Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Выродова Татьяна Сергеевна

Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края.

Методическая разработка урока обществознания на тему:

«Я – будущий избиратель».

Разработал учитель истории, обществознания

                              для учащихся 10 класса,

                                       МКОУ «СОШ № 6» ИМРСК

                                        Выродова Татьяна Сергеевна.

п. Передовой 2017 год.

Пояснительная записка.

 Особая роль в переходном процессе развития российского общества принадлежит молодому поколению, которое в ближайшем будущем способно сменить существующую ныне политическую элиту страны. Большинство молодого поколения России характеризуется низким уровнем доверия к политике и власти, а также высоким процентом политических абсентеистов, что ставит под сомнение легитимность существующей политической системы и возможность становления гражданского общества в нашем современном государстве. Современная молодежь – это, кроме всего прочего, политическое будущее России. Через 10 – 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском социуме. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы окончательно в инструмент манипуляции населением, или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти.

 Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь».

     Данная методическая разработка может использоваться не только на уроках обществознания, но и на классных часах, при проведении внеклассных мероприятий в целях правового  образования, активизации личностного потенциала учащихся старшеклассников (10 – 11 класс)  и расширения возможностей реализации их прав в конкретных жизненных ситуациях.

    Незнание законов, собственных прав, в том числе и избирательных,  делают   жизнь молодежи  политически   -  обособленной.

                       Планируемые результаты:

-  уметь объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;

- проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;

- задуматься о необходимости участия граждан в выборах.

Я – будущий избиратель.  Урок для учащихся 10 класса.

Цель:

  • формирование представления учащихся о  политических демократических ценностях: демократическом  политическом  процессе, демократической  политической  культуры.
  • Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • углубить, обобщить и систематизировать полученные знания, способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.
  • подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.
  • способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.

Форма урока – урок конференция.  (на урок приглашен депутат Государственной Думы)

Учащиеся получили опережающее домашнее задание по темам:

1. Виды избирательной системы.

2. Многопартийность в нашей стране.

Вступительное слово учителя по теме: история выборов  в России.

     История выборов уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерным избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившего в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения, объединенных славянских и финских земель.

  Особенно яркие примеры северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особенная форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ) избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Решения принималось путем открытого голосования на вече. С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно – представительный орган, который поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращались бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы. На связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».  В отличие от европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная  Дума. Дважды её разгоняло правительство, но она и просуществовала около 12 лет, плоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную Думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов.  К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Полномочия Думы были ограничены. Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма. 12 декабря 1993 года был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента – Федерального собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума).

    Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.

    Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Это с одной стороны, право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнения которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.

Сегодня к нам на урок пришел депутат Государственной Думы ___________ , который нам расскажет об  основных принципах и стадиях выборов в России.

Основные принципы и стадии выборов в России.

   Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признанными легитимными.

   Данные принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ. В соответствии со ст.32 ч.2 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». На основании данной статьи существует принцип всеобщности. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право принимать участие в выборах. Существуют два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости, которые ограничивают принцип всеобщности. Возрастной ценз – требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Например, Депутатом Государственной Думы может быть выбран гражданин, который достиг 21 года. Ценз оседлости – установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено  определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

   Следующий принцип – равное избирательное право. В Федеральном законе оно трактуется как участие граждан в  выборах « на равных основаниях». Это означает, что все граждане, которые удовлетворяют требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

   Прямое избирательное право означает, что избиратель непосредственно подает свой голос за конкретного кандидата или списка кандидатов. Прямое избирательное право отличается от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей  или каких либо иных лиц. Многостепенное избирательное право, суть которого состоит в том, что выбирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие.

   Еще один принцип избирательного права – тайное голосование. Данный принцип является обязательным атрибутом демократической системы выборов, абсолютной привилегией избирателей. Это означает, что исключается возможность какого- либо контроля над  волеизъявлением избирателей. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. 

   Принцип добровольности - это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление.

Стадии избирательного процесса:

Учитель:  Ребята вы можете задать вопросы депутату.

  1. Как вы думаете, почему повышен возраст для кандидатов в  Государственную Думу и на должность Президента.
  2. Зачем нужен ценз оседлости и т. д.

Итак, ребята вы получили опережающее домашнее задание и сейчас мы заслушаем  первое выступление.

1. Виды избирательной системы. (Презентация № 1)

               Общая характеристика мажоритарной системы.

