параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Обмен, торговля, реклама», обществознание, 7 класс

Материал помогает закрепить изученный материал по теме параграфа...

Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Обмен, торговля, реклама"

Тема: Обмен, торговля, рекламаЦели: Познакомить учащихся с основными экономическими процессами в области  торговли, а так же с механизмами купли-продажи, обмена, рекламной деятельности. Сформиров...

Задания по теме «Обмен. Торговля. Реклама.»

Авторские задания к теме "Обмен,торговля,реклама" по обществознанию 7 класс. Задания могут быть даны как практическая (домашняя работа)....

Конспект урока по обществознанию 7 класс «Обмен, торговля, реклама»

​План конспект урока по обществознанию 7 класс "Обмен, торговля, реклама"...

Конспект урока по обществознанию 7 класс «Обмен, торговля, реклама»

Цель урока: подвести учащихся к пониманию понятий обмен, торговля, реклама, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;Задачи:а) образовательная – ознакомление учащихся с эк...