   Наиболее  распространена  на  выборах система  большинства,  которая именуется мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).  Когда  же она применяется для выборов коллегиального органа власти,  например,  палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то  есть  в каждом из них должен быть избран один депутат.

   Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него.

Пропорциональная система.

   Система  пропорционального  представительства политических партий  и  движений, сокращенно называется  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия  получала  в  парламенте или ином представительном органе число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.   Требование   пропорционального представительства  подчас  поднимается  на  конституционный  уровень.

  Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и  минусы.  К числу последних относится, во-первых, то что  голосование при пропорциональной  системе  проводится  по  многомандатным  избирательным округам, в которых,  соперничают списки кандидатов,  выдвинутые  политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен  выбирать  не  между персонами, как при мажоритарной системе (хотя  и  при  ней  практически  для избирателя зачастую больше значима партия,  нежели  личность  кандидата,  ею выдвинутого),  а  между  партиями  (движениями)  и  голосовать   за   список кандидатов, из которого избирателю известны  в  лучшем  случае  несколько  лидеров.

Смешанная система.

  Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.

  Половина состава Государственной Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

  По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:

1) подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые оказались допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 – число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат – это первое избирательное частное;

2) число действительных голосов, полученное каждым общефедеральным списком кандидатов, которые участвовали в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общефедеральный список кандидатов;

3) в случае, когда после произведенных действий в соответствии со вторым правилом, остаются не распределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Не распределенные мандаты передаются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть, т.е. остаток числа, полученного в результате деления. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, который зарегистрировался раньше.

Многопартийность в нашей стране. (Презентация № 2)

1. «Единая Россия»
Лидер: Владимир Путин
Дата основания: 1 декабря 2001
Штаб-квартира: Москва
Идеология: центризм, социальный консерватизм
Количество членов: 1 931 667
Мест в нижней палате: 315 из 450
Партийная печать: газета «Единая Россия» (закрыта в 2008 году).
Цели:  1. Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации.
2. Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.
3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Интересные факты: В честь партии назван электровоз 2ЭС6-001.


2. Коммунистическая партия Российской Федерации
Лидер: Геннадий Зюганов
Дата основания: 14 февраля 1993
Штаб-квартира: 103051 Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 3, строение 1)
Идеология: марксизм-ленинизм (и его творческое развитие)
Союзники и блоки: СКП-КПСС, АКМ.
Молодёжная организация: СКМ РФ

Количество членов: 152 844
Девиз: «Россия! Труд! Народовластие! Социализм!»
Мест в нижней палате: 57 из 450
Гимн: «Интернационал».
Партийная печать: газета «Правда», более 30 региональных изданий.
Цели: Согласно своей программе, КПРФ считает необходимым реформировать страну в три этапа. На первом этапе планируется достижение власти трудящихся (на текущий момент, по мнению КПРФ, такой власти у них нет) в лице коалиции во главе с КПРФ. Достижение этой цели поможет устранить катастрофические, с точки зрения партии, последствия проведённых в последние десятилетия реформ, в частности, путём национализации приватизированной в 1990-х годах собственности. При этом, однако, мелкие товаропроизводители останутся, и, более того, будет организована их защита от ограбления «крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами». Также планируется провести реформу управления путём создания советов различного уровня.
  На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт ещё больше. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится. Наконец, на третьем этапе планируется построение социализма.
  В программе-минимуме (первоочередные меры по реализации стратегических целей партии) предусматривается:

  • установление «власти трудящихся, народно-патриотических сил»;
  • национализация природных богатств России и стратегических отраслей экономики с использованием доходов этих отраслей в интересах всех граждан;
  • возврат в Россию из зарубежных банков государственных финансовых резервов с использованием их на экономическое и социальное развитие;
  • пересмотр законов, по мнению партии, «ухудшающих материальное положение граждан и позволяющих растаскивать природные ресурсы страны»: закон о «монетизации» льгот, Трудовой, Жилищный, Земельный, Лесной и Водный кодексы;
  • восстановление льгот для многодетных семей, воссоздание сети общедоступных детских садов, обеспечение жильём молодых семей;
  • недопущение повышения пенсионного возраста;
  • принятие программы по борьбе с бедностью, установление государственного контроля над ценами на товары первой необходимости;
  • введение прогрессивной шкалы налогообложения;
  • восстановление ответственности власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установление платы за жилищно-коммунальные услуги в размере не более 10 % дохода семьи, прекращение выселения людей, расширение государственного жилищного строительства;
  • создание условия для развития малого и среднего предпринимательства; принятие «самых решительных мер для подавления коррупции и преступности», пресечение практики искусственных банкротств, рейдерских захватов;
  • прекращение фальсификаций при проведении выборов, создание «реально независимой судебной системы»; повышение эффективности системы государственного управления, сокращение числа чиновников, расширение прав трудовых коллективов и профсоюзов;
  • увеличение финансирования науки, обеспечение учёных «достойной заработной платой и всем необходимым для исследовательской деятельности»; восстановление «высоких стандартов всеобщего бесплатного среднего и высшего образования»; обеспечение общедоступности и высокого качества здравоохранения;
  • ограждение общества от «пропаганды пошлости и цинизма в СМИ», осуществление доступа в государственные средства массовой информации «всех политических сил, действующих в рамках закона», прекращение очернения российской и советской истории.

Интересные факты: Партия имеет свою позицию в отношении отечественной истории, и считает занятую официальными историками позицию ложной: например, по поводу голодомора на Украине, событиях в Катыни, коллективизации.


3. Либерально-демократическая партия России
Лидер: Владимир Жириновский
Дата основания: 13 декабря 1989
Штаб-квартира: 107045, Москва г, Луков пер, 9, 1
Идеология: национализм, консерватизм, патриотизм, популизм
Союзники и блоки: Сербская радикальная партия, Либерально-демократическая партия Белоруссии, Славянская партия Украины, Русский блок.
Количество членов: 185 573 человек.
Девиз: Не врать и не бояться!
Мест в нижней палате: 40 из 450.
Цели:

  • Создание могущественного Российского государства.
  • Воссоединение земель бывшего СССР.
  • Правопорядок и диктатура закона.
  • Создание социально ориентированного общества.
  • Стабильно хорошие условия жизни для всех граждан России.
  • Свою главную социальную базу и опору ЛДПР видит в гражданах России, не равнодушных к судьбе Отечества, переживающих его боль как свою и радующихся всей душой и сердцем его победам.

Интересные факты: Согласно точке зрения большинства политологов, ЛДПР является «партией одного человека», а её программа не соответствует принципам ни либерализма, ни либеральной демократии. Напротив, популистская идеология ЛДПР не носит системного характера и близка к крайнему национализму и этатизму. Политологи также отмечают, что ЛДПР фактически не является оппозиционной партией, а активно играет на стороне власти.

4. «Патриоты России».
Лидер: Геннадий Семигин.
Штаб-квартира: 119121, г. Москва, Смоленский б-р, 11.
Идеология: патриотизм.
Союзники и блоки: Великая Россия.
Количество членов: 87 344.
Девиз: «Патриотизм выше политики!».
Мест в нижней палате: 0 из 450.
Цели: Главная стратегическая цель партии — создание в Российской Федерации общества равных возможностей, гармонично сочетающего политическую стабильность, социальную справедливость и устойчивое экономическое развитие. Партия стремится к объединению всех оппозиционных сил страны на базе патриотизма, основываясь на социалистических, социал-демократических и центристских взглядах на развитие общества и государства. Партия отвергает радикализм, экстремизм, шовинизм и национализм в любых их проявлениях.

5. Российская объединённая демократическая партия «Яблоко».
Лидер: Сергей Митрохин.
Дата основания: 1993.
Штаб-квартира: 119017, г.Москва, ул. Пятницкая, 31/2, строение 2.
Идеология: Либерализм, Социал - либерализм, Социал - демократия.
Количество членов: 55 930.
Девиз: «Свобода и справедливость!».
Мест в нижней палате: 0 из 450.

Цели:
-  превратить Россию в страну, где людям хорошо жить
-  От олигархической системы - к государству благосостояния граждан
-  Ликвидация нищеты, преодоление бедности
-  Подъем производства
-  Достойные пенсии всем, а не только чиновникам и депутатам.
В 2008 году председателем партии стал Сергей Митрохин.


6. «Справедливая Россия».
Лидер: Сергей Миронов.
Дата основания: 28 октября 2006.
Штаб-квартира: 107031, г. Москва, ул. Дмитровка Б., 32, 1.
Идеология: Социал-демократия.
Интернационал: социалистический.
Количество членов: 402 017.
Девиз: «Мы помогаем сегодня!».
Мест в нижней палате: 38 из 450.
Цели:
•   Радикально изменить систему подоходного налога — заменить «плоскую шкалу» с налоговой ставкой 13% на четырехступенчатую, прогрессивную шкалу.
•   Установить трехчастное изъятие природной ренты: 1) через усовершенствованный налог на добычу полезных ископаемых; 2) через оптимизированную и гибкую экспортную пошлину; 3) через ежемесячные лицензионные платежи за месторождение.
•   Ввести налог на роскошь: приобретаемые предметы роскоши должны облагаться налогом с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости приобретения.
В результате перераспределения доходов при помощи налогов разница доходов между богатыми и бедными снизится, по меньшей мере, в 3,5 раза.
•   Партия требует выполнения в полном объеме обязательств государства по восстановлению сбережений граждан, утраченных в 1992 году, которые признаны внутренним государственным долгом Российской Федерации. В том числе путем перевода части долга в государственные ценные бумаги, приносящие гарантированный доход.

7. «Правое дело».
Лидер: Георгий Бовт, Леонид Гозман.
Дата основания: 16 ноября 2008.
Штаб-квартира: Россия, Москва.
Идеология: Либерализм, либерал-консерватизм.
Количество членов: 61 691.
Девиз: «Свобода, собственность, порядок!».
Мест в нижней палате: 0 из 450.
Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» — правоцентристская российская политическая партия, созданная 16 ноября 2008 года на основе трёх партий, декларировавших либеральную направленность (Гражданская Сила, ДПР, СПС).
Официально зарегистрирована 11 февраля 2009 года.
Критики партии утверждают, что она фактически курируется Администрацией Президента РФ. Представители партии не отрицают, что она была создана при участии Кремля, однако предполагают, что партия сможет обладать политической самостоятельностью.

 Учитель: Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны и причины политической пассивности части наших граждан.

Необходимо участвовать в выборах потому, что: 

  1. Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
  2. Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
  3. Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
  4. Выборы закладывают фундамент будущего страны;
  5. Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности: 

  1. Отстраненность части граждан от политики;
  2. Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
  3. Низкий уровень политической культуры;
  4. Незнание программ партий и трудности с выбором;
  5. Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

  Учитель: наш урок подходит к концу и я, предлагая вашему вниманию просмотреть презентацию (Презентация № 3)  и ответить на вопрос:  Как относится эта притча к теме урока?

   Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.

  Успехов вам в вашей жизни.



Предварительный просмотр:

Стрелков Даниил Александрович

                                                  учащийся 5 класса,

                                                                МКОУ «СОШ №6» ИГОСК

                                                 поселок Передовой

   

 

                 

                                                                                                                                                         

Сочинение эссе «Моя Конституция»

   

   В каждой стране, большой и маленькой, есть своя Конституция. Имеется она и у нас, в России. Я догадываюсь, что все разделы и главы Конституции отражают самые  важные для нашего многонационального народа и государства правила и нормы.

   Мне только 11 лет и ещё не всё ясно в ней, но мы с дедушкой разбирали статьи нашей Конституции, обсуждали их с примерами, и мне особенно дороги те, что гарантируют нерушимость нашей Родины. Что ни одна пядь нашей земли не может быть отдана кому-либо: ни Курильские острова, ни Крым, ни Калининградская область, ни граничащие с Прибалтикой западные территории нашей страны…    

   Эту землю защитили от фашистов мои прадеды Михаил Ефимович Маслов и Муталиб Аббасович Аббасходжаев, на ней родился я и мои сёстры. Это моя Родина, и мне хочется жить на ней мирно и счастливо.

   Мне нравится, что в Конституции есть статьи против насилия и жестокости, унижения человеческого достоинства; что все люди равны перед законом, а жилище человека неприкосновенно. Что мы можем говорить на своём родном языке и жить в родной стране, где хотим. Что Конституция гарантирует моим дедушке и бабушке повышение пенсии, потому что живётся им нелегко, хоть они всю жизнь трудились на благо родной страны, имея высшее образование. Но дедушка говорит, что трудности временные: «Растревоженный улей не сразу успокаивается!»

   Уже сейчас я задумываюсь о своём будущем и хочу, чтобы государство гарантировало всем не только бесплатное школьное образование, но и высшее, потому что и в малоимущих семьях много талантливых детей, которые в будущем могут стать гордостью нашего Отечества.

   Я поддерживаю, что у нас президентская власть, и что у нас такой сильный лидер, являющийся гарантом Конституции. Он мой идеал настоящего  патриота страны. Я даже сочинение писал во втором классе «Если бы я был Президентом РФ», а над моим рабочим столом висит портрет Владимира Владимировича Путина, нашего Президента.

    Я верю: имея такую Конституцию, большие природные богатства, талантливых людей, мы будем жить достойно в моей любимой России.

   А закончить своё эссе я хочу строчками из гимна Российской Федерации:

                   

                                        Славься, Отечество наше свободное,

                                        Братских народов союз вековой,

                                        Предками данная мудрость народная!

                                        Славься, страна! Мы гордимся тобой!

.

                                                                                                           



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  открытого внеклассного мероприятия

  в 9-11 классах

« Что такое коррупция и как с ней бороться?»

Учитель истории, обществознания - Выродова Татьяна Сергеевна.

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Задачи:

  • Образовательная: дать характеристику понятия «коррупция», познакомить с видами коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
  • Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
  • Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные поступки, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Межпредметные связи: история.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

Приветствие, организация рабочего места.

II.  Определение темы и цели мероприятия:

III. Ход: «Коррупция, коррупция...» - только и слышно со всех сторон (газеты, телевидение, радио). И куда не кинь, кругом коррупция. В судах, прокуратурах, МВД, армии, медицине, образовании, промышленности… Охвачены все сферы деятельности коррупцией в государстве! Еще великий русский писатель Михаи́л Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н писал: «У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: «Да когда же все это кончится?..» 

Анкетирование учащихся по теме « Что ты знаешь о коррупции» (приложение)

Существует ли действительно проблема коррупции или все это преувеличение? Если существует, то заражена этой «инфекцией» именно Россия или коррупция – это проблема всех стран? Как вообще относиться к этому явлению?

Итак, ребята - какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (каждый ученик называет свою ассоциацию, учитель пишет их на доске столбиком).

Пример:

«Коррупция» - взятка, деньги, чиновники, воровство;

«Политика» - парламент, закон, взятка;

«Закон» - порядок, все выполняют, прокуратура, суд, полиция;

«Государство» - чиновники, деньги, всех охраняет, президент.

Учащиеся называет свою ассоциацию со словом «коррупция», учитель пишет их на доске столбиком)

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого  определения. Имеется множество определений коррупции.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

В толковом словаре В.И.Даля коррупция толкуется как мздоимство и взяточничество. «Мздоимствовать - брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник».

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция — это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Виды коррупции

По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:

  1. Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников. Она включает подкуп, взятки, лоббистскую деятельность (см. что такое лоббизм), направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.
  2. Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса. Нарушения – вмешательство в выборы, незаконное финансирование партий, принятие решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.
  3. Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности. Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.

В зависимости от отрасли, в которой распространилась коррупция, она бывает:

  1. судейской;
  2. парламентской;
  3. корпоративной;
  4. политической;
  5. экологической;
  6. полицейской;
  7. образовательной;
  8. профсоюзной;
  9. церковной и т. д.

Задание - составить кластер по теме «Виды коррупции».

C:\Users\Иван\Desktop\img3.jpg

Статья 4. Федерального закона «О противодействии коррупции» «Виды коррупционных правонарушений».

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

 Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа

  • При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Садыков заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (Взятка)
  • Государственный служащий Ковалев, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата, незаконная продажа)
  • Родственникам больного Иванова главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Вымогательство)
  • Городская администрация в течение долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева (Волокита)
  • Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм. Клановость)
  • Мэр небольшого городка Смирнов, являющийся членом правящей партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. (Злоупотребление служебным положением)

Исторические справки. (Сообщение учащихся, подготовленные заранее)

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен. Наказание за взяточничество (подкуп) предусматривалось законами Хаммурапи (четыре тысячи лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. В России же первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III. «Судебник» 1497 года устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания битье кнутом. Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. При Петре I в России был широкий размах коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии) в 1718-1720 гг., которая была в ведении самого императора и занимала центральное место в системе управления государством, а также в донесении и раскрытии преступлений против государства. По указу Петра I от 25 августа 1713 года и позднейшим «узаконениям» лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Нельзя не вспомнить казнённого за казнокрадство сибирского губернатора Гагарина. Однако и такая мера не слишком устрашала казнокрадов. Фаворит Петра I князь Александр Меньшиков – талантливый администратор и полководец, который слыл любовью к деньгам и был крупным казнокрадом. Петр не раз наказывал его собственноручно, бил, грозил отставкой, но вскоре прощал друга.

Многое из сказанного, не теряет актуальности и в последующие этапы истории России. После смещения Н.С.Хрущева с середины 60-х годов 20 века начиналась 18-летняя эпоха Л.И.Брежнева. Наиболее «яркой» чертой этого времени стало воровство, коррупция, продажность, растаскивание народного достояния.

Последствия коррупции. Проблемный вопрос: «Почему в наши дни уделяется большое внимание борьбе с коррупцией?»

Последствия, порождаемые коррупцией

 развернуть таблицу

Экономические

Социальные

Политические

Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти.

Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организован-ной преступности.

Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов.

Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Причины коррупции. Проблемный вопрос: «Как у любого явления, у коррупции есть свои корни. Как вы думаете, что порождает коррупцию?»

  • Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.
  • Незнание законов.
  • Желание легкой наживы.
  • Нестабильность в стране.
  • Слабая развитость государственных институтов.
  • Неразвитость институтов гражданского общества.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

Борьба с коррупцией.

Сообщение учащегося «Из истории борьбы с коррупцией»

В историичеловечества сохранилось немало сведений о том, как боролисьправители с коррупцией. Первое из подобных сведений относятся ко второй половине IV века до н. э., когда борьбу с коррупцией вел Урукагина, шумерский правитель города-государстваЛагаша. Но, несмотря на борьбу с коррупцией, которая веласьна протяжении существования человечества, победить ее практически нигде не удавалось. Обычно удавалось лишь снизитьуровень наиболее опасных преступлений. В период Нового времени в Европе все более широко распространилась теория общественного договора, получившая свой логически завершенный вид в XVII–XVIII вв. Согласно этой теории государство возникло как продукт сознательной деятельности людей, как результат некоего договора между ними. По этому договору у тех, кто возглавляет государство и простых граждан складывается ряд взаимных прав и обязанностей, которые подразумевают и взаимную ответственность за их выполнение. Граждане обязаны выполнять законы, принятые государством, которое, в свою очередь, обязано соблюдать и защищать права граждан, предусмотренные законом. В случае злоупотребления властью граждане вправе расторгнуть договор, вплоть до свержения тех, кто так поступает. Теория общественного договора, демократическая по своему содержанию, имела огромное значение для последующего развития политической системы европейских государств и объективно нанесла удар по коррупции. Данная концепция нарушала традиционное религиозные представления о происхождении власти, якобы данной избранным людям «от бога» и поэтому имевшим моральное

право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:

  • «Чем строже, тем лучше»;
  • «Необходим разумный подход»

Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Слово учителя: «Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся (воспитанников)».

Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

IV. Подведение итогов внеклассного мероприятия: изготовление памятки.

Решение проблемы коррупции.

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

«Гласность, честная и полная гласность – вот первое условие здоровья всякого общества.

 Кто не хочет Отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтобы они гнили там.»  (А.И.Солженицын)

V. Результат описываемой практики: изготовление памятки по теме «Скажи коррупции – нет!», создание ролика по теме: «Вместе против коррупции», написание сочинения эссе по теме «Коррупция - проблема нашего общества.

Приложение:

                                                 Анкетирование  «Что ты знаешь о коррупции?»

(возможен выбор нескольких вариантов ответов)

1.Что Вы понимаете под коррупцией?

А. Хищение бюджетных средств

Б.Получение взятки

В . Получение подарка

Г.Использование должностного положения в личных и корыстных целях

Д. Использование государственных, муниципальных средств в личных целях

Е. Знаменитый русский «блат»

Ж.Недобросовестное исполнение должностных обязанностей

2.Сталкивались ли в Вы когда-нибудь в своей жизни с коррупционной ситуацией?

А. Да

Б.Нет

3. Каковы, основные причины возникновения коррупции?

А. Низкая заработная плата в бюджетной сфере

Б. Низкий уровень образования должностных лиц

В. Недостаточно строгий контроль за действием чиновников, их доходами и расходами

Г. Несовершенство судебной системы

Д.Отсутствие общественного контроля

Е. Неадекватность наказания за факты коррупции

Ж. Низкая эффективность правоохранительной системы

4. Как Вы считаете, серьезна ли проблема коррупции в России?

А.Очень серьезна

Б.Серьезна

В. Не серьезна

5. Каковы главные последствия коррупции?

А.Нарушение прав людей

Б.Социальное расслоение

В.Рост преступности

Г.Потеря доверия граждан к государству, правовой нигилизм в обществе, что подрывает саму основу государства

Д. Подрыв экономики

6. Считаете ли Вы, что с коррупцией необходимо бороться?

А. Да

Б.Нет

7. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы коррупционеров (взяточников) стало меньше?

А. Проводить агитационную работу с населением по формированию нетерпимости к проявлениям коррупции

Б. Повысить правовую грамотность населения

В.Ужесточить законодательство по борьбе с коррупцией.

Г. Повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционерами

Д. Шире освещать антикоррупционную деятельность в средствах массовой информации

Е.Жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств.

Ж. Отслеживать имущественное положения должностных лиц, расходы

официально получаемым доходам.

8.Как ты считаешь, какими знаниями и навыками должен обладать молодой человек (школьник) чтобы противостоять коррупции?

А .     Обладать высоким уровнем гражданского сознания

Б.     Знать законы

В.     Не давать взятки

Г.     Быть честным человеком

Д.     Затрудняюсь ответить

Памятка «Скажи коррупции нет»

C:\Users\Иван\Desktop\452a22e8a65687f8f3f01fa780f8152c.jpg

Сочинение эссе на тему «Скажи коррупции – НЕТ!»                                      

             Покупающие власть за деньги,

привыкают извлекать из нее прибыль.

Аристотель.

  Одной из главных проблем нашей страны является коррупция, которая препятствует социально-политическому и экономическому развитию нашей страны. Коррупция-это подкуп взятками, продажность должностных лиц. Обозначающий обычно использование авторитетных людей своих властных полномочий в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.  

   Коррупция начала набирать свои обороты с момента становления общества. Уже тогда люди прибегали к ней, чтобы добиться лучших условий жизни.  Причины нарушения закона со стороны лица берущего взятку чаще всего являются: жадность, отсутствие нравственных принципов, также немаловажным фактором является низкая заработная плата. Со всеми этими причинами проявления коррупции нужно бороться.  В целях борьбы с этим явлением, можно проводить антикоррупционные митинги и собрания. Они помогли бы обратить внимание властей. Также на территории РФ ведется борьба с коррупцией на основании закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ, что включается в себя основные принципы ликвидации последствий коррупционных правонарушений

На Руси эффективным борцом против коррупции был Иван Грозный. Он не позволял прибегать к взяточничеству, а наказанием за это была смертная казнь. Именно благодаря правильным установкам царя за время его правления уровень коррупции значительно сократился.  

  Я думаю, мы должно знать, насколько страшна коррупция, ведь она способна поменять наше сознание. Люди всё чаще и чаще убеждаются в том, что всё в этом мире можно купить за деньги. А поэтому борьба с коррупцией должна быть повседневной. Каждый должен честно выполнять свои должностные обязанности и только тогда мы сможем победить коррупцию.

Выполнила: Жорова Анастасия(11 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздник для будущих первоклассников

Сценарий построен для детей дошкольного возраста. Цель: знакомство с первым учителем, школой, школьными правилами. Участие принимают сказочные персонажи, которые на протяжении всего праздника играют с...

Учебно-методическая разработка по теме "Наиболее употребительные способы выражения будущего времени в английском языке"

Данная разработка предназначена для учащихся 6-11 классов. К ней прилагаются упражнения для закрепления материала....

Методическая разработка "Прошлое глазами будущего"

Методическая разработка посвящена прзднику День народного единства, который отмечается в России 04 ноября. Расчитано на учеников старших классов, изучающих французский язык....

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка "Способы выражение будущего времени" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Видеоурок по английскому языку: Future Indefinite Tense - Будущее неопределенное времяhttps://www.youtube.com/watch?v=1wvgedkGpToFuture Simple 6 значений Будущего простого времени Английская грамматик...

Методическая разработка урока . Клуб "Юный избиратель"

Сегодняшняя тема урока является заключительной в разделе «Избирательное право в Российской Федерации». Она называется «Избирательное право и избирательный процесс.  Основные ста...

Методическая разработка "Пассивный залог (Будущее время)"с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Методическая разработка "Пассивный залог (Будущее время)"с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.ВИДЕОУРОКИ:Будущее время в пассивном (страдательном) залоге. Future Sim